Слайд 2
Образование
Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор
Михайлович, русский государственный и культурный деятель.
Пригласив из
Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое РТИЩЕВСКОЕ БРАТСТВО), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии.
Слайд 3
Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей.
СИМЕОН
ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель,
богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка.
Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической.
Слайд 4
В 1687 г. основано Славяно-греко-латинская академия
первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве.
Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680).
Создатели – братья Иоанникий и Сафроний Лихуды
Слайд 5
Прдолжили дело братья Иоаким и Софроний Лихуды, которые
прибыли в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов.
Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.
В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
Слайд 7
1634 г.
«Букварь»
Василия Бурцева
Слайд 8
1648 г.
«Грамматика» Смотрицкого.
Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим
Герасимович Смотрицкий, — православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель
просвещения.
Слайд 9
1674 г.
«Синопсис» Иннокентий Гизель
Слайд 10
1691-94 г.
«Букварь»
Карион Истомин
Слайд 11
«Словеса дней»
И.Хворостинина
«Описание Московского государства»
Г.Котошихина
«Политика»
Ю.Крижанича
Литература
Биографическая повесть
«Житие»
протопопа Аввакума
Публицистика
Сатирическая повесть
«Повесть о Фоме и Ереме»
«Повесть о Ерше
Ершовиче»
«О Шемякином суде»
Слайд 12
1672 г
«Комедийная хоромина»
В театре играли
иностранные актёры.
Указ, в котором
поручалось найти за
границей людей,
умеющих
«сыграть
комедии».
Театр основан при Алексее Михайловиче
Слайд 14
Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело
подобранное сочетание цветов. Современники говорили, что это знатное узорочье.
Слайд 15
Развитие зодчества
Преобладает деревянное строительство.
Помимо изб, сооружаются хоромы, появились
ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно
в 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка.
Строительным материалом осталось дерево, но большее развитие получило каменное строительство.
Широко стали применяться новые виды
строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный
кирпич, белокаменные детали.
XV-XVI вв.
XVII в.
Слайд 17
Теремной дворец в Московском Кремле
В 1635 году царь
Михаил Федорович начал сооружение Теремногодворца.
Русские зодчие Антип Константинов,
Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков.
Слайд 18
Теремной дворец в Московском Кремле
В 1635 году царь
Михаил Федорович начал сооружение дворца, получившего впоследствии название Теремного.
Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. В 1636 году строительство Теремного дворца было закончено. Эти, как свидетельствовал летописец, "зело пречудные палаты" венчали золоченая кровля и стоящий на кровле Теремок. В большой комнате Теремка играли царевичи и заседали бояре. Для забавы русских престолонаследников в 1836 году к Теремку пристроили круглую смотровую башенку с разноцветными стеклами.
Слайд 19
Теремной дворец в Московском Кремле
Слайд 21
Царский дворец в селе Коломенском
Слайд 22
Резеденция царя Алексея Михайловича в с.Коломенском
Слайд 25
Иосифо-Волоколамский монастырь
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря
Церковная архитектура
Слайд 26
Церковная архитектура
Иосифо-Волоколамский монастырь
Слайд 27
Церковная архитектура
Троице-Сергиева монастырь
Слайд 28
Собор Василия Блаженного
Церковь Покрова в Медведкове
Слайд 29
Троицы в Никитниках по заказу купца Г. П.
Никитникова.
Слайд 30
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове
Слайд 31
Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637)
Слайд 32
храм Рождества Богородицы в Путинках
Слайд 33
Церковная архитектура
До середины XVII в.
в церковном зодчестве
–
шатровый стиль
Патриарх Никон
запретил строительство
шатровых храмов
Церковь Троицы Живоначальной
в Троицком-Голенищеве
(1644-1645 )
Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания
Слайд 34
Троицкая церковь в Останкине (1668)
Слайд 35
Л.К. Нарышкин
МОСКОВСКОЕ БАРОККО
называют еще и
нарышкинским
барокко, в честь
дяди Петра
I
Л.К.Нарышкина, по
заказу которого и была
сооружена в 1694 г.
Церковь
Покрова в
Филях
Слайд 36
Архитектура
Церковь Покрова в Филях
(1690-1695)
Слайд 37
Спаса нерукотворного образа в Уборах
Слайд 39
Новоиерусалимский монастырь близ Москвы
Новоиерусалимский монастырь близ Москвы был
основан в 1656 году патриархом Никоном (в миру Никита
Минов) как личная подмосковная резиденция и одновременно новый центр русского православия. В соответствии с никоновской программой создания "русского Иерусалима", главное здание обители – Воскресенский собор (1656-1658 годы) – было скопировано с иерусалимского храма Гроба Господня, монастырский холм получил название Сион, холмы к востоку и северу от него – Елеон и Фавор, древняя Зиновьева Пустошь была переименована в Капернаум, река Истра – в Иордан. Со временем монастырь стал крупным духовно-религиозным и культурным центром Русского государства.
Слайд 40
Церковь Николы в Хамовниках
Церковь Николы была построена в
1679-1682 годах в старинной московской слободе Хамовники (хамовниками в
древности называли ткачей). Красно-зеленая окраска внешней отделки на фоне белых стен делала храм особенно ярким и живописным.
Слайд 41
Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе
Церковь Дмитрия "На
крови" была построена в 1683-1692 годах в восточной части
угличского кремля. Нарядный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней был возведен в память об убийстве в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия Иоанновича – сына царя Иоанна IV Грозного.
Слайд 43
Церковь Покрова Богородицы в Филях
В числе имений, подаренных
царем Алексеем Михайловичем боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное
московское село Фили. Возведенная здесь в 1690-1693 годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название "нарышкинское барокко". В Филях любил бывать царевич Петр Алексеевич, будущий царь Петр I. На одной из икон храма портрет будущего царя.
Слайд 45
Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер.
(1626-1686)
С 1664 года Ушаков – иконописец Оружейной палаты,
руководитель иконописной мастерской. Он писал портреты, парсуны, миниатюры, фрески. Под руководством Ушакова были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата.
Слайд 46
Живопись
Симон Ушаков
(1626-1686 гг.)
Мастер Оружейной палаты
Спас Нерукотворный. Икона
Влияние церковного
канона сохранилось.
Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание
выразительности и индивидуальности черт личности.
Слайд 49
"Насаждение древа государства Российского"
По живописным приемам и композиционному
построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668
году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.
Слайд 50
Парсуны
портреты, написанные в иконописной
манере и иконной технике –
на доске
яичными красками
Князь М.В. Скопин-Шуйский.
Живопись
Иван IV Грозный
Слайд 51
Появилась портретная живопись – создавались парсуны
Наталья
Кирилловна Нарышкина