Слайд 2
Средневековые университеты
Университет – сообщество учителей и школяров
Слайд 3
В средние века не было отделения высшего образования
от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и
старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет.
Слайд 4
"семь свободных искусств"
(septem artes liberales), состоявших из двух
циклов--"тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний") и "квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех
путей знания"). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
Слайд 5
Грамматика
Риторика
Диалектика
Слайд 6
Музыка
Арифметика
Геометрия
Астрономия
Слайд 7
Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному
учебному плану на весь учебный год. Он делился на
две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах.
Слайд 8
Формы обучения
Lectio (лекция)--полное, систематическое изложение учебного предмета, по
программе, изложенной в статутах, в определенные часы.
Repetitio (повторение)
- это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений.
Disputatio (диспут)--одна из самых распространенных форм преподавания. Руководство университетов придавало им очень большое значение.
Слайд 10
Вера, разум, опыт
Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр.
Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus Abaelardus; 1079— 21 апреля 1142)
— знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
Слайд 11
Учение Абеляра
Бог дал человеку все силы для достижения
благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах
игру воображения и направлять религиозное верование. Вера,, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.
Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.
Слайд 12
Бернар Клервоский (Bernard de Clairvaux; Bernardus abbas Clarae
Vallis, 1091 Фонтен, Бургундия — 20 или 21 августа
1153, Клерво) — французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво (с 1117).
Слайд 13
Знание – сила
Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon);
22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский
философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
Слайд 14
Вершина средневековой философии
Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный»)
— систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая
собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Основные проблемы
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)
Слайд 15
Фома́ Акви́нский— философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики,
учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь
философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Слайд 16
Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность
естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается
в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении