Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская палеография и геральдика

Содержание

Что такое палеография?Палеография- вспомогательная историческая дисциплина ,исследующая внешние признаки( приметы) рукописных источников в их историческом развитии. Термин «палеография» состоит из двух греческих слов: « палайос »-древний и «графо»-пишу. Внешние признаки, изучаемые палеографией, включают: знаки письменности, особенности
Русская палеография и геральдика. Палеографические и геральдические памятники XV–XVIII вв.  1) Что такое палеография?Палеография- вспомогательная историческая дисциплина ,исследующая внешние признаки( приметы) рукописных источников Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв. Материал для письма. Миниатюра. Украшение Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв Скоропись XVI в. . Палеографические памятники.1) Соборное уложение 1649 года — свод законов Московского Государства , регулирующих Соборное уложение 1649 года — свод законов Московского Государства , регулирующих различные области Великие четьи - минеи — сборник XVI века из 12 книг. Великие четьи Четьи - минеи. Август. ХVІ век Четьи - минеи. Август. ХVІ век Лицевой летописный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) Лицевой летописный свод (Лицевой «Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский титулярник .Портреты: 30 портретов русских великих князей и царей (от Рюрика до Алексея Значение портретов Книга является уникальной, так как является самым древним источником, из Значение гербов      Именно в «Титулярнике» эмблемы русских Геральдические памятники XV–XVIII вв.1)Оборотная сторона печати Ивана III, 1497 г. XV век2)Герб с Большой Символы Московского княжестваНа печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Герб Русского царстваГербом двуглавый орёл становится при Иване Грозном, первом русском царе. .Герб Русского государства в середине XVII векаГерб времён Елизаветы Петровны (1742-1761).Герб, утверждённый Павлом I в 1799 Петровское времяНа главах появляются короны под одной общей большей, а на груди Положение птицыС 1539 года в геральдике России ощущается влияние центральноевропейской геральдической традиции. .Городские и областные гербы Городские и областные гербыТолчком к составлению городских гербов по правилам теоретической геральдики Дворянские гербы. Что означают геральдические символы: тинктуры Металлы. Их в геральдике всего два. Золото Что означают геральдические символы: животные Орел – это символ власти, могущества и Помимо реально существующих животных, на гербах часто изображаются разные вымышленные существа. Грифон Библиография 1)«Вспомогательные исторические дисциплины»Г.А. ЛеонтьеваП.А. Шорин В.Б. Кобрин«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 4.01.96г2)Геральдика Библиография10) Военно-государственные символы РоссииСингаевский, Вадим НиколаевичИздательство: АСТ Переплёт: твердый  Год: 2008 11)Греко-Славянские школы в Москве в .Педагогический университет им. А.И.Герцена Выполнила: студентка группы 14-30 , 1 курс. Багрова О.В.
Слайды презентации

Слайд 2 Что такое палеография?
Палеография- вспомогательная историческая дисциплина ,исследующая внешние

Что такое палеография?Палеография- вспомогательная историческая дисциплина ,исследующая внешние признаки( приметы) рукописных

признаки( приметы) рукописных источников в их историческом развитии. Термин

«палеография» состоит из двух греческих слов: « палайос »-древний и «графо»-пишу.
Внешние признаки, изучаемые палеографией, включают: знаки письменности, особенности их графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки , клейма, штемпели, формат, переплет рукописей .
Важнейшими задачами палеографии являются : изучением графики букв, их эволюции, особенностей письма; безошибочное чтение текстов; датировка, т.е. установление времени написания источника; определение места написания документа и его автора; установление подлинности рукописей и установление подделки. Кроме решения традиционных задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных методик, палеография дает материал для выводов области социально-экономической, политической и культурной истории.


Слайд 3 Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв.
Материал для

Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв. Материал для письма. Миниатюра.

письма.
Миниатюра.
Украшение рукописей.
Тайнопись.
Чернила.
Вязь.
Водяные знаки.
Графика

письма.
Книжное письмо.





Слайд 4 Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв

Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв

Слайд 5 Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв

Скоропись

Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVIII вв Скоропись XVI в.

XVI в.


Слайд 7 Палеографические памятники.
1) Соборное уложение 1649 года — свод законов

Палеографические памятники.1) Соборное уложение 1649 года — свод законов Московского Государства ,

Московского Государства , регулирующих различные области жизни, памятник русского

права XVII в.
2) Великие четьи - минеи  сборник XVI в. из 12 книг.
3) Лицевой летописный свод XVI в.
4) «Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как « Царский титулярник »  созданный в 1672 году.

Слайд 8 Соборное уложение 1649 года — свод законов Московского Государства

Соборное уложение 1649 года — свод законов Московского Государства , регулирующих различные

, регулирующих различные области жизни, памятник русского права XVII

в.

