Слайд 3
Представления египтян о загробной жизни
(Египет земной и
Дуат).
Древние египтяне верили в жизнь после смерти и считали,
что потусторонний мир, в котором тело вновь обретает покинувшую его душу, представляет собой копию реального мира.
Слайд 4
Поэтому для них крайне важным было правильно устроить
процесс погребения усопшего — только так можно было позаботиться
об облегчении его загробной жизни. В помощь умершему могли снаряжаться целые ладьи, наполненные самым разнообразным добром (предполагалось, что на ладье ему будет легче преодолеть реку мертвых, лежащую на пути в загробное царство).
Слайд 5
Конечно, количество и качество посмертных даров сильно зависело
от его благосостояния и общественного положения. В список предметов
первой необходимости входила «Книга мертвых», содержащая порядка 200 магических заклинаний. Эти заклинания должны были уберечь мертвых от опасностей, кои подстерегали их на долгом пути в страну мертвых.
Слайд 6
По дороге туда усопшему предстояло пройти через 12
врат, охранявшихся грозным змеем, и пересечь Озеро Огня. После
этого усопший представал перед 42 судьями — судилище происходило в зале Осириса, — которые зачитывали список всех его прегрешений. Усопший перед лицом судей заявлял о своей чистоте и безгрешности, после чего его сердце помещалось на одну чашу весов, а на другую чашу клали Перо Правды — символ богини справедливости Мут. Если покойный много грешил при жизни, равновесие весов нарушалось, и за этим следовало неминуемой наказание — усопшего ожидало полное уничтожение. Если же усопший в своей земной жизни был праведником, то весы оставались в равновесии и наградой за безгрешие была вечная жизнь в загробном царстве вместе со своими предками.
Осирис, председательствующий в зале "Двух Истин"
Слайд 7
Из признания усопшего о его жизни видно, что
древние египтяне делали вывод о хорошо или плохо прожитой
жизни человека исходя из того, что он не делал, а не из того, что он делал. Интересно, что это признание по содержанию напоминает более близкие к нам по времени заповеди других религий.
Кроме заклинаний, содержащихся в «Книге мертвых», покойному помогали обереги, которые закладывались в процессе мумификации между слоями льняной ткани. На этих амулетах были записаны магические формулы типа: «Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона». Все эти приготовления к жизни после смерти входили в обязанность родных. Считалось, что те, кто не проводит по всем правилам в загробный мир умерших родственников, обрекут себя на месть мертвых, «возвращающихся с ветром».
Слайд 8
Древние египтяне считали, что в загробном мире сохраняется
социальная иерархия, т.е. фараон остается фараоном, а бедняк-ремесленник —
бедняком. Но боги, коих в Древнем Египте было более 200, могли перевоплощаться по своему желанию. Вот только некоторые из них:
Слайд 9
Каждый египтянин поклонялся, конечно, не всем, а каким-то
конкретным богам. В каждом регионе находился культовый центр какого-то
бога и его храм, где хранилась статуя божества, куда шли вереницы паломников. Важнейшие культовые центры соперничали между собой. Несмотря на это соперничество, все центры сходились в том, что сотворение мира было постепенным (хотя каждый культовый центр провозглашал своих богов как основных в процессе создания мира), причем боги участвовали в нем лишь на начальном этапе.
Что касается общения с богами при жизни, существовал такой порядок: египтяне приходили с вопросом или просьбой к вратам храма с подношениями. Писцы, служащие при храмах, записывали все просьбы и передавали их жрецам храма (рядовые египтяне не допускались в храм). Жрецы истолковывали ответы богов, передаваемые через оракула — главную статую храма. В праздничные дни статую вывозили из храма на священной ладье, и простой люд мог обратиться непосредственно к ней с вопросами. Движение ладьи в ту или иную сторону истолковывалось как положительный или отрицательный ответ.
Слайд 10
Ориентирование всей египетской культуры по солнцу и Нилу
(западный и восточный берега, плодородная долина и пустыня как
царство жизни и царство смерти).
Слайд 11
Принцип коридора в географическом положении Египта и в
его архитектуре (улицы городов, дороги процессий, путь умершего к
гробнице, путь солнечного божества навстречу верующим в храме).
