Слайд 2
Образование Византии
Основатель римской империи Август
(27 год до
н. э. — 14 год н. э.) установил те
границы государства, за которыми его преемники уже не делали особенно крупных территориальных приобретений. Оно охватило все Средиземноморье от Германских земель до Северной Африки и Египта, и от Испании до Месопотамии.
Слайд 3
Парадный бюст Августа в венке. Рим, Капитолийские музеи.
Слайд 4
Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Мрамор. Начало
1 в. н.э. Музеи Ватикана. В статуе Августа из
Прима Порты сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно-идеализированные черты римского императора. Величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенной к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, перекинутый через руку с копьем, — все это призвано подчеркнуть значительность образа.
Слайд 5
Статуя Августа в образе бога Юпитера. 1 н.э.
Искусство эпохи Августа ориентировалось на греческую классику и было
направлено на представление Рима величественной и нерушимой империей.
Слайд 6
Образование Византии
Третий век был самым тяжелым для Римской
империи. За столетие на ее троне сменилось 76 императоров.
Армия перестала подчиняться законам, солдаты сами избирали правителей. Остановить гибель государства пытался великий правитель император Диоклетиан. Он восстановил единство Империи и прочность императорской власти. Диоклетиан начал официально называть себя «господином и богом». Он носил пурпурные, затканные золотом, одежды, царскую диадему, ему воздавались божеские почести. Домициан отменил систему принципата, а его система получила название «домината». Теперь уже никто не имел права считать цезаря «первым среди равных».
Слайд 7
Образование Византии
После Диоклетиана великим правителем был Константин Первый
Великий (324-337) . Константин не любил Рим, и перенес
свою столицу в маленький греческий город Византий, который переименовал в Город Константина — Константинополь.
Слайд 8
Константин Великий
Император Константин. Мрамор. Около 315 г.
Слайд 9
История Византии
ВИЗАНТИЯ (Византийская империя), Римская империя в эпоху
средневековья со столицей в Константинополе — Новом Риме. Название
«Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в.
Слайд 10
История Византии
Символическим началом Византии считается год основания Константинополя
(330), с падением которого 29 мая 1453 империя прекратила
свое существование.
Слайд 11
Образование Византии
В конце 4 века римский император Феодосий
I Великий перед смертью разделил Римскую Империю между своими
сыновьями. Западная империя со столицами в Равенне и Риме досталась Гонорию; она погибла под ударами варваров в 476 году. Восточная, с главным городом Константинополем, перешла к Аркадию; ее мы называем с этого момента Византийской (ей суждено было просуществовать еще тысячу лет после этого), сами же ее жители — по-прежнему Римской.
Слайд 12
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Пергамент – тонко выделанная
ослиная или телячья кожа.
Диплом – сложенный вдвое лист.
Тетрадь –
лист, сложенный вчетверо.
Кодекс – сшитые между собой дипломы.
Слайд 13
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Изготовление пергамента связано с
деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной
в Пергамском царстве.
Александрийская библиотека в Древнем Египте (при царе Птоломее, который запретил поставлять в Пергам папирус).
Слайд 14
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Палимпсест – лист, с
которого удален (соскоблен) первоначальный текст, признанный устаревшим или ненужным.
Филигрань.
Чем
писали в средние века (стиль –заостренная металлическая палочка, калам –заостренная камышинка, перо – гусиное, лебединое или павье).
Чернила и краски.
Слайд 15
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от
лат. filum — нитка и granum — зерно),
1) вид
ювелирной техники, см. Скань.
2) Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков.
3) Накладные металлические украшения переплета книги.
Слайд 16
СКАНЬ (от древнерусского скать — свивать), филигрань, вид
ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор
из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
Слайд 17
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
5)Чернила и краски.
6)Украшение рукописной
книги.
Миниатюра.
Слайд 18
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
МИНИАТЮРА (франц. miniature, от
лат. minium — киноварь, сурик),
1) художественное произведение (обычно живописное)
малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Искусство книжной миниатюры достигло высокой степени совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название «миниатюра» перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах — табакерках, часах, перстнях.
Слайд 19
Миниатюра
Страница греческой рукописной книги
«Евангельские чтения» с миниатюрой
«Христос является Мариям». 9 в.
Слайд 20
Архитектура Византии
Церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.)
Храм
Гроба Господня в Иерусалиме (около 336 г.)
Церковь Санта-Мария Маджоре
в Риме (360 г.)
