Слайд 2
6) Игумен Троице-Сергиева монастыря, благословивший Дмитрия Донского на
борьбу с татарами и предсказавший Дмитрию кровопролитную битву и
победу
А) Дмитрий В) Сергий
Б) Николай Г) Александр
7) Город Московской области – место сбора русских войск, предводимых Дмитрием Донским
А) Муром В) Суздаль
Б) Коломна Г) Новгород
8) Прозвище Ивана II Ивановича – отца Дмитрия Донского
А) Грозный В) Калита
Б) Красный Г) Великий
9) Приток реки Дона, в устье которой стали русские войска Дмитрия Донского
А) Пьяна В) Красная Меча
Б) Непрядва Г) Вожа
10) Ордынский князь, поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав об этом, собрал много воинов и пошел навстречу врагу с войском большим и грозным. И, переправившись через Оку, вошел в землю Рязанскую и встретился с татарами у реки у Вожи, и остановились обе силы, а между ними была река.
Событие относится к: А) 1380 В) 1382
Б) 1378 Г) 1384
Слайд 4
Цель урока:
Выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской
культуры (литература, зодчество, живопись);
Оценить уровень развития культуры древней Руси;
Сформировать
представления о целостности и самобытности культуры Древней Руси.
Слайд 5
МОНГОЛЬСКОЕ РАЗОРЕНИЕ ИМЕЛО КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ПОГИБЛО МНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА,
ПРЕРВАЛОСЬ РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ
ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА,
НАРУШИЛАСЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ.
Слайд 6
ПОСТЕПЕННО РУСЬ ОПРАВИЛАСЬ ОТ РАЗГРОМА, НАЧАЛОСЬ ВОЗРОЖДЕНИЕ
ЕЁ КУЛЬТУРЫ.
В САМЫХ РАЗНЫХ ЕЁ ОБЛАСТЯХ РУССКИЕ ЛЮДИ
СОЗДАЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ,
КОТОРЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ВЫСОКОМ УРОВНЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ТЕ ВРЕМЕНА.
Слайд 7
Русская культура в 13-14 вв.
Слайд 8
ПИСЬМЕННОСТЬ
КНИГИ ПРОДОЛЖАЛИ ПИСАТЬ ВРУЧНУЮ.
ОСНОВНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ПИСЬМА
ОСТАВАЛСЯ ПЕРГАМЕН.
С середины XIV века НА РУСЬ ПРИШЁЛ
ИЗ ЕВРОПЫ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ — БУМАГА.
ДОКУМЕНТЫ ПИСАЛИСЬ ТЕПЕРЬ НА ИТАЛЬЯНСКОЙ, ФРАНЦУЗСКОЙ, НЕМЕЦКОЙ, ГОЛЛАНДСКОЙ БУМАГЕ.
ЕЁ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НАЧАЛОСЬ ТОЛЬКО В середине XVII века.
Слайд 9
Буквица
В середине XV века
ПОЛУУСТАВ ПРЕВРАТИЛСЯ
В
СКОРОПИСЬ.
КОНЦЫ БУКВ ВЫШЛИ ЗА
ЛИНИЮ СТРОКИ.
СТАЛО БОЛЬШЕ СОКРАЩЕНИЙ
СЛОВ, НЕКОТОРЫЕ БУКВЫ
ВОЗНЕСЛИСЬ НАД СТРОКОЙ.
НАПИСАНИЯ БУКВ
ПРИОБРЕЛИ БОЛЬШОЕ
РАЗНООБРАЗИЕ
ВСЁ ЭТО УСКОРИЛО ПИСЬМО.
ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ПОТРЕБНОСТЬ В НЁМ ПОСТОЯННО
УВЕЛИЧИВАЛАСЬ, И КНИГИ, И ДЕЛОВЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТРЕБОВАЛИСЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Слайд 10
ИЗМЕНИЛСЯ ТИП
ПИСЬМА.
ЕСЛИ РАНЬШЕ
ГОСПОДСТВОВАЛ
УСТАВ, ТО
ЕСТЬ
ТЩАТЕЛЬНОЕ,
НЕТОРОПЛИВОЕ
ПИСЬМО, ТО ТЕПЕРЬ
ПОЯВИЛСЯ ПОЛУУСТАВ.
БУКВЫ
СТАЛИ МЕЛЬЧЕ,
ПОТЕРЯЛИ ЧЁТКУЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФОРМУ, ВОЗНИК ИХ НАКЛОН.
ПИСЬМО СТАЛО БЕГЛЫМ.
