Слайд 2
Аввакум Петров родился 25 ноября (5 декабря) 1620
г. в с. Григорово Нижегородского уезда в семье сельского
священника. Отец Аввакума "прилежаще пития хмельнова" умер рано, а после женитьбы 17-летнего сына умерла "постница и молитвенница" мать.
Протопоп Аввакум
Слайд 3
Наделенный от природы недюжинным умом и силой духа,
образования он, тем не менее, не получил.
В 1642
г. был рукоположен в Дьяконы, а в 1644 г. - в священники.
В 1652 г. был протопопом в г. Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве.
Слайд 4
А.Иванов.
Во времена раскола
В 1653 г. земляк Аввакума, тогдашний
патриарх русской православной церкви Никон, распорядился заменить при богослужении
земные поклоны поясными, креститься тремя перстами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Аввакум и другие приверженцы старых порядков отказывались признать нововведения, провозгласили возврат к дореформенным обрядам и традициям, за что и были сосланы в разные концы России. Это движение и положило начало старообрядчеству.
Слайд 5
В конце августа 1664 г. протопопа с семьей
и домочадцами повезли в Пустозерский острог. Предстоял долгий и
трудный путь через Вологду, Великий Устюг, Холмогоры, Meзень. Пользуясь каждой возможностью, Аввакум на этом пути выступал с обличением никоновских реформ, защищая старую веру.
Слайд 6
В октябре Аввакум "с великою нуждою доволокся до
Холмогор". В дороге заболели малые его дети, болела и
жена Анастасия Марковна, которая вскоре должна была родить. Аввакум пишет челобитную царю, в которой просит разрешить ему остаться "зде, на Колмогорах... или как твоя государева воля", объясняя, что "в Пустозерский острог до Христова Рождества невозможно стало ехать... и смущаюся, грешник, чтоб робятишка на пути не примерли с нужи... Свет-государь, православный царь! Умилися к странству моему, помилуй изнемогшаго в напастях и всячески уже сокрушена: болезнь бо чад моих на всяк чае слез душу мою исполняет. И в даурской стране у меня два сына от нужи умерли. Царь-государь, смилуйся".
Слайд 7
Один из учеников Аввакума - юродивый Киприян отвёз
эту челобитную в Москву, и 21 ноября она была
подана царю Алексею Михайловичу. Но тот не внял. 29 декабря Аввакум с семьей и домочадцами был привезён на Мезень. Вскоре здесь у него родился сын.
Слайд 8
Дальше, в Пустозерск, отправить Аввакума не могли, так
как крестьяне из Кеврольского уезда и с верховьев Мезени,
как докладывал мезенский воевода царю, "учинили бунт... И мне, - писал воевода, - протопопа Аввакума с Мезени отпустить в Пустозерский острог нечим". Московские друзья и почитатели Аввакума тоже просили за него, и царь разрешил оставить Аввакума в Окладниковой слободе (в будущем - г. Мезень).
Слайд 9
Протопоп Аввакум в своём «Житии…» объяснял свою остановку
на Мезени Божьей волей: "И Бог остановил нас своим
помыслом у окияна моря на Мезени; от Москвы 1700 верст будет и жил тут полтора года на море з детьми, промышляя рыбу и кормился; благодаря Бога, а иное добрые люди, з голоду не уморили, Божиим мановением".
Слайд 10
Протопоп с семьёй проживал в Окладниковой слободе в
отдельной избе.
В слободке Аввакум вёл службу в местной
церкви. По народному преданию, голос у него был настолько мощный, что во время богослужения был слышен на другом конце слободы.
Здесь он подружился с местным воеводой поляком Алексеем Цехановецким, был вхож в его дом и сумел обратить в православную веру жену воеводы, католичку Ядвигу, ставшую на Руси Евдокией.
Слайд 11
Полтора года прожил Аввакум на Мезени, убеждая своих
прихожан твёрдо стоять за древнее благочестие, всецело отдаваясь деятельности
проповедника и вдохновителя старообрядчества.
Слайд 12
В 1667 г. Аввакум был расстрижен
и предан анафеме - церковному проклятию.
Его и единомышленников
- протопопа Никифора, попа Лазаря и инока Епифания, согласно царскому указу повезли на "ямских подводах" под охраной в Пустозерский острог.
Позже туда же был отправлен и дьякон Фёдор.
Хотя начальнику охраны был дан строгий наказ не пускать к узникам никого, Аввакум, как говорят сохранившиеся в северных селениях, через которые проезжал Аввакум, предания, находил возможность говорить с людьми, "проповедуя слово Божье" и "обличая безбожную лесть".
Слайд 13
12 декабря узников привезли в Пустозерск.