Первоначально самым распространённым типом храма в Византии являлась базилика
Слайд 21
Архитектура Византии
БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом),
вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами
колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое.
Слайд 22
Архитектура Византии
Схема раннехристианской базилики
В восточной стене среднего нефа
базилики располагался алтарь храма, в который входили с запада,
минуя крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками.
В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре.
Слайд 23
Схема раннехристианской базилики Св. Петра.
Слайд 24
Интерьер византийской базилики — церкви Святого Аполлинария Нового
в Равенне.
Слайд 25
Храм Гроба Господня. 4 в. Неоднократно перестраивался. Иерусалим.
Слайд 26
Юстиниан Великий
Самым великим императором Восточной Римской империи был
Юстиниан Великий (правил в 527–565 годах). При нем Империя
почти достигла прежних границ Римской империи. Юстиниан отправил военные силы, чтобы отвоевать у готов Италию; еще раньше он освободил от вандалов Африку и целиком истребил все их племя.
Слайд 27
Юстиниан Великий
Юстиниан Великий. Мозаика в церкви Сан Витале
в Равенне. Середина 6 века.
Слайд 28
Юстиниан Великий
Император Юстиниан (ок. 482-565),
по легенде, происходил
из славян. Он старался восстановить величие империи во всех
отношениях: военном, законодательном, культурном. Его войска во главе с великим полководцем Велисарием вернули из-под власти варваров Рим и значительную часть Италии.
Слайд 29
Юстиниан велел собрать в один «Свод права» законы
римского народа, указы римских императоров и ученые толкования знаменитых
римских юристов. Главное значение этого Свода заключается в том, что он объяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства.
Слайд 30
По приказу Юстиниана был построен храм Святой Софии
(Премудрости Божией) в Константинополе, с его громадным и в
то же время легким куполом.
Слайд 31
Храм Святой Софии в Константинополе построен в 532-527
годах по приказу императора Юстиниана Великого. Этот замечательный храм
сделал больше для обращения язычников в христианство, чем все войны Византии. После турецкого завоевания стал мечетью, в 20 веке превращен в музей.
Слайд 32
Культура Византии
Интерьер собора св. Софии в Константинополе
(ныне
Стамбул).
Слайд 33
Жена императора Юстиниана Великого, императрица Феодора, в молодости
была цирковой актрисой. Она славилась красотой и умом. Когда
в Константинополе началось восстание, названное по его лозунгу «Ника!», Феодора отказалась бежать из столицы и воодушевила мужа и придворных на решительные действия против восставших. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне. Середина 6 в.
Слайд 34
Иконопись
Икона (греч. – образ).
Назначение икон в том,
чтобы в образной, зримой форме представить представить верующим христианское
учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви.
Первые иконы появились в Византии, где они служили обязательным украшением храмов.
Слайд 35
Иконопись
ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное
изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также
событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание.
Слайд 36
Иконопись
Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и
состоит из 4-5 слоёв:
Основа - деревянная доска с наклеенной
на неё тканью – паволокой;
Грунт состоит из мела или гипса (левкас)
Красочный слой - сама живопись;
Защитный слой - олифа, яичный белок, масляный лак и др.
Оклад
Слайд 37
Благовещение. Мозаика монастыря Дафни близ Афин.
Слайд 38
Христос Пантократор. Мозаика собора св. Софии в Константинополе.
Искусство мозаики Византия унаследовала от Древнего Рима. Мозаика складывалась
из множества кусочков смальты — сплава стекла с минеральными красками. Византийские мастера мозаики пользовались всем спектром красочной палитры.
Слайд 39
Чудо архангела Михаила в Хонах. Икона.
Вторая половина
12 в. Из монастыря святой Екатерины на Синае.
Слайд 40
Византийские фрески в церкви Каранлык (12 век). Гереме
(Каппадокия).
Слайд 41
Владимирская икона Богоматери. Третьяковская галерея.
Слайд 42
Владимирская икона Богоматери
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная
икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с
младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев.
Слайд 43
Иконостас
Фрагмент иконостаса православной церкви
Слайд 44
Иконостас
Схема православного иконостаса:
1 — царские врата;
2
— местный ряд;
3 — деисусный чин;
4 —
праздничный чин;
5 — пророческий чин;
6 — праотеческий чин.
Слайд 45
Иконопись Византии
Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения,
строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или
Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий — божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (начало 12 в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.
