Слайд 2
М.В. Ломоносову посвящается
Я знак бессмертия
себе воздвигнул…
Слайд 3
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид
и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни
множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет
светом...
М.В. Ломоносов
Слайд 4
В 1711 году родился человек, который окончательно разделил
науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их
в своём творчестве, «будущий славный русский учёный, вития и поэт» — произошло это 19 ноября в Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре
Жизнь М.В. Ломоносова
человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет.
Слайд 5
Подписи М.В. Ломоносова
Найденные автографы говорят нам о том,
что Михайло Ломоносов, которому не исполнилось ещё и 14
лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Слайд 6
Орден Ломоносова
Орденом Ломоносова награждают-ся
граждане за высокие достиже-ния в государственной, производст-венной, научно-исследовательской, социальной,
культурной, общест-венной и благотворительной дея-тельности, в области науки, лите-ратуры и искусства.
Слайд 7
Труды в Академии Наук
Несмотря на тяжёлые условия жизни,
любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию
проявил интерес к наукам. Он начал изучать математику, знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. Более всего ему нравились экспериментальная физика, химия и минералогия. В 1735 году в Академии
было создано Российское собрание для разработки основ русского языка. Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской академии достаточно хорошую подготовку в области грамматики и стихосложения, вероятно, интересовался занятиями Российского собрания.
Слайд 8
В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в
1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс
физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая
Физическая химия
научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии.
Слайд 9
Ломоносов возглавлял географический депар-тамент Академии Наук, руководил рабо-той
по созданию геог-
География и навигация
рафического атласа, восстановил глобус после
пожара, создал циркумполярную карту. Михаил Васильевич Ломоносов дал название Антарктиды - «terra incognita».
Слайд 10
Астрономия
26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по
солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё
атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира.
Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов. М. В. Ломоносов — талант-ливый изобретатель и приборостроитель, в то же время стоит у истоков русской теоретической оптики.
Слайд 11
Наука о стекле
Эта страница деятельности М. В. Ломоносова
— яркий пример органичного сочетания всего разнообразия его способностей:
как увлечённого учёного-теоретика, в совершенстве владеющего экспериментом, практика, очень удачно реализующего найденное в ходе расчётов и опытов, умелого организатора производства, вдохновенного художника-дилетанта, наделённого природным вкусом, умеющего с толком применить свои познания и в этой области.
Слайд 12
Прототип вертолета
В рамках метеоисследований, в том числе измерений
на разных высотах (температура, давление и т. д.), М.
В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов — только подъём метеоприборов.
Слайд 13
Развитие риторики
Нельзя сказать, что до Ломоносова в России
совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по
этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Само определение риторики у него традиционно.
М.В. Ломоносовым
Слайд 14
Вклад в развитие истории
М. В. Ломоносов как историк
является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в.
Он был сторонником сарматской теории. Считал, что русы, роксоланы происходят с побережья Чёрного моря. Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманнскую теорию. На основе множества фактов Ломоносов сделал вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян.
Слайд 15
«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка,
в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание
и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российс-кой грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приё-мов.
Грамматика и теория стиля
Слайд 16
Места в Санкт-Петербурге ,
связанные с именем М.В.
Ломоносова
٧
٧
٧
٧
٧
٧
Слайд 17
Мост Ломоносова
В давние времена XVIII века весь этот
примыкавший к Фонтанке участок вплоть до Садовой улицы принадлежал
графу П. Г. Черны-шеву, являясь его загородной усадьбой. Отсюда происходят старые названия улицы, Черны-шевой площади и Чернышева моста, получивших современные
названия в честь М. В. Ломоносова в августе 1948 года. Планировка всего этoго района осуществлена по проекту великого мастера ансамблевой застройки города К. И. Росси.
Слайд 18
Площадь Ломоносова
Улица Зодчего Росси вливается в полукруглую площадь
Ломоносова. Главная ось площади — улица Ломоносова — от
моста Ломо-носова проходит под прорезанными в фасаде двумя арками возле третьей арки, представляющей лишь вxoд в здание, которое является частью левого корпусаулицы Зодчего Росси.
Это один из любимых приемов Росси — арками монументальных зданий соединять уличные проезды и площади.
Слайд 19
Памятник М.В. Ломоносову
В центре площади — круглый сквер,
он устроен здесь вместо спроектированной церкви. В 1892 году
здесь был установлен памятник М. В. Ломоносову. Отлитый по модели П. П. Забелло, бронзовый бюст великого русского ученого установлен на пьедестале из серого мрамора с гранитным основанием. На лицевой стороне пьедестала укреплен бронзовый барельеф,
изображающий деревенского мальчика, погруженного в чтение книги. Здесь же приведены даты жизни Ломоносова
Слайд 20
Улица Ломоносова
С 1739 года проезд шёл только от
Садовой улицы до реки Фонтанки и именовался Чернышёвым переулком,
по фамилии землевладельцев — графов Чернышёвых. В 1787 году появилось еще одно имя — Банковский переулок. 1834 году архитектор Карл Росси создал на пересечении улицы с набережной Фонтанки полукруглую площадь, которая с 1836 года называлась Чернышёвской. Под этими именами переулок просуществовала больше столетия, пока в
августе 1948 году решением Ленинградского горисполкома ее не переименовали в улицу Ломоносова, в честь Михаила Васильевича Ломоносова.
Слайд 21
Ст. метро Ломоносовская
Станция открыта 21 декабря 1970 года
в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская». Названа
из-за близости к основанному при участии М. В. Ломоносова Петербургскому фарфоровому заводу. В проекте станция носила название «Ивановская».
Вестибюль станции расположен на тер-ритории сквера, который находится на месте бывшего Спасо-Преображенского кладбища.
Слайд 22
Ломоносовский фарфоровый завод
Ломоносовский фарфоровый завод (Императорский фарфоровый завод)
– был образован в 1744 году и является одним
из старейших предприятий в Европе и крупнейшим предприятием России, расположенном в Санкт-Петербурге. При строительстве он именовался «Порцелиновая мануфак-тура», с 1765 года – Императорский
Фарфоровый завод, с 1917 – Государственный фарфоровый завод, в связи с 200-летием Российской Академии наук предприятию было присвоено имя
М.В. Ломоносова.
Слайд 23
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора.
Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные
сервизы — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. В сервизы входили настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Была изготовлена серия скульптур «Народы России», расширенная в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев.
Ломоносовский фарфоровый завод
Слайд 24
Ломоносовский фарфоровый завод
Императорский Фарфоровый Завод — единственное в
России предприятие, обладающее уникальной технологией производства тонкостенных изделий из
костяного фарфора. Большая часть изделий завода расписывается вручную художниками. На заводе работало множество известных художников, среди них – К.Малевич, Чашник, Н.Суетин.
Слайд 25
Мозаики М. В. Ломоносова — часть деятельности учёного,
которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно
взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле, поставленной на службу особому виду стеклоделия, варке так называемого глухого стекла – смальт, и возрождению этого забытого ремесла и искусства.
Искусство мозаики
Слайд 26
Искусство мозаики
Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства,
Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. Он развил и
усовершенствовал мозаичное искусство, поставив перед ним новые художественные задачи, улучшив и значительно ускорив технику набора мозаичных картин. Главная его работа – «Полтавская баталия».
Слайд 27
О смерти великого ученого...
М.В. Ломоносов знал, что он
умирает. «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и
знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»,- записал он. Но его тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряженная борьба, которую он вел, пошла насмарку.
И вот 4 апреля 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце
М.В. Ломоносова…