Слайд 11
ЛИТЕРАТУРА
Древнерусская литература являлась
важнейшим проявлением общественного
сознания своего
времени.
Основные жанры - повесть, житие, сказание,
летопись.
Особенность средневековой литературы:
в
основе сюжета - конкретный исторический факт;
главный герой - реальное историческое лицо;
литературное произведение сливается с исторической хроникой.
возникновение обобщенного, вымышленного героя литературных произведений произошло значительно позднее.
Слайд 12
«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ И СЛОЖНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ЗЕМЛИ С ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ ВО
МНОГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ КАЛКЕ», «ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ» РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ЭТИХ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ.
С НЕВЫРАЗИМОЙ СКОРБЬЮ БЕЗЫМЯННЫЕ АВТОРЫ РИСУЮТ ПЕРЕД НАМИ КАРТИНЫ ГИБЕЛИ КНЯЖЕСТВ, ОТЧАЯННОЙ БОРЬБЫ С ЖЕСТОКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ.
Слайд 13
Евпатий Коловрат
НО НЕ ТОЛЬКО ПЕЧАЛЬ НАПОЛНЯЛА ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
В НИХ СЛЫШАЛСЯ И СТРАСТНЫЙ ПРИЗЫВ К БОРЬБЕ.
ТАК,
ИЗ «ПОВЕСТИ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ» МЫ УЗНАЁМ О ХРАБРОМ ГЕРОЕ ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ, ГРОМИВШЕМ ВРАГОВ.
Слайд 14
«Повесть о Михаиле Черниговском»
ИСТОРИИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ РУСИ И ОРДЫ
ПОСВЯЩЕНЫ «ПОВЕСТЬ О МИХАИЛЕ ЧЕРНИГОВСКОМ» И «ПЕСНЯ О ЩЕЛКАНЕ
ДУДЕНТЬЕВИЧЕ».
В НИХ ГОВОРИТСЯ О ГИБЕЛИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВСЕВОЛОДОВИЧА И О ТВЕРСКОМ ВОССТАНИИ 1327 года.
ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОДДЕРЖИВАЛИ ВЕРУ РУССКИХ ЛЮДЕЙ В ТО, ЧТО ИХ РОДИНА СПОСОБНА ОТСТОЯТЬ СВОЮ СВОБОДУ, ПУСТЬ ДАЖЕ ЦЕНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ.
Слайд 15
ГОРЕЧЬЮ И ОДНОВРЕМЕННО ГОРДОСТЬЮ, ЛЮБОВЬЮ К ОТЕЧЕСТВУ ПРОНИКНУТО
«СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ» ОТ МОНГОЛО-ТАТАР.
Слайд 16
ПОБЕДА В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ ВСКОЛЫХНУЛА РУССКИЙ НАРОД.
В
конце XIV века РЯЗАНСКИЙ БОЯРИН СОФОНИЙ СОЗДАЛ ВЕЛИЧЕСТВЕННУЮ ПОЭМУ
«ЗАДОНЩИНА».
ПОТОМ ЕЁ ДОПОЛНИЛИ И ПЕРЕРАБОТАЛИ ДРУГИЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.
«ЗАДОНЩИНА» ВОСПЕЛА ПОБЕДУ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ.
В ПОЭМЕ — НЕ ТОЛЬКО ПЕЧАЛЬ О БЕДАХ, ПОСТИГШИХ РУСЬ, НО И РАДОСТЬ, ПЕРЕЖИТАЯ РУССКИМИ ЛЮДЬМИ, КОГДА МАМАЕВЫ ПОЛКИ БЫЛИ РАЗГРОМЛЕНЫ.
Слайд 17
«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ», НАПИСАННОЕ В начале XV
века, СЛАВИТ ПОДВИГИ ГЕРОЕВ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ.
БЕЗЫМЯННЫЙ АВТОР ГОВОРИТ
НЕ ТОЛЬКО О КНЯЗЬЯХ И ВОЕВОДАХ, НО И О РЯДОВЫХ УЧАСТНИКАХ ПОБОИЩА, ВОСХИЩАЕТСЯ ИХ САМООТВЕРЖЕННОСТЬЮ И СТОЙКОСТЬЮ.
Слайд 18
Епифаний Премудрый
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ПИСАТЕЛЕМ конца XIV — начала
XV века БЫЛ МОНАХ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ.
СВОЮ
ВИТИЕВАТУЮ МАНЕРУ ПИСЬМА ОН НАЗЫВАЛ ПЛЕТЕНИЕМ СЛОВЕС.