Пустозерскому воеводе Неелову царской грамотой предписано было "тем ссыльным
зделать тюрьму крепкую и огородить тыном вострым". Но быстро построить тюрьму в Пустозерске, где не было леса, не могли, и узников разместили "очистя пустозерских крестьян избы", по одному человеку в избе. И пока не построили земляную тюрьму, пустозерские узники имели возможность общаться сравнительно легко: по ночам они выбирались из своих "узилищ" и встречались у преданных им пустозерцев.
Слайд 14
Отсюда через верных им людей Аввакум и его
товарищи - пустозерские узники отправляли послания в Мезень, где
находилась в ссылке семья Аввакума. Через нее и осуществлялась связь пустозерцев с внешним миром. Их послания шли из Мезени через верных им людей на Соловки, в Москву, а позже - и в Сибирь.
Царь и духовные власти, отправляя узников в заточение, не предполагали, что превращают тем самым Пустозерск в своеобразный духовный и литературный центр.
Слайд 15
Видя влияние пустозерских узников, власти стали
действовать со страшной жестокостью по отношению к ним и
их сторонникам. В конце февраля 1670 г. на Мезень и Печору был отправлен стрелецкий полуголова И. Елагин. В Мезени был повешен по его приказу юродивый Фёдор, преданный ученик Аввакума. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий также были приговорены к повешению, но "повинились" и были вместе с матерью "закопаны в землю",
т. е. посажены в земляную тюрьму.
Слайд 16
Аввакума же вместо смертной казни приказано было посадить
в земляную тюрьму на хлеб и воду. Тюрьму к
этому времени уже построили - четыре врытых в землю сруба, обсыпанные землей, каждый из них обнесен "тыном вострым" и все вместе - общей оградой. Потолки столь низкие, что стоя на полу, их можно было рукой достать. В самом верху находилось маленькое окошко, через которое передавали пищу и выбрасывали нечистоты. Топили "по-черному", и зимой печной дым удушал и выедал глаза. От этого Епифаний надолго потерял зрение. Весной вода заливала срубы.
Слайд 17
Когда над Лазарем, Федором и Епифанием учинили казни,
а Аввакума не тронули, он "умереть хотел не едши,
и не ел дней с восемь и больши, да братья паки есть велели".
И все-таки дух и воля Аввакума и его товарищей не были сломлены, они продолжали работать. За время почти пятнадцатилетнего пребывания Аввакума в Пустозерске (1667-1681) он ни на один день не прекращал борьбы с "никонианами".
Здесь в земляной тюрьме создавал он главные свои произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", а также многочисленные послания, наставления и письма царю, друзьям, "духовным братьям и сестрам".
Слайд 18
Отстаивая старую веру, Аввакум в своих сочинениях резко
обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие
и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона Аввакум критиковал царскую власть, самого царя, его слуг.
Слайд 19
В Пустозерске была написана и главная
"книга живота вечного" - "Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное" (между 1672 и 1675 гг.) - замечательное произведение древнерусской литературы.
Слайд 20
Главного идеолога раскола — протопопа Аввакума — называют по-разному.
Д.С.Лихачёв, несмотря на непокорство Аввакума церковным властям, называет его
пророком, борцом, мучеником и страдальцем. В литературе чаще всего можно встретить определение «неистовый», т.е. «необычайно сильный, буйный, безудержный».
Слайд 21
Церковный собор 1681 г. с участием царя Фёдора
Алексеевича принял решение казнить главарей раскола "без пролития крови"
- сжечь на костре.
Сожжение протопопа
Аввакума.
Миниатюра к.17 в.
Слайд 22
14 апреля 1682 г. всех четверых пустозерских узников
Аввакума, Лазаря, Епифания и Федора заточили "во един сруб....
и зажгоша огнем... народ же около стояши и вой...".
По народному преданию, Аввакум, охваченный огнем, поднял высоко руку с двумя перстами и прокричал свои последние слова: "Коли будете таким крестом креститься, вовеки не погибнете. А покинете этот крест, и городок ваш песком засыплет".
Слайд 23
Роль Мезени в судьбе Аввакума, его семьи и
его сочинений
Именно Мезень стала своеобразным пересыльным пунктом, откуда послания
протопопа переправлялись в Москву и в многочисленных рукописных копиях расходились по всей стране, вызывая брожение в народных массах.
Мезенские старообрядцы собирали посылки с пожертвованиями для Аввакума.
Крестьяне Мезенских слобод и ближайших деревень, сами живя в бедности, оказывали всяческую помощь семье протопопа.
Слайд 24
Вынужденное переселение на отдалённый Север Аввакума и его
сторонников явилось толчком к основанию здесь многочисленных старообрядческих поселений,
которые оказали влияние на развитие культурной и духовной жизни северян.
Слайд 25
На Мезени остались, обзаведясь семьями, дети Аввакума: Афанасий,
Агриппина, Акулина и Ксения. Возможно, с семьёй Аввакума и
связано происхождение распространённых на Мезени и Печоре фамилий Протопопов и Старопопов.