Слайд 12
САХ - тело
ИБ - сердце
ШУ - тень
РЕН -
имя
АХ — сияние,
появляющееся
после смерти
человека
БА —
мысль, энергия человека
КА – двойник
человека
Представление о сущностях человека (душах) в земной и загробной жизни
Слайд 14
Портретная статуя,
вместилище КА
Данный экспонат иллюстрирует некоторые черты
погребальных статуэток, которые оставались типичными на протяжении почти трех
тысяч лет. Тело статуэтки выполнено с использованием канонических пропорций. Твердая поза и спокойное выражение лица свидетельствуют о стремлении египтян запечатлеть покойника в виде, подобающем для вступления в вечность.
Слайд 15
Nedjemu одет в юбку, изготовленную изо льна (изделия
из хлопка появились в Египте не раньше третьего столетия
до н.э.) В руках он держит два небольших скипетра как символ высокого положения в обществе. Его парик должен был быть сделан из человеческих волос (если Nedjemu мог позволить себе это). Хотя это мог быть и более дешевый парик из овечьей или козьей шерсти. Следы красно-коричневой краски на ногах говорят о цвете кожи (такой цвет типичен для мужских статуэток).
Эта небольшая статуэтка была, скорее всего, куплена после смерти Nedjemu. Некоторые сохранившиеся иероглифы на ней говорят о том, что она была приобретена сыном для погребальной церемонии.
Слайд 17
Живописные изображения
на пеленах мумии
Слайд 19
Портретные изображения
на дощечках
(фоюмский портрет)
К числу произведений древней египетской
живописи относятся знаменитые фаюмские портреты .
Свое название портреты получили
по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».
Единичные фаюмские портреты в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали.
Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту
К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.
После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства.
Слайд 20
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но
иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а
потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).
Слайд 22
Абидос, расположенный в 50 км к югу от города Сохаг, был для
древних египтян тем же, что для христиан — Иерусалим или для
мусульман — Мекка. Они считали, что там находится могила Осириса. После смерти от руки коварного Сета он стал богом — владыкой загробного мира.
Абидос
Слайд 24
Саккара
Некрополь в Саккара, протянулся на 8 км.
Он является чрезвычайно значительным в историческом отношении, так как
здесь представлены все основные династии: от Первой - до эпохи Птолемеев и правления персов. Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность и который часто изображался в зеленой одежде с головой ястреба.
В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Джосера — основателя III династии, огромная ступенчатая пирамида которого доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы — свидетели разных эпох.
Слайд 25
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре - центр погребального
комплекса. Первая гробница, для которой основным строительным материалом был
камень.
Слайд 27
Гиза
Расположен в юго-западном пригороде Каира, фактически слившемся со
столицей. Там находятся три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена
и Микерина, а также Сфинкс. Пирамида Хеопса высотой 147 метров. В основании она представляет собой квадрат со сторонами 230 метров. Ее строительство было завершено около 2590 года до нашей эры.
Слайд 29
Пирамида Микерина и три пирамиды цариц
(на переднем плане)
Слайд 30
Сфинкс - лев с головой человека (предположительно фараона
Хефрена) - наиболее крупная монолитная скульптура в мире. Его
длина - 80, высота - 20 метров.
Сфинкс
Слайд 32
В Древней Греции легендарное чудовище Сфинкс с телом
льва, крыльями орла и головой человека ловило путешественников и
загадывало им загадку. Неотгадавших ждала смерть. Разгадать загадку Сфинкса сумел один Эдип, который затем стал царем и претерпел массу страданий.
Вот эта знаменитая загадка:
Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трёх?
В Древнем Египте, в городе Гизы, среди пирамид была построена статуя Сфинкса. Размеры ее огромны, а предназначение неизвестно до сих пор.
Загадка египетского Сфинкса заключается в самом его существовании. Если пирамиды, согласно официальной точке зрения, служили усыпальницами фараонов, то зачем нужно было тратить столько времени, сил и средств на то, чтобы построить "бесполезного" в утилитарном смысле Сфинкса?
Слайд 34
Мастаба или пирамида;
Вход в усыпальницу и коридор;
Молитвенное помещение
с алтарём;
Помещение для статуи КА с
отверстием в молельню
на уровне
глаз статуи;
5. Шахта к саркофагу;
6. Комната для запасной головы;
7. Помещение с саркофагом.
Усыпальница в Древнем Египте