В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕПИФАНИЙ СЛАВИЛ ПОДВИЖНИКОВ, ПОСВЯТИВШИХ СЕБЯ ПРОСВЕЩЕНИЮ РУСИ.
Слайд 19
ЕПИФАНИЮ ПРИНАДЛЕЖАТ ЖИТИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И СТЕФАНА ПЕРМСКОГО
— МОНАХА, КОТОРЫЙ ПРОПОВЕДОВАЛ ХРИСТИАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ У НАРОДА КОМИ
И РАЗРАБОТАЛ ДЛЯ КОМИ АЗБУКУ.
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОТРАЗИЛСЯ ДУХОВНЫЙ ПОДЪЁМ РУСИ, УСТОЯВШЕЙ ПЕРЕД ЛИЦОМ ОРДЫНСКОЙ ОПАСНОСТИ.
Слайд 20
Устное народное творчество
Жанры
исторической песни и сказания. Например, песня о Щелкане.
Цикл новгородских былин - о Садко и Василии Буслаеве
Слайд 21
ЗОДЧЕСТВО
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ ВОЗРОДИЛОСЬ ТОЛЬКО в
конце XIII века.
РАНЬШЕ ВСЕГО НАЧАЛИ ВОЗВОДИТЬ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ
В НОВГОРОДЕ.
В ХОД ШЛИ ИЗВЕСТНЯК И КИРПИЧ.
ХРАМЫ БЫЛИ СТРОГИ, ПРОСТЫ ПО ФОРМЕ, ЛИШЕНЫ ПЫШНЫХ УКРАШЕНИЙ.
В ОСНОВНОМ ЭТО НЕБОЛЬШИЕ ОДНОГЛАВЫЕ ЦЕРКВИ, ТАКИЕ, КАК НОВГОРОДСКИЕ ЦЕРКВИ НИКОЛЫ НА ЛИПНЕ И СПАСА НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ.
В НИХ ЧУВСТВУЕТСЯ ОБЩНОСТЬ С НОВГОРОДСКИМИ ЦЕРКВАМИ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА.
ТАКАЯ ТРАДИЦИОННОСТЬ СВЯЗАНА С СОХРАНЕНИЕМ НОВГОРОДОМ СВОЕГО ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА РУСИ.
Одна из первых каменных церквей на Руси в XI веке
Юрьев монастырь
Слайд 22
Суздаль.
Очень редкий памятник каменного жилого зодчества на
Руси.
В XIV веке НАЧИНАЕТСЯ КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В НОВЫХ ГОРОДСКИХ
ЦЕНТРАХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ.
КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ТВЕРИ, МОСКВЕ, КОЛОМНЕ.
ИХ ОТЛИЧАЕТ ОЧЕНЬ СВОЕОБРАЗНЫЙ СТИЛЬ.
ПЫШНОСТЬ КАМЕННОЙ РЕЗЬБЫ И БОГАТСТВО УКРАШЕНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО ЗОДЧЕСТВА, СМЕНЯЮТСЯ ПРОСТОТОЙ ОТДЕЛКИ.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СОХРАНЯЕТСЯ ИЗЯЩЕСТВО АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ.
Слайд 23
СТРОГИЕ ПО ФОРМАМ, НО ТОНКИЕ ПО ИСПОЛНЕНИЮ КАМЕННЫЕ
ХРАМЫ ТОЙ ЭПОХИ НЕСУТ МОЩНЫЙ ДУХОВНЫЙ ЗАРЯД.
ЭТО, КАК
ПРАВИЛО, ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ОДНОКУПОЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ.
ИХ ВНУТРЕННИЕ СВОДЫ ДЕРЖАЛИСЬ ЧЕТЫРЬМЯ СТОЛБАМИ (столпами).
СТЕНЫ ЗАВЕРШАЛИСЬ СТУПЕНЧАТЫМИ ЯРУСАМИ КОКОШНИКОВ, ПОДНИМАВШИХСЯ К КУПОЛУ.
Церковь Николы на Липне близ Новгорода 1292г
Слайд 24
ТАКОЕ СТРОЕНИЕ СПОСОБСТВОВАЛО ТОМУ, ЧТО ХРАМ ВНУТРИ КАЗАЛСЯ
ЕЩЁ ВЫШЕ И СТРОЙНЕЕ.
ЕГО ПРОСТРАНСТВО КАК БЫ УСТРЕМЛЯЛОСЬ
К НЕБУ.
МЫ И СЕЙЧАС МОЖЕМ ЛЮБОВАТЬСЯ ПРЕКРАСНЫМ СПАССКИМ СОБОРОМ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ.
