Слайд 2
Николай Петрович Богданов-Бельский
Родился в деревне Шитики Бельского уезда
Смоленской губернии 8 декабря 1868 года в семье бобылки.
Воспитывался
в семье дяди.
Слайд 3
В 6 лет выучился читать Псалтирь, эанимаясь с
церковным сторожем Севастьяновичем.
С 9 лет два года посещал
образцовую школу в селе Шопотово, устроенную на средства С.А.Рачинского.
«Крестьянский мальчик»
Слайд 4
В 11 лет был взят С.А.Рачинским в народную
школу села Татева.
«Он стоит к нам спиной, и хотя
лица его не видать, но из одной позы, наклоненной спины и снятого картуза, можно понять, какое у него внутри почтение и какая жажда самому бы в школу попасть».
(В.В.Стасов о картине
«У дверей школы»)
«У дверей школы» (1897 г.)
Слайд 5
Н.П.Богданов-Бельский о С.А.Рачинском
«Это был идеалист, светлая личность. Когда
Александр III пригласил его в воспитатели к своим детям,
он ответил: «Найдется много людей, которые захотят заменить меня там. Но никто не захочет заменить меня здесь».
С.А.Рачинский (1833-1902)
Слайд 6
С.А.Рачинский на картинах Н.П.Богданова-Бельского
«Воскресные чтения в сельской школе
»
(1895 г.)
«Устный счет. В народной школе
С.А.Рачинского» (1895 г.)
Слайд 7
Благодаря стараниям С.А.Рачинского в 1882 г. начал обучение
в рисовальной школе Троице-Сергиевского посада под руководством иеромонаха Симеона,
а в 1884 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
«Приготовление уроков»
Слайд 8
Дипломная работа «Будущий инок»
(1889 г.)
В деревенской избе за столом мальчик внимательно слушает странника-монаха, на лице его можно увидеть всю гамму чувств, вызванную рассказом о неизведанной и влекущей жизни, в которой служат Богу.
Прототип картины – Семен Дорофеев, один из учеников школы С.А.Рачинского.
Картина отмечена Большой серебряной медалью.
Слайд 9
Художник часто вспоминал семью Рачинских, чувствовал себя обязанным
ей, здесь он провел много счастливых дней. Хозяйка Варвара
Абрамовна Рачинская - родная сестра поэта Е.А.Баратынского, современница А.С.Пушкина, в молодости танцевавшаяся с ним на великосветских балах.
В.А.Рачинская
Слайд 10
Вся атмосфера дворянского дома была наполнена беседами об
искусстве, музыке, театре, заботой о крестьянских детях.
Знакомство с Рачинскими
на всю жизнь связало
Н.П.Богданова-Бельского с высококультурными
и талантливыми людьми науки и искусства,
ввело в среду высоких нравственных и эстетических
интересов.
Слайд 11
Этапы пути художника
с 1895 – член Товарищества передвижных
художественных выставок
1894-1895 – художественное училище при Петербургской Академии художеств
1903
– получает звание «академик»
1914 – действительный член Академии художеств
1913-1918 – председатель общества петербургских художников имени А.И.Куинджи
Слайд 12
Тема просвещения крестьянских детей в творчестве художника
Слайд 13
«У больного учителя» (1897)
На картине изображен учитель школы
села Татева Серяков Аркадий Аверьянович
Слайд 14
«У больной учительницы»
(1920-е гг.)
Моделью послужила спутница
жизни художника в 20-е гг. Наталья Антоновна Топорова.
Слайд 18
« Я так много лет провел в деревне,
так был близок сельской школе, так часто наблюдал крестьянских
детей, что полюбил их за непосредственность, даровитость, что они, как-то сами собой, сделались героями моих картин».