Значение Соборного Уложения
Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV—XVII веков.
Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.
В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

Отрасли:
1)Государственное право
2)Уголовное право
3)Гражданское право
4)Обязательное право
5)Семейное право


Слайд 9 Великие четьи - минеи — сборник XVI века из

Великие четьи - минеи — сборник XVI века из 12 книг. Великие

12 книг.
Великие четьи - минеи — сборник XVI века из

12 книг, на каждый месяц года, начиная с 8 сентября, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы.

Митрополит Макарий (в миру — Михаил; ок. 1482, Москва — 31декабря 1563, Москва) — митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский

Симеон Метафраст (греч.Συμεών Μεταφραστής; Симеон Магистр, Симеон Логотет, Симеон Логофет) (жил во второй половине X века) — византийский писатель, государственный деятель.


Слайд 10 Четьи - минеи. Август. ХVІ век
Четьи - минеи.

Четьи - минеи. Август. ХVІ век Четьи - минеи. Август. ХVІ век

Август. ХVІ век


Слайд 11 Лицевой летописный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного,

Лицевой летописный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) Лицевой летописный свод

Царь-книга) 
Лицевой летописный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) —

летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 40—60-х годах XVI века (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.
Тома
Тома сгруппированы в относительно хронологическом порядке:
Библейская история
История Рима
История Византии
Русская история


Царственная книга

Лицевой хронограф

Лицевой летописный свод. Разворот с историей явления ангелов Аврааму


Слайд 12 «Большая государева книга или Корень российских государей», известная

«Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский

также как «Царский титулярник » 
Большая государева книга или Корень

российских государей», известная также как «Царский титулярник» — созданная в 1672 году рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников-письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составлявшихся в XV—XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке).

«Большая государева книга или Корень российских государей», титульный лист из экземпляра Эрмитажа с заглавием, вписанным в круг. Мастера Оружейной палаты и Посольского приказа
«Царский титулярник», 1672
александрийская бумага, акварель, позолота.

Страница из экземпляра РГАДА. «Титулярник» открывается изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила «Московский» — то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли — сердца объединенного российского государства — и, соответственно, общий символ всей России. Российский государственный архив древних актов (РГАДА)


Слайд 13 .
Портреты:
30 портретов русских великих князей и царей

.Портреты: 30 портретов русских великих князей и царей (от Рюрика до

(от Рюрика до Алексея Михайловича)
11 портретов Вселенских и Московских

патриархов
22 портрета иностранных монархов, современников Алексея Михайловича
Гербы:
Гербы (по сути, еще «рисунки эмблем») русских 33 земель, названия которых были включены в большой государев титул Алексея Михайловича. Это Киев, Владимир, Новгород, Казань, Астрахань, Сибирь, Псков, Великое княжество Литовское, Смоленск, Тверь, Волынь, Подолье, Югра, Пермь, Вятка, Волжская Болгария, Нижний Новгород, Чернигов, Рязань, Полоцк, Ростов, Ярославль, Белозерск, Удорский и Обдорский края, Конда, Витебск, Мстиславль, Северная страна, Иверская земля, Карталия и Грузия, Кабарда, Черкассия.
Гербы 16 иностранных государств.



Слайд 14 Значение портретов
Книга является уникальной, так как является самым

Значение портретов Книга является уникальной, так как является самым древним источником,

древним источником, из которого дошли до нас многие из

изображений русских правителей. Внешний облик, к примеру, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского или патриарха Филарета известен в основном именно по этой книге. (Прижизненных портретов трех последних вообще не сохранилось). Полагают, что авторы портретов в титулярниках опирались на недошедший до нас более ранний материал — в иконах, фресках, «подлинниках» (сборниках образцовых описаний или изображений для иконописцев).

Портрет Кристиана V, короля Дании.

Портрет Ивана Грозного

Василий II Васильевич Темный


Слайд 15 Значение гербов
Именно в

Значение гербов   Именно в «Титулярнике» эмблемы русских городов и

«Титулярнике» эмблемы русских городов и регионов приобретают характер завершенности

и почти без изменений появляются в создаваемых затем городских гербах, поскольку он послужил главным источником вдохновения сочинителей гербов последующих поколений: когда при Петре I местным административным органам было приказано иметь печати с региональной символикой, именно «Царский титулярник» послужил источником для большинства гербов, использующихся до сегодняшнего времени.

Земельные эмблемы: Киевская , Владимирская, Новгородская.

Герб Казанского Ханства


Слайд 16 Геральдические памятники XV–XVIII вв.







1)Оборотная сторона печати Ивана III, 1497 г.

Геральдические памятники XV–XVIII вв.1)Оборотная сторона печати Ивана III, 1497 г. XV век2)Герб с

XV век

2)Герб с