Слайд 46
Развитие литературы
Основные литературные жанры:
Историография (историк Прокопий, составил трактат
«О постройках»);
Гимнография (Роман Сладкопевец)
Слайд 47
ПРОКОПИЙ Кесарийский (Procopius) (между 490 и 507 —
?), византийский историк. Родился в Кесарии (Цезарее) в Палестине,
в 527-31 был советником полководца Велисария в его первом персидском походе. В 533 и 534 он принимал участие в экспедиции против вандалов в Северной Африке, в 536 сопровождал Велисария в кампании против остготов на Сицилию и в 540 — в Италию. Из Италии Прокопий вернулся в Константинополь, где занялся литературным трудом; известно, что в 462 он был префектом Константинополя. Покровительство Прокопию, вероятно, оказывал не только Велисарий, но и сам император Юстиниан с Феодорой. Судя по сочинениям Прокопия, его информированности, он хорошо знал жизнь императорского двора.
Слайд 48
Сочинения Прокопия — важнейший источник по политической истории
«золотого века» Византийской империи — эпохе Юстиниана Великого. Основные
из них: «Полемон» («О войнах») в восьми книгах, «О постройках» в шести книгах и «Тайная история». «Войны» Прокопия включают в себя: «Персидскую войну», которую вели императоры Юстин I и Юстиниан I с персидскими царями Кавадом и Хосровом I (до 549), «Войну с вандалами», в которой описано завоевание королевства вандалов в Африке и последующие события с 532 по 548, «Готскую войну», о борьбе с остготами в Сицилии и Италии в 536-551. Восемь последних книг «Войн» посвящены краткому изложению событий до 553.
Слайд 49
Книга «О постройках» представляет собой описание важнейших архитектурных
проектов и построек времени правления Юстиниана. В работе над
ней историк, очевидно, пользовался официальными документами, что делает этот труд неоценимым источником по реконструкции облика памятников того времени, методов строительства, декорации (знаменито, в частности, описание несохранившейся церкви Святых апостолов в Константинополе и строительства храма Софии Константинопольской). «Тайная история», задуманная Прокопием как приложение к «Войнам» (и, вероятно, не законченная), была издана только после смерти автора, так как была, по сути, инвективой против царствующих Юстиниана и Феодоры, полководца Велисария и его жены Антонины, других высших сановников Империи.
Слайд 50
Роман Сладкопевец
Создал особые формы богослужебного песнопения:
Кондак - рассказ
о каком-либо событии Священного писания;
Икос - песнопение, прославляющее святого;
Акафист
- хвалебный гимн в честь Божией Матери;
Канон -
Слайд 51
Святой Роман Сладкопевец. Аналойная икона Успенского мужского монастыря
в Иваново. Роман Сладкопевец служил в 5 в. при
соборе Св. Софии в Константинополе и прославился как автор и исполнитель кондаков — поэм-гимнов на религиозные темы.
Слайд 52
РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в. — ок. 560),
византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм,
называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в т. ч. рождественский кондак «Дева днесь»).
Слайд 53
Выводы:
1. В период 5-6 в.в. были заложены основы
художественного стиля, который вошёл в историю мировой художественной культуры
как византийский стиль.
Слайд 54
Выводы:
2. Был создан новый тип крестово-купольного храма, отвечающего
требованиям христианского богослужения, разработана идея многоглавия (купольная базилика)
Слайд 55
Выводы:
3. Были найдены декоративные средства оформления, среди которых
ведущее место принадлежит мозаике.
Слайд 56
Выводы:
4. Был разработан принцип оформления книги-кодекса как единого
художественного целого, нашедший отражение в современной книге;
5. Были разработаны
основные композиционные принципы книжной миниатюры.
Слайд 57
Эпоха Юстиниана Великого
Правление императора Юстиниана I Великого —
период наивысшего политического и военного могущества Византийской империи, расцвета
архитектуры, искусства, литературы. Территория Империи фактически охватывала все пространство Римской империи, наследницей которой и была христианская Византия.
Слайд 58
Эпоха Юстиниана Великого
Идеологией «золотого века Юстиниана» была симфония,
согласие политической (светской) и духовной (церковной) власти в государстве:
богоизбранный император — первый в Империи, его образ воплощает в себе единство государства, его могущество, является залогом верности Церкви.
Слайд 59
Эпоха Юстиниана Великого
Великим символом юстиниановского времени стала церковь
Св. Софии Константинопольской (Премудрости Божьей) с грандиозным куполом, символизировавшим
собою величие, немыслимость, идеальность космоса.