(Н.П.Богданов-Бельский)
Слайд 26
«Зима» (1920-е)
«Крестьянские дети»
(1915)
Слайд 32
«Портрет
М.С.Шереметевой»
(1898)
Слайд 34
«Портрет
неизвестной
дамы в черном
платье с
кружевным
воротником»
(1907)
Слайд 35
«Портрет
артиста
Московского
художественного
театра
А.Р.Артёма»
Слайд 38
«За чтением письма» (1892)
Помощница, муза, натурщица, Наталья
Антоновна Топорова на протяжении шестнадцати лет помогала Николаю Петровичу
в трудных ситуациях. По ее настоянию они выехали после революции за границу и поселились в Риге. Но судьба все же развела их: в середине 1920-х годов она отправилась в Берлин по поводу устройства выставки работ художника, вела переговоры с берлинским издательством Ольги Дьяковой по выпуску открыток и репродукций с его картин. Затем путь ее лежал в Сопот, Париж, Ниццу. В Ригу она писала письма художнику, звала его на Запад, уверенная в том, что здесь он устроится лучше... Далее след ее теряется.
войны» (1905)
Новую тему принесла русско-японская война.
В крестьянской избе
с низким потолком молодой учитель у окна читает деревенским старикам известия с фронта. На бородатых лицах видна тревога: сыновья на фронте, за тысячи верст от отцов. Пригорюнилась молодая солдатка, сдерживает плач подросток, прикрыв рот шапкой, серьезно и внимательно слушает учителя старая крестьянка с палкой в руках. И, конечно же, среди взрослых – оставшиеся без кормильцев дети: их чистые лица ясны, они не могут целиком осознать трагических событий.
Слайд 41
«Горе» (1909)
Обхватил руками голову в безутешном горе у
своей избушки старый крестьянин.
Умерла жена, нет больше матери у
детей. Отец в отчаянии.
Что ждет их, сирот?
Слайд 42
«Новые хозяева» (1913)
Гибнет, разоряется дворянско-помещичье сословие, богатые крестьяне
становятся новыми хозяевами жизни в селе, они скупают земли,
старые дворянские усадьбы.
Слайд 43
«Крестьянин»
Сидит у дороги старый крестьянин. Покинувший деревню в
поисках работы.
Слайд 44
"После Парижа я увлекся «пленнэризмом». Воздух, фигуры среди
пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я
стал отдавать своё внимание".
(Из воспоминаний Н.П.Богданова-Бельского)
Слайд 45
«Именины учительницы»
(1910)
Картина
представлялась
на выставках в
Риме, Мюнхене,
приобретена
любителем живописи
и увезена в Лондон.
Слайд 46
«Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А.Юсуповой» (1914)
Красота южной
природы, сидящая в кресле прелестная женщина с живым выражением
глаз – во всем покой и гармония.
Слайд 49
В конце лета 1921 г. художник уехал в
Ригу, где собралось много представителей русской интеллигенции. Здесь он
открывает свою художественную студию. Работал много и плодотворно, постоянно участвовал в выставках вместе с русскими и латышскими художниками, устраивал и персональные.
Вел активную общественную жизнь: член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно-театрального общества, член общества охотников. Его приглашали в Кружок ревнителей русской старины, в различные комиссии. Как эксперт он участвовал в конкурсах по оформлению витрин.
Слайд 50
«Его картины просты, всем понятны приятны по технике
и теплому чувству, вложенному в них… Он остается, в
общем, по-прежнему скорее наблюдательным рассказчиком, чем чистым живописцем, решающим только задачи своего искусства»
( из газеты «Сегодня»,№37 от 16 февраля 1923 г.)
Слайд 51
Третья персональная выставка
Состоялась в марте 1925 года.
Были представлены
83 работы.
«Бывший защитник Родины»
(1924)
Слайд 55
«Весна. Портрет госпожи И.Баумане» (1924)
Слайд 56
Богданов-Бельский был высокий, плотный мужчина с умными светлыми
глазами, чисто русский тип. В движениях медлителен, внешне спокоен,
на голове едва заметная плешь. Всегда гладко выбрит. Не мелочный, с некоторым размахом, но все в меру. Он не любил «сплеча» ругнуть, входил в суть дела и делал осторожные заключения. Жил вдали от интриг и брезгливо к ним относился. В общении прост, умел дружить с людьми и говорил обдуманно и доброжелательно.
(Из воспоминаний П.И.Гроссена
о Н.П.Богданове-Бельском)
Слайд 57
«Человек – великое творение Бога, и к нему
надо относиться с уважением, нет ничего легче забросать его
грязью,от чего добра не бывает: отмыть-то её трудно».
