Парсу́на (лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания.
Слайд 2
Парсу́на (лат. persona — личность, особа) — первоначально
синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Слайд 3
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита,
иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. В парсуне всегда
было главным – подчинение сословным нормам: столько значительности и импозантности в персонажах. Внимание художников сосредотачивается не на лице, а на позе изображенного, богатых деталях, аксессуарах, изображении гербов, надписей. Герои предстают в пышных одеяниях, в богатых интерьерах. Частное, индивидуальное в них почти не выявлено…
Слайд 4
Первые парсуны создавались в технике иконописи. Один из
самых ранних – надгробный портрет князя М. В. Скопина-Шуйского
(первая треть 17 в.), помещавшийся на саркофаге князя в Архангельском соборе Московского Кремля
Слайд 5
На парсуне, представленной в экспозиции, изображен царь Алексей
Михайлович, правивший Русским царством с 1645 по 1676 гг.
Слайд 6
Хотя парсуны представляют собой принципиально уникальный материал, но
и в их кругу есть особые раритеты. Один из
них — тафтяной портрет патриарха Никона (1682 г.). Портрет является аппликацией из шелковых тканей и бумаги, и лишь лицо и руки исполнены живописью.
Слайд 7
Странная двойственность присуща большой парсуне «Портрет царя Федора
Алексеевича» (1686 г.), выполненной в традициях иконного писания. Лицо
юного царя написано объемно, а одеяния и картуши решены плоскостно. Божественную власть царя подчеркивают нимб вокруг головы, изображение Спаса Нерукотворного вверху.
Слайд 8
Портретные образы в иконе второй половины XVII века
оказывались на перекрестье восхождения человека к божественному, и нисхождения
божественного до человеческого. Иконописцы Оружейной палаты, опираясь на собственные эстетические каноны, создали новый тип лика Спаса Нерукотворного, отличающийся определенностью человеческого облика. Образ "Спаса Нерукотворного" 1670-х годов Симона Ушакова можно считать программой этого направления.