Слайд 2
Иван Федоров (ок. 1510-1583) (настоящее имя Иван Федорович
Московитин) — один из первых русских книгопечатников, основатель книгопечатания
в России и на Украине. По традиции часто называется «первым русским книгопечатником». И. Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства.
Иван Федоров родился около 1520 года в Великом княжестве Московском. Точная дата рождения неизвестна.
Слайд 3
В 1564 в Москве совместно с типографом Петром Тимофеевичем
Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее
работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-1581 годах в Остроге Иван Федоров издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»). Известен и как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру)
Слайд 4
«Апостол» с одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской
улице была устроена типография, в которой 1 марта 1564 вышла первая
русская точно датированная книга — «Апостол». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Иваном Федоровым и П. Т. Мстиславцем в течение года.
Тираж издания составил около 2000 экземпляров (сохранилось около 60). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книгу украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских.
Орнаментика этого и последующих федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа. Отпечатанная Иваном Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий.
Слайд 5
В 1565 году Иван Федоров и Мстиславец
издали «Часовник» (двумя изданиями), оказавшийся по своему полиграфическому исполнению
ниже «Апостола». На этом их деятельность в Москве прекратилась, и они покинули пределы Московского государства. Возможно, причины их отъезда связаны с людьми, которые, по словам Федорова, «зависти ради многие ереси умышляли» (послесловие к львовскому «Апостолу»). Предполагают, что Федоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики (в 1565 году Иван Грозный ввёл опричнину) оставаться в Москве было опасно.
Слайд 6
Иван Федоров и Пётр Мстиславец переселились в
Великое княжество Литовское и обосновались в Заблудуве (ныне Польша)
у гетмана Григория Александровича Ходкевича — сторонника автономии Литовского княжества, ревнителя православия. Он предложил Федорову под его покровительством печатать книги на церковно-славянском языке. Первым заблудувским изданием стало «Учительное Евангелие» (1569). После его выхода Мстиславец расстался с Федоровым и переехал в Вильно, а Федоров продолжил выпуск книг.
Слайд 7
В 1570 вышло одно из лучших его
изданий «Псалтырь» (с «Часословцем»), которую украшала фронтисписная гравюра на
дереве с изображением царя Давида. После Люблинской унии (1569), объединивший Литву с Польшей, Ходкевич попал в сложную ситуацию, вынудившую его отказать Федорову в поддержке.
Львовский «Апостол». «Азбука»
Перебравшись во Львов, Иван Федоров основал первую на территории Украины типографию и в 1574 выпустил «Апостол», в котором впервые появилась издательская марка Ивана Федорова. В том же году он издал «Азбуку» — первый печатный русский учебник.
Слайд 8
Крупные финансовые затруднения заставили Федорова покинуть Львов.
Его пригласил к себе в имение для устройства типографии
богатый и влиятельный магнат, сторонник православия в Юго-Западной Руси князь Константин Острожский. Сложившийся в окружении князя ученый кружок во главе с Герасимом Смотрицким (Острожская Академия) занимался подготовкой издания Библии, за образец которого была взята Геннадиева Библия.
Слайд 9
В 1580 году Иван Федоров издал Новый
Завет с Псалтырью и указатель к нему «Книжка собрание
вещей нужнейших», а в следующим году — первую полную печатную славянскую Библию, явившуюся замечательным памятником культуры восточно-славянских народов и полиграфического искусства. Всего в Остроге вышло 5 изданий. Это самый плодотворный период в жизни Ивана Федорова. В начале 1583 он вернулся во Львов, где в трудах над устройством новой «друкарни» (типографии) скончался.
Слайд 10
Известно, что у постели умирающего были и его
вторая жена с детьми, и уже женатый старший сын
Ивашко, и ученик Гринь. Умер Иван Федоров во Львове 5 или 6 декабря (мнения ученых здесь не совпадают). Его новую типографию тут же опечатали за долги. Ивашко с Гринем попытались было ее выкупить, но средств не хватило. Но печатание русских книг во Львове все же было продолжено. Правда, после двадцатилетнего перерыва.
Слайд 11
Первопечатника похоронили на кладбище при Онуфриевском монастыре.
Через год после смерти отца сын Федорова Иван Друкаревич
(так его называли во Львове) вместе с друзьями положил на могиле Каменную плиту, на которой был вырезан типографский знак печатника. Вверху доски над книжном знаком Федорова была сделана надпись: «Успокоения и воскресения из мертвых чаю». А под самим знаком: «Друкарь книг пред тем невиданных». Увы, сама могила И. Федорова по сей день не найдена. И во дворе церкви сейчас сооружено лишь символическое надгробие».
Слайд 12
18 декабря 2014 года во Львове состоялось
захоронение останков одного из первых славянских печатников Ивана Федоровича
(Федорова) в церкви монастыря Святого Онуфрия Львова.
Слайд 13
Начало типографского печатания на Руси уходит к
XVI веку и связано с именем русского мастера Ивана
Федорова.
Когда в Москве в 1563 году по указу царя Ивана Грозного была построена первая на Руси типография, Федорова призвали туда печатником. Иван был мастером на все руки: конструктором и слесарем, резчиком по дереву и художником, механиком и печатником. На досках крепкого грушевого дерева он сам вырезал гравюры, сам придумывал рисунки шрифтов и вырезал их, сам делал художественное оформление и рисовал к тексту заглавные буквы.
Слайд 14
Первая книга Федорова, его знаменитый «Апостол», вышла
в свет в 1564 году и стала подлинным шедевром
тогдашнего книгопечатания. «Апостол» и все последующие его книги отличаются четким красивым шрифтом, искусно гравированными заставками, концовками, фигурными заглавными буквами.
Многие из книг содержат предисловия и послесловия, написанные от имени автора. В этих текстах он выступает как интересный публицист своего времени, человек широкой культуры. Сам Иван Федоров писал, что печатает книги «в наслаждение всему русскому народу»