(Н.П.Богданов-Бельский)
Слайд 58
Дети Латгалии
«А и люблю же я своих латгальских
ребятишек – Сашек, Машек, Петек, Гришек, их загорелые лица
и лепет!»
Н.П.Богданов-Бельский с детьми
Слайд 70
«Кажется будто вся земля, как цветами, испещрена и
населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и
прелестной непосредственностью»
(из газеты «Сегодня»,
№46 от 15 февраля 1932 г.)
Слайд 71
«В церкви» (1939)
Откуда-то звучит Священное
Писание,
И где-то слышится
божественный
напев. Внимают чутко им
в торжественном молчании Пять юных дев.
В их юные сердца незримый западает
На почву мягкую евангельский
посев.
Пречистой Девы лик любовно осеняет
Пять чистых дев.
Слайд 72
Юбилейная выставка художника (март 1936 г.)
4 тысячи посетителей
( для частных выставок количество посетителей небывалое!)
«Выставка прекрасна. В
ней свежесть, дух земли, разнообразие тем, красок, мотивов, сюжетов, фигур, лиц, стран, городов, настроений. Времен года – вся жизнь всё то, что мы видим, встречаем, о чем мечтаем, что любим и чем наслаждаемся. Это живая жизнь, воскрешенная старина, это мир, спасенный от забвения»
(из статьи П.Пильского)
Слайд 73
«Балиново.
Латгальский
пейзаж»
(1936)
Слайд 77
«Цветущий Яблоневый сад» (1936)
Слайд 78
«Богданов-Бельский – популярный русский художник из группы передвижников,
со славным прошлым и признанными заслугами, сохранил верность русским
типам, которые он встречал у нас в Латгалии. Технически его картины великолепно написаны и разработаны безупречно в реалистически-импрессионистическом духе».
Из отзывов латвийских художников
Ю.Мадерниекса и
Г.Шкилтерса о
Н.П.Богданове-Бельском
Слайд 83
Семья
В 1922 г. художник познакомился с Антониной
Максимилиановной Эрхард, которая была замужем за немцем. В 1927
г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. В январе 1932 г. А.М.Эрхард и Н.П.Богданов-Бельский обвенчались в Риге в православном Христорождественском храме.
Слайд 84
К концу 1930-х гг. художник стал болеть, сказывался
возраст и беспрерывная работа. К диабету в к.1939 г.
прибавилась новая болезнь, пришлось прибегнуть к операции.
В первой половине 1940-х гг., во время немецкой оккупации Богданов-Бельский продолжает писать. Известность его в западных странах и в Германии, немецкое происхождение жены способствовали получению заказов. По-прежнему о его творчестве публикуют газеты. В 1943 г. в Риге на немецком языке выходит монографический альбом «Богданов-Бельский. Жизнь и творчество русского художника».
Слайд 85
Осень 1944 года была для художника тревожной. Наступление
советских войск заставило его семью принять решение об отъезде
в Германию. Корреспондент газеты «Сегодня» застал его за мольбертом, на котором стоял небольшой холст с начатым по этюду латгальским пейзажем. На вопрос корреспондента об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне. Недавно я ездил в Латгалию... написал много этюдов и сделал много зарисовок, пополнил художественный материал».
В конце 1944 года Николай Петрович с женой выехали в Германию и после долгих мытарств, под частыми бомбежками, прибыли в Берлин. Тяжелобольного художника жена привозит в клинику знаменитого профессора Зауэрбруха. Операцию Николай Петрович не перенес. Его не стало 19 февраля 1945 года.
Слайд 86
Н.П.Богданов-Бельский, выходец из простой крестьянской семьи, достигший славы
благодаря большому таланту, нашел последний приют среди русских князей,
на Тегельском православном кладбище Берлина.
Слайд 87
Память о всемирно-известном художнике, бывшем воспитаннике педагога-новатора, создателя
авторской народной школы С.А.Рачинского живет в стенах музея села
Татева Оленинского района Тверской области , носящим его имя, и ее свято берегут нынешние питомцы Татевской школы имени С.А.Рачинского.
Здание музея
им.Н.П.Богданова-Бельского
в с.Татево