Слайд 2
Особенности средневековой культуры:
- Символизм и аллегория (иносказательность, изображение
отвлеченного понятия в наглядном образе) – представления о том
что в мире всякая вещь занимает изначально предопределенное ей место, и ценна не сама по себе, а как символ религиозных или моральных ценностей.
Например, ваза:
пустая – символизирует тело, от которого отделилась душа. Ваза с пьющей из нее птичкой – символ вечного блаженства. Ваза с лилией говорит о чистоте Девы Марии.
Голубь - Символ Святого Духа, а также чистоты и мира.
Слайд 3
- Господство религиозного мировоззрения, которое предопределило особенности средневекового
искусства:
Все творения искусства служили религиозному культу;
В художественных произведениях воспроизводились
образы не реального, а потустороннего мира;
Искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве.
Слайд 4
Периоды развития средневековой культуры:
Раннее средневековье, 5 –
10 века;
Классическое или зрелое средневековье, 11 – 13 века;
Позднее
средневековье, 14 – 16 века.
Слайд 5
Раннее средневековье
Наибольшее развитие в этот период получает прикладное
искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и
других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом; миниатюра –
книжная иллюстрация, например, миниатюры «Утрехской псалтыри», «Аахенского евангелия» и др.
Утрехтская псалтырь, лист 15 v
Слайд 6
Псалом 26.
Утрехтская Псалтырь. 816-830 гг. Утрехт, Библиотека университета.
Слайд 7
Св. Марк.
Евангелие Эбо.
816-820 гг. Утрехт, Библиотека университета.
Слайд 8
Моисей получает Скрижали Завета и
приносит их народу Израиля
(Книга Исхода).
Библия Мутье-Гранваль.
Ок. 840 г. Лондон, библиотека Британского музея.
Слайд 9
Четыре евангелиста.
Евангелие Карла Великого. Ок. 810.
Ахен, Сокровищница собора.
Слайд 10
Основой христианского храмового зодчества стала базилика – прямоугольное
здание с высоким центральным нефом, к которому с 2-х
сторон примыкали 2 и более боковых нефа, более низких, чем главный. Поперечный зал - трансепт, придавал зданию форму креста. Высокая башня над средокрестием венчала постройку.
Слайд 11
Мавзолей короля Теодориха в Равенне, 453-526
Слайд 13
Церковь Сан-Витале, Равенна, интерьер
Слайд 14
Классическое средневековье
Необычайно велика в этот период была роль
архитектуры и изобразительного искусства. Причина заключалась в том, что
большая часть населения оставалась необразованной, богослужение велось на латыни, которая была не понятна простым людям, а искусство в таких условиях выполняло просвещающую роль. Главенствующее место среди искусств принадлежало архитектуре, все остальные виды искусства подчинялись ей.
В 10 веке в искусстве сформировался
единый общеевропейский стиль – романский.
Слайд 15
Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства 10
– 12 (13) вв. Главная роль отводилась суровой крепостного
характера архитектуре.
Строят – храмы, замки, монастырские комплексы.
Храмы – базиликального типа, массивные, суровые, окна и двери узкие.
Скульптура используется для внешнего оформления соборов. Фигуры – вытянутые, удлиненные.
Живопись - используется фреска, витраж. Сюжеты из библии.
Слайд 19
Аббатство Мария Лаах в Германии
Слайд 20
базилика Сант Амброджо в Милане
Слайд 21
базилика Сант Амброджо в Милане
Слайд 22
Пизанский собор, башня, баптистерий
Слайд 24
Позднее средневековье
В искусстве этого периода господствует готический стиль.
Ведущим видом искусства остается архитектура, а наивысшим ее достижением
было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности.
Архитектура
Строят – монастыри, храмы, общественные здания, жилые дома
Храмы – базиликального типа, высокие, нарядные, используется новая каркасная система, стрельчатые арки, окна-роза.
Скульптура
Рельефы, круглая скульптура
Библейские сюжеты, фигуры вытянутые
Слайд 25
Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение
устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестовые
нервюрные своды (нервюры – ребра жесткости, поддерживающие свод), внутренние устои (колонны) и внешние опоры (вынесенные за пределы собора контрфорсы, сдерживающие распор стены, передающийся на контрфорс через аркбутан). Такая конструкция позволяла перекрывать большие пролеты и поднять своды на головокружительную высоту.