Слайд 2
1/ Древняя восточная цивилизация
2/ Западный тип цивилизации: античная
цивилизация Древней Греции и Древнего Рима
Слайд 3
предпосылки формирования цивилизации
В период неолитической революции (VIII—V
тыс. лет назад), население перешло от присваивающих форм хозяйства
(охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству, в результате чего:
1. резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство.
2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций.
3. Сформировался и новый образ жизни.
4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.
5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.
6. Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции.
7. Ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города , начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды .
8. Началось социальное расслоение общества.
9. Сформировались государства
10. Была создана письменность
Слайд 4
1. Древняя восточная цивилизация (речная)
Территория:
долины рек. В
III тысячелетии до н. э.цивилизация возникла в
долине реки Нил
в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в
Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до
н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация,
во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.
Основные занятия населения:
сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров,
возводили ирригационные сооружения — каналы,
водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение
полей.
Слайд 5
1. Древняя восточная цивилизация
Основные государства:
Шумерское, Вавилонское
Социальная структура:
Во главе этого государства стоял царь, его
личность обожествлялась, он был
руководителем государства, верховным главнокомандующим и Верховным
жрецом. Имелась родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы,
ремесленники, свободные общинники крестьяне и рабы. Каждая группа
занимала строго определенное место и отличалась от других своесоциальной
значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.
Духовная жизнь:
религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления,
установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с
природными и надприродными силами, человек абсолютно несвободен, он
предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом.
Символ восточной культуры «человек в лодке без весел».
Слайд 6
1. Древняя восточная цивилизация
Политическая организация:
Деспотия, т.е. абсолютное преобладание государства над обществом. Государство
регулирует все многообразие человеческих отношений, формирует общественные идеалы,
вкусы. Глава государства обладает всей полнотой законодательной и судебной власти,
бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и
заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд .
2. политика принуждения. Единство страха и любви.
3. общественно-государственная собственность
4. ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль.
5. В социальном плане структурной основой была уравнительность.
6. Политически основу составляло абсолютное господство аппарата государственной власти.
Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От
чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение. Государственный
бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств:
1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ.
7. При деспотии развитие идет циклами:
1) усиление централизованной власти и государства;
2) кризис власти;
3) упадок власти и ослабление государства;
4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.
Слайд 7
1. Древняя восточная цивилизация
Особенности:
высокая степень зависимости человека
от природы.
Стабильность и традиционализм.
Уважение к опыту старших поколений,
культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Существовало полное взаимопонимание поколений.
Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.
Слайд 8
1. Древняя восточная цивилизация
Собственность на землю:
государственная
Вклад в мировую культуру:
шумерское иероглифическое письмо
(основа
алфавитной системы)
система календарного счета (сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака)
элементарная математика (десятеричная система счета)
развитое изобразительное искусство
первые географические карты и многое другое.
Слайд 9
2. Западный тип цивилизации (средиземноморский, античный)
Территория:
на берегах Средиземного
моря юг Балканского полуострова
Основные занятия населения:
выращивание без искусственного
орошения зерновых, винограда и маслин, ремесло и торговля
Основные государства:
Древняя Греция и Древний Рим в период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н.
Социальная структура:
Крестьянство, аристократия, рабы
Духовная жизнь:
религиозно-мифологическое мировоззрение.
Космологизм, рациональность, антропоцентричность
Политическая организация:
демократия как олицетворение свободы и основы гражданского общества.
Личность и ее права были признаны первичными.
Слайд 10
2. Западный тип цивилизации (средиземноморский, античный)
Собственность на землю:
частная
Особенности:
развивалось очень динамично
политическое равенство
на первый план вышли частнособственнические
отношения
демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов
на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность
Слайд 11
2.1. Цивилизация Древней Греции
«полис» — «город-государство»
античная
форма собственности на землю, ею пользовались те, кто был
членом гражданской общины.
осуждалось накопительство.
В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание.
Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, вести между собой войны или заключать мир.
Граждане равны в своих политических и юридических правах. Выше гражданина в полисе никто не стоял, кроме полисного коллектива. Каждый гражданин имел право публично высказать свое мнение по любому вопросу. Любые политические решения принимались открыто, сообща, после всестороннего публичного обсуждения. В полисе налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание) и исполнительной (выборные срочные магистратуры).
развитой рынок с денежной формой обращения.
стремительный подъем материальной и духовной культуры.
Слайд 12
2.2. Цивилизация
Древнего Рима
Рим был основан в
753 г. до н. э.
Первоначально население Рима состояло
из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь, который являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму общины получили название плебеев, а потомки старых римских родов, получили название патрициев.
В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.
В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика.
Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию.
в 30 г. до н. э. установилась единоличная власти императора
С I в. до н. э. наблюдается отпуска рабов на волю. Рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев.
В конце IV в. н. э. Римская империя делится на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в. Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.
С падением Римской империи начинается новая эпоха в истории цивилизации — Средневековье.