ЕГО ПОСТРОИЛИ в 1420-х годах.
НЫНЕ ЭТО — СТАРЕЙШЕЕ ИМ СОХРАНИВШИХСЯ ЗДАНИЙ МОСКВЫ
Слайд 25
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ ОБРАЗЦАМИ КАМЕННОГО ЗОДЧЕСТВА ТОЙ ЭПОХИ ЯВЛЯЮТСЯ УСПЕНСКИЙ
СОБОР В ЗВЕНИГОРОДЕ И СОБОРЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА И САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЕЙ.
ВСЕ ОНИ НЕСУТ ЯРКИЕ ЧЕРТЫ НЕПОВТОРИМОГО СТИЛЯ МОСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
Слайд 26
Село Великое под Москвой
В XIV—XV веках на
РУСИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО.
НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА ОНО ДОСТИГЛО В
НОВГОРОДЕ И КНЯЖЕСТВАХ МОСКОВСКОЙ РУСИ.
Слайд 27
Начинали строить храмы обычно весной или летом и
заканчивали работу осенью (март — сентябрь).
В первый год
обычно устраивали фундамент.
Затем два-три года возводили стены и крыши.
Последний год был посвящен куполам и главам храма.
Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет..
Начало строительства храма.
Слайд 28
Материал для строительства: глина
Наиболее распространенным материалом в
каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой
каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа (плинтъ, плинфъ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.
Слайд 29
Материал для строительства: камень
В каждом княжестве предпочитали
свой, местный, камень.
Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли
красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом - оттенками лилового, фиолетового, розового.
В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник.
В Новгороде — известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов.
Во Владимире и Суздале привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.
Слайд 31
Наборы кирпичей
используемые
в строительстве
Слайд 32
Памятник конца XIII века — церковь Николы на
Липне, выстроенная архиепископом Климентом и датируется 1292 годом.
Церковь
Николы на Липне
Слайд 33
Выстроена в 1374 году, в 1378 году
расписана фресками знаменитым Феофаном Греком.
Церковь Спаса Преображения
на
Ильине улице
Слайд 34
Церковь Петра и Павла, поставленная в 1406
году на берегу Волхова, восточным фасадом обращена и реке.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Слайд 35
Собор был выстроен между 1410 и 1427 годами
при игумене Александре. Внутри собор был расписан Андреем Рублевым.
Это было его последнее произведение.
Спасский собор
Андроникова монастыря в Москве
Слайд 37
Своё название получили по месту первой крупной находки
в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во
главе с Флиндерсом Питри. погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Фаюмский потрет
Слайд 38
Энкаустика
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики -
это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность)
мазка. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта. Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).
Слайд 39
Темпера
Примерно со второй половины II века в портретах
начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков
написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца.
Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой.
Слайд 41
ИКОНОПИСЬ
ВЫДАЮЩИМИСЯ ТВОРЕНИЯМИ ОБОГАТИЛАСЬ РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ XIV —
XV веков.
КРУПНЕЙШИМИ ХУДОЖНИКАМИ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ФЕОФАН ГРЕК
И АНДРЕЙ РУБЛЁВ.
Феофан Грек, приехавший из Византии, в конце XIV века работал в Новгороде и Москве.
ОН ПИСАЛ ИКОНЫ,
РАСПИСЫВАЛ СТЕНЫ ХРАМОВ.
ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Феофан Грек
Слайд 42
«Святая Троица.»
Фреска Феофана Грека
ДРЕВНЕРУССКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСИ
ФЕОФАН ГРЕК НАПОЛНИЛ НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
ФРЕСКИ ХУДОЖНИКА В НОВГОРОДСКОЙ ЦЕРКВИ
СПАСА ВЫГЛЯДЯТ СУРОВЫМИ, ДАЖЕ ГРУБОВАТЫМИ,
НО ИХ ОТЛИЧАЕТ НЕОБЫЧАЙНАЯ ДУХОВНАЯ СИЛА И ПРОНИКНОВЕННОСТЬ.
Слайд 43
«Преображение»
УВЕРЕННАЯ КИСТЬ ФЕОФАНА СМОГЛА ПЕРЕДАТЬ В СОЗДАННЫХ ИМ
ОБРАЗАХ И ТОНКИЕ ДУШЕВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, И ТВЁРДОСТЬ ВОЛИ.
О
ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРА ДАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЗДАННЫЕ В ЕГО МАСТЕРСКОЙ ИКОНЫ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» И «БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ».
