Слайд 2
Славянская мифология
Славянская мифология (славянское язычество)- комплекс воззрений, верований
и культов древних славян, существовавший до принятия ими христианства,
сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, пережитков и христианско-языческого синкретизма.
Слайд 3
Также язычество обозначают словом «анимизм», т.е. называют его
одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов.
Это были духи
природы: лешие, русалки (берегини, вилы, самодивы), кикиморы.
Духи построек: домовые, злыдни, овинники, банники.
Это целый сонм и других антропоморфных и зооморфных существ: волколаки, упыри, мары, великаны, драконы.
Слайд 4
ВСЕЛЕННАЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Славяне делили мир на три яруса.
Верхний – небо – мир богов, средний ярус –
мир людей, нижний, подземный – мир духов, теней.
Слайд 5
Ярусы
Каждый ярус имел цифровое обозначение ( 1, 2,
3 ) и символизировался птицами ( небо ), волком
и медведем ( земля ) и змеем ( подземный мир ).
Все три яруса объединяло мировое дерево или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нём – в мире людей, а ветви – в небе.
Слайд 6
Славянское язычество относится к политеистическим религиям, т.е. славяне
признавали существование многих богов.
Словом «бог» славяне обозначали целый класс
мифических существ.( Белобог, Велес, Дажьбог, Сварог, Яровит, Нави и т.д.)
Слайд 7
Иерархия богов и мифологических существ
Слайд 8
БОГИ
ПЕРУН
Перун— в восточнославянской мифологии — грозный бог, повелевающий
небесными явлениями (громом и молнией), бог-мироправитель, один из главных
божеств славянского пантеона, верховный бог Киевской Руси в IX-X вв. Самый сильный в природе, борется со злыми силами.
Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.
Слайд 9
ДАЖЬБОГ
Даждьбог (Дажьбог, Дажбог, Dazbog) — один из главных богов
в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, живительной
силы. Входит в число «аутентичных» славянских богов, упоминаемых во многих средневековых рукописях, признаки поклонения которому присутствуют среди всех славянских народ
Слайд 10
МАКОШЬ
Богиня всей Судьбы, старшая из богинь-прях судьбы, богиня
плодородия, мать урожаев.
В православии образ слился с Параскевой Пятницей,
т.е. она теперь покровительница хозяек и женщин.
Символы – серебро, горный хрусталь, пряжа.
Слайд 11
ЛЕЛЬ
Бог любовной страсти.
Он сын богини красоты и любви
Лады.
Изображался в виде златовласого крылатого младенца.
Священной птицей Леля считался
аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках – «лелеко».
Слайд 12
МОРАНА ( МАРА )
Могучее и грозное божество, богиня
Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра
Живы и Леля.
Считалась воплощением нечистых сил. Имя «Морана» родственно таким словам,как «мор», «морок», «смерть».
Символы – чёрная луна, серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Слайд 13
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
БАБА-ЯГА
Неоднозначный персонаж, одновременно она и ведьма, и
богиня зверей и леса.
Баба-Яга принадлежит сразу к двум мирам
– миру живых и миру мёртвых ( «костяная нога» ).
Этимология имени восходит к слову «ягать» - ругаться.
Слайд 14
ГАМАЮН
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник
богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий
будущее тем, кто умеет слышать тайное. Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.
Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли, неба, богов и героев, людей, чудовищ, птиц и зверей.
Слайд 15
СИРИН
Сирин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева.
В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на
землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души.
В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже само её название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Слайд 16
БАННИК
Как и во всяком месте, в бане обитает
свой дух – банный, банник, байник, баенник – особая
порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облачённый в липкие листья.
Банник любит попариться после двух, трёх смен людей, причём моется он только грязной водой.
Чтобы банник не проказил, в баню нужно идти без креста, нельзя пить воду, приготовленную для мытья.
Слайд 17
ШИШИГА
Шиши́га (также Ле́шенка) — маленькое горбатое существо женского
рода в русском фольклоре, живет в камышах, предпочитает мелкие
речушки и водоемы.. Днем отсыпается, появляется только в сумерках, чтобы расчесать длинные черные волосы.
Все, кто ее видел, вскоре утонут или умрут по другой причине. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их утащит Шишига.
Слайд 18
Славянская мифология характерна тем, что она – всеобъемлюща,
и находит воплощение даже в быту – будь то
обряды, ритуалы, культы, календари, сохранившаяся демонология ( от домовых до русалок) и забытое отождествление ( например, языческого Перуна с христианским святым Ильёй ).
Поэтому, практически уничтоженная на уровне текстов до ХI века, она продолжает жить – в образах, символике, ритуалах и самом языке.