Эпоха Юстиниана сохранила для нас наиболее представительный ансамбль памятников монументального искусства, созданных, несомненно, по высшему, императорскому заказу. Крупнейшие и самые значительные из них: мозаики монастыря св. Екатерины на Синае, церкви Сан-Витале в Равенне, церкви Санти Косьма э Дамиано в Риме, Евфрасиановой базилики в Паренцо (Порече).
Слайд 60
Эпоха Юстиниана Великого
Именно к эпохе Юстиниана, как считается,
относятся древнейшие из сохранившихся до нашего времени икон —
иконы Христа Пантократора, Богоматери с младенцем и предстоящими свв. Георгием и Феодором и ангелами, св. Петра, св. Иоанна Предтечи из Киева с Синая, и немногочисленный ряд других икон. О великолепии светского искусства, погибшего в периоды завоеваний, сообщают нам исторические источники, эпиграммы (любимый жанр византийской литературы), сохранившиеся описания, руины Большого императорского дворца в Константинополе.
Слайд 61
Эпоха Юстиниана Великого
Главные признаки искусства этой эпохи: величественность
и масштабность образов, иератическая сосредоточенность ликов, чеканность и филигранность
языка, сочный колорит, блистательное великолепие исполнения.
Слайд 62
После смерти Юстиниана Великого смута привела к упадку
государства в начале 7 века. Восстановителем государственного порядка стал
сын африканского правителя Ираклий (правил в 610–641 годах). При нем Византия вела неудачную войну с персами. Одновременно с ним с севера обложили Константинополь варвары-авары, вместе с аварами пришли в Византию славяне. Но все враги были повержены.
Слайд 63
История Византии
В 7 веке восточным землям Византии начал
угрожать новый враг — арабы, которые на протяжении 7
лет осаждали сам Константинополь. Император Конастантин IV Погонат (Бородатый) отразил их и истребил с помощью «греческого огня». Так назывался горючий состав, приготовление которого было государственной тайной Византии.
Начало 8 века вновь принесло бедствия Византии. Императору Льву III из Исаврийской династии пришлось отражать новое нападение арабов.
Слайд 64
На этой средневековой миниатюре изображено применение византийцами «греческого
огня» при отражении нападения славян. Точный рецепт его остался
секретом, но основой, видимо, была нефть.
Слайд 65
История Византии
Византийская монета — золотой солид — была
самой надежной в тогдашнем мире. Снимок монеты времен Ираклия
(613-614 гг. н. э.).
Слайд 66
История Византии
На протяжении почти 60 лет происходили частые
смены императоров. В жизни Церкви произошло окончательное разделение Западной
(Католической) и Восточной (Православной) церквей.
Слайд 67
Македонское возрождение
В 867 г. в результате дворцового переворота
на престол вступил Василий Первый Македонянин, положивший начало Македонской
династии (9 -10 в.в.).
Этот период получил название «второго золотого века» и явился классическим периодом в истории византийского искусства, блестящим временем его расцвета.
Слайд 68
Деятельность
КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ
Славянские просветители, православные проповедники, создатели
славянского алфавита.
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просветители,
православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия – 6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.
Слайд 71
Песнопения в честь Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,
учителей Словенских
Тропарь, глас 4-й
Яко апостолом единонравнии и Словенских стран
учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Кондак, глас 3-й
Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писании преложением источник богопознания нам источивших, из нетоже даже до днесь неоскудно почерпающе ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.
Величание
Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся Словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу ириведшия.
Слайд 72
Святые равноапостольные первоучители, просветители славян святые Кирилл и
Мефодий. Икона 19 в.
Слайд 73
Македонское возрождение
В период Македонской династии получила классическую завершённость
крестово-купольная форма храма.
Строение храма, сложившееся в 9 -10 в.в.,
было неслучайным. Любая деталь имела символический смысл.
Слайд 74
Устройство храма
Алтарь, обозначенный полукруглым выступом – апсидой, помещался
на восточной стороне храма.
Престол – помещался в центральной части
апсиды.
Жертвенник – в северной части апсиды (место, где готовили хлеб и вино для причастия).
Дьяконник – в южной части апсиды (место хранения церковной утвари, риз, книг и пр. ценностей).
Слайд 75
Устройство храма
АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п.
hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный
в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Слайд 77
Устройство храма
Четыре стены храма, объединённые одной главой (куполом),
символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви.