Слайд 44
Андрей Рублев
УЧЕНИКОМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ ФЕОФАНА ГРЕКА БЫЛ
ВЕЛИЧАЙШИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК АНДРЕЙ РУБЛЁВ
О ЕГО ЖИЗНИ ИЗВЕСТНО
ОЧЕНЬ МАЛО.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ОН БЫЛ МОНАХОМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА И СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЕЙ.
РАБОТАЛ В МОСКВЕ, ВЛАДИМИРЕ, ЗВЕНИГОРОДЕ. ВМЕСТЕ С ФЕОФАНОМ ГРЕКОМ РАСПИСЫВАЛ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
Слайд 45
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская
ВМЕСТЕ С ДРУГОМ
И СОРАТНИКОМ ДАНИИЛОМ ЧЁРНЫМ СОЗДАЛ ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО
ВЛАДИМИРЕ,
ТРОИЦКОГО СОБОРА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОМ МОНАСТЫРЕ.
ИКОНЫ ЕГО ПИСЬМА ОЧЕНЬ ПОЧИТАЛИСЬ НА РУСИ.
СОВРЕМЕННИКИ ВИДЕЛИ В АНДРЕЕ РУБЛЁВЕ ИДЕАЛ И ХУДОЖНИКА, И ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 46
ЖИВОПИСЬ РУБЛЁВА СВЕТИТСЯ УМИРОТВОРЕНИЕМ И ДОБРОТОЙ.
ОН ПИСАЛ
ПЛАВНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ ЛИНИЯМИ, МЯГКИМИ И НЕЖНЫМИ ТОНАМИ.
ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВОПЛОЩАЛИ ИЗВЕЧНУЮ МЕЧТУ ЧЕЛОВЕКА О МИРЕ, ПОКОЕ И БЛАГОДЕНСТВИИ.
ТВОРЕНИЯ РУБЛЁВА ПОЛНЫ УДИВИТЕЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЧИСТОТЫ, ОНИ ПОРАЖАЮТ ГЛУБИНОЙ МЫСЛИ.
Андрей Рублев. Богоматерь Владимерская
Слайд 47
«Троица»
Андрей Рублев
Именно такой предстаёт перед нами знаменитая рублёвская
«Троица».
Эту икону мастер написал в 1420-х годах для
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
В фигурах трёх прекрасных, одухотворённых юношей Рублёв передал их неземное совершенство, отрешённость от всего суетного и пустого.
Трепетность образов, их удивительная гармоничность рождают чувство покоя и восхищения у тех, кто смотрит на эту прекрасную икону.
Ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
«Троица» справедливо считается самым выдающимся произведением русской иконописи.
Слайд 48
Иконостас
ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЁВА СТАЛО ОБРАЗЦОМ ДЛЯ МНОГИХ
ПОКОЛЕНИЙ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.
СО ВРЕМЁН ФЕОФАНА ГРЕКА И АНДРЕЯ
РУБЛЁВА СЛОЖИЛАСЬ И ФОРМА РУССКОГО ИКОНОСТАСА — ПЕРЕГОРОДКИ С ИКОНАМИ, ОТДЕЛЯЮЩЕЙ В ХРАМЕ АЛТАРЬ ОТ ЦЕРКОВНОГО ЗАЛА, ГДЕ НАХОДЯТСЯ ВЕРУЮЩИЕ.
КУЛЬТУРА РУСИ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ДОСТИГЛА БОЛЬШИХ ВЫСОТ.
ЕЁ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОПЛОЩАЛИ ВЫСОКИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА И ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 49
Феофан Грек
(ок.1340-после 1405) - византийский живописец
Феофан
Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные
в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет.
Успение1390-е
Слайд 50
Феофан Грек
(ок.1340-после 1405) - византийский живописец
Преображение.
Конец 14 века
Троица. 1374
Слайд 51
Феофан Грек
(ок.1340-после 1405) - византийский живописец
Апостол
Павел. 1405
Богоматерь. 1405
Слайд 52
Андрей Рублев
(ок.1360-ок.1430) - самый крупный и гениальный
древнерусский живописец
Великий русский иконописец XV в.; инок Троицкого монастыря;
входил в ближайшее окружение Сергия и Никона Радонежских
Спас в Силах. 1408 год
Слайд 53
Архангел Михаил 1408г.
Апостол Павел 1408 г.
Андрей Рублев
(ок.1360-ок.1430) - самый крупный и гениальный древнерусский живописец
Слайд 54
Андрей Рублев
(ок.1360-ок.1430) - самый крупный и гениальный
древнерусский живописец
Богоматерь Владимирская. После 1410г