Слайд 2
Вопросы стоящие перед Россией во второй четверти XIX
века
Каково настоящее и будущее России?
По какому пути в своем
развитии должна идти Россия?
Слайд 3
Общественное движение
Основные идейные течения
Консервативное
Либерально-
оппозиционное
Революционно-
социалистическое
Слайд 4
Консервативное
(самодержавно-охранительное) течение
Теория официальной
народности
С.С. Уваров, Н.И. Греч,
М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин,
С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник,
М.П. Загоскин
и другие
Слайд 6
Революционно-социалистическое
Слайд 10
Кружки 20-40-х гг. 19века
просветительские
революционные
Слайд 11
Просветительские кружки
20-40-х годов
Слайд 13
Либерально-оппозиционное общественное течение
Либеральное
течение
Славянофилы
Западники
Слайд 14
Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и
славянофилы
Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин
и многие др.
Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др.
По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права.
Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя.
Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”)
Слайд 15
Славянофилы
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный
мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности,
русского стереотипа поведения.
Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.
Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь
. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху.
Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции.
“Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.
Слайд 16
Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того,
что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие,
самодержавие, народность.
При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.
Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”.
В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем.
Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
Слайд 17
Западники.
западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали
как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и
большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории.
Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.
В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы.
Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы.
Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.
Слайд 18
В чем схожи З и С?
При всех различиях
в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели
схожие позиции.
И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти.
Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России.
В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма.
Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы.
Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).
Слайд 19
Славянофилы
А.С.Хомяков
И.С.Аксаков
И.В.Киреевский
Ю.Ф.Самарин
Слайд 20
Западники
С.М. Соловьев
К.Д. Кавелин
Т.Н. Грановский
И.С. Тургенев
Слайд 23
Заключение
Эпоха политической реакции при Николае I не была
эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Напротив,
во второй четверти XIX века основным центром интеллектуальной жизни России становится Москва. За внешней неспешностью и бытовой консервативностью второй столицы скрывался напряженный идейный поиск, ведущийся представителями «образованного меньшинства». Почти каждый день собирались «друзья» - «враги» западники и славянофилы, чтобы скреститься в очередном идейном споре.
Разгром декабристских организаций существенно ослабил революционное движение в России, но оно не было полностью уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя наследниками идей и продолжателями дела декабристов.
Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».
Слайд 24
Образование и наука в первой половине 19 в
В
1803 году страна была разделена на 6 учебных округов,
в каждом из них намечалось открыть университет.
1804- основание Казанского и Харьковского университетов.
1819- Петербургский университет
1834- Киевский университет
Действовал Царскосельский лицей.
К началу 19 в В России было один ВУЗ технического профиля в СПБ.
При Александре был открыт Лесной институт
При Николае были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.
Слайд 25
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 предполагалось
открыть в каждом губернском городе.
В 1824 г. В
РИ было 49 гимназий, через 30 лет их число достигло 77.
Продолжалось развитие системы женского образования.
Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске.
Отставало развитие системы начального образования.
Слайд 26
Русская наука.
Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский создал
неевклидову геометрию.
Профессор Казанского университета Николай Николаевич Зинин осуществил синтез
анилина- органического красителя текстильной промышленности.
В области физики Василий Владимирович Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе для освещения и плавки металлов
Борис Семенович Якоби построил электродвигатель, он открыл метод гальванопластики.
Павел Петрович Аносов раскрыл тайну булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани.
Слайд 27
1839 завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом.
Василий Яковлевич
Струве обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути.
Николай
Иванович Пирогов первым в России стал применять анестезирующие средства – эфир и хлороформ – при операциях. Применил повязку из алебастра. Книга Пирогова «Начала военно-полевой хирургии» долгое время использовалось как пособие для военных хирургов.
Карамзин написал 12 томов «Истории государства Российского».
(путешествия в предыдущей презентации есть)
Василий Михайлович Головин в 1811 обследовал Курильские острова, где попали в плен к японцам он и его команда.
Федор Петрович Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Южной Америки. Он основал русское географического общество.
Слайд 28
Архитектура и скульптура
Эпоха классицизма в русском зодчестве.
Классицизм ориентируется
на античное искусство, литературу и мифологию.
1806-1823- здание Адмиралтейства арх.
А.Д. Захаров
Андрей Никифорович Воронихин – сын крепостного, построил Казанский собор, в собор перенесли прах Кутузова.
Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли
В 40-50 Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта «Укротитель коней» установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку.
Клодт также построил памятник Николаю Павловичу.
1818-1858- строительство Исаакиевского собора Огюстом Монферраном
Слайд 29
Исаакиевкий собор должен был олицетворять незыблемость самодержавия, его
тесный союз с правослаивем.
Про проекту Монферрана была возведена 47-
метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади – памятник Александру I и в честь победы в войне 1812г.
Здание главного штаба построил Росси.
В 1839-1852 по проекту Лео Кленце в СПБ было построено здание Нового Эрмитажа
К.А. Тон построил Большой Кремлевский дворец , Храм Христа Спасителя
Слайд 32
Укротитель
коней
На Аничковом
мосту
Слайд 36
Русская живопись
Карл Павлович Брюллов написал картину «Последний день
Помпеи».
А.А.Иванов более 20 лет работал над картиной «Явление Христа
Народу»
Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили портреты Пушкина.
Павел Андреевич Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора»
В 1852 г открыл свои двери Эрмитаж.
Слайд 37
К. Брюллов
«Последний день Помпеи»
Слайд 38
А.А. Иванов
«Явление Христа народу»