Восток
символизирует райскую землю Эдем (по Ветхому завету), а по Новому завету на востоке произошло Вознесение Иисуса Христа.
Апсида посвящается Богоматери, а купол – Христу.
Слайд 78
Византия. Монастырь Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.
Слайд 79
Македонское возрождение
В период Македонского возрождения высочайшим достижением византийского
искусства стали перегородчатые эмали на золоте.
Техника эмали пришла с
Востока ещё при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир.
Эмалями украшались кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы и др.
Слайд 80
История эмалей
Эмали, по-видимому, изобретены в Древнем Египте (это
были перегородчатые эмали, и использовались они для амулетов и
украшений).
В Византии в 10-12 веках была развита перегородчатая эмаль на золоте. К 12 веку сложились европейские школы эмали, среди которых наибольшую известность приобрела школа лиможской эмали. Европейские эмали применялись на раннем этапе для украшения церковной утвари, окладов икон и в эстетическом отношении дополняли яркие пятна витражей.
Перегородчатая эмаль известна в Киевской Руси с 11 века и выполнялась она по византийским образцам.
Слайд 81
Комниновская династия (11 – 12 в.в.)
В 1081 году
на престол Империи вступил основавший Комниновскую династию АЛЕКСЕЙ I.
Алексей I Комнин (ок. 1048—1118), византийский император с 1081. Захватил престол, опираясь на военную знать.
Он обратился к западным рыцарям с просьбой о помощи против турок. Его призыв стал одним из поводов для начала Крестовых походов.
Отразил натиск норманнов, печенегов и сельджуков. С помощью крестоносцев вернул империи часть М. Азии.
Слайд 82
Комниновская династия (11 – 12 в.в.)
В 11 –
12 в.в., во время правления династии Комнинов, византийское искусство
достигло своего апогея.
В обществе, заботящемся лишь о спасении души, пустынник и аскет представляли собой идеальный тип человека, который пользовался уважением, к которому прислушивались.
С 11 в. началось массовое строительство монастырей.
Слайд 83
Династия Комнинов
КОМНИНЫ (греч. Komnenoi, лат. Comneni), династия византийских
императоров в 1081-1185. Основателем династии принято считать Алексия I
Комнина, однако фактически начало династии положил его дядя Исаак Комнин, в результате мятежа малоазийской знати занявший престол в 1057 (до этого он был полководцем при Михаиле VI),
Слайд 84
Династия Комнинов.
Искусство и культура.
В искусстве комниновского периода доминирует
утонченный и изысканный стиль, воплотивший в себе основные принципы
византинизма. Центральные памятники комниновского искусства: мозаики церкви Успения монастыря Дафни (близ Афин) (около 1100), Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1114–1115), церкви Успения в Никее, в Софии Константинопольской, фрески монастыря Иоанна Евангелиста на Патмосе (нач. 12 в.) и другие.
Слайд 85
Династия Комнинов.
Искусство и культура.
На всех памятниках этого периода
лежит особая печать утонченной красоты, интеллектуализма, аристократической избранности. Античное
чувство формы, пропорций в искусстве комниновского периода безупречны, однако служат требованиям максимального одухотворения формы.
Слайд 86
Династия Комнинов.
Искусство и культура.
Важной особенностью комниновского периода было
расширение ареала распространения византийской культуры: византийские мастера работают на
Руси, где рядом с чисто греческими памятниками создается искусство, окрашенное специфически русскими чертами (фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собора и Антониева монастыря в Новгороде), в Италии: в Венеции, в Торчелло, в Триесте, в Равенне (базилика св. Урсиана), в Палермо на Сицилии (мозаики Палатинской капеллы). Под непосредственным влиянием Византии находятся Болгария (фрески в монастыре Бачково), Сербия, его испытывают европейские страны.
Слайд 87
Общий вид Софийской стороны — правый берег Волхова.
Новгородский кремль — Детинец с Софийским собором (1045-50).
Слайд 88
Монастыри
МОНАСТЫРЬ (от греч. monasterion — келья отшельника), в
буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь)
или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.
Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.
Слайд 90
Афонские монастыри.
АФОН (Айон-Орос, святая гора), полуостров, восточная оконечность
полуострова Халкидики на северо-востоке Греции, центр православного монашества. 20
монастырей, в т. ч. греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон — Протатон), Лавра Св. Афанасия (10 в.), сербский — Хиландар (12 в.), болгарский — Зограф (11-13 вв.), грузинский — Иверский (10 в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169). Крупнейшее собрание рукописей и памятников церковного искусства. Афон находится под юрисдикцией Константинопольской патриархии с правом самоуправления.
Слайд 92
Ново-Афонский монастырь
В 7 в. при участии византийцев возведена
основная линия стен средневековой Анакопии. В 14 в. здесь
обосновались генуэзцы. В 1875 у подножия Афонской горы основан монастырь Новый Афон. Он основан русскими монахами из Пантелеймонова монастыря со святой горы Афон в Греции (отсюда название города) у древнего храма Симона Кананита.
Слайд 93
Вид с Иверской горы на Новоафонский монастырь Святого
Апостола Симона Кананита.
Слайд 94
Новый Афон. Развалины средневековых укреплений.
Слайд 95
Пантелеймоновский собор Новоафонского монастыря. 1888-1900.
Слайд 96
ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псково-Печерский, Успенский), мужской, расположен в
г. Печоры Псковской обл. Основан в сер. 15 в.
в пещерах. В 16-17 вв. один из центров обороны западной границы Русского государства. Действующий мужской монастырь.
Слайд 97
Псково-Печёрский монастырь. Святые врата.
Слайд 98
Ново-Девичий монастырь. Москва.
Слайд 100
Комниновская династия (11 – 12 в.в.)
Алексей I обратился
к западным рыцарям с просьбой о помощи против турок.
Его призыв стал одним из поводов для начала Крестовых походов. Один из этих походов, Четвертый Крестовый поход, в 1204 году привел к завоеванию самого Константинополя. Не вся Византия была завоевана латинянами, на ее землях образовались небольшие греческие государства. Императору одного из них — Никейской империи в Малой Азии — Михаилу VIII Палеологу в 1261 году удалось отвоевать Константинополь, восстановить Империю и начать собою последнюю династию Палеологов.
Слайд 101
Династия Палеологов
(13 – 15 в.в.)
ПАЛЕОЛОГИ (греч. Palaiologoi),
последняя династия византийских императоров (1261-1453). Основателем династии является Михаил
VIII, происходивший из аристократического рода, известного со 2 в. Став в 1259 Никейским императором, Михаил VIII в 1261 захватил Константинополь и восстановил Византийскую империю на основе Никейской, правил до 1282.
Слайд 102
Династия Палеологов
(13 – 15 в.в.)
Палеологи породнились с
различными царскими родами из стран Западной и Восточной Европы.
Племянница императора Константина XI Зоя (Софья) Палеолог вышла замуж за московского великого князя Ивана III.
Слайд 103
Династия Палеологов
(13 – 15 в.в.)
Правление Палеологов —
время политического ослабления Византии, феодального раздробления страны, засилья в
области экономики венецианцев и генуэзцев, наступления теснящих Византию турок-сельджуков.
Слайд 104
Палеологовский ренессанс
В правлении Палеологов Византия продолжала считать себя
наследницей Рима, однако теперь византийцы стали называть себя «эллинами»
(до этого в течение долгого времени слово «эллин» было синонимом слова «язычник»). Представители династии покровительствовали искусству и наукам, в истории культуры этот период получил название Палеологовский ренессанс.
РЕНЕССАНС (франц. Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться), эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени.
Слайд 105
Палеологовский ренессанс
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Григорий Солунский) (1296-1359), святитель, видный
византийский богослов и церковный деятель, архиепископ г. Фессалоники.
Наиболее видным
византийским богословом эпохи был Григорий Палама, развивавший учение исихазма, под влияние которого были созданы величайшие шедевры византийской иконописи.
ИСИХАЗМ (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания;
Слайд 106
История Византии
29 мая 1453 года турки-османы захватили Константинополь.
Последний император Константин XI погиб в сражении.
Слайд 107
История Византии
В 1453 столица Византии город Константинополь был
захвачен турками и переименован в Стамбул. В 1453-1918 столица
Османской империи, затем до октября 1923 — Турции.
От византийского времени сохранились остатки императорских дворцов, акведук Валента, руины мощных городских стен, подземные цистерны и культовые сооружения, большинство которых переделано в мечети: церковь Св. Ирины (6 в., разрушалась в 6 и 8 вв., восстановлена), Софии храм, церковь Св. Федора (Килисе-Джами; 2-я пол. 11 в., 14 в., мозаики 14 в.), церковь монастыря Хора (Кахрие-джами; кон. 13 — нач. 14 вв., мозаики начала 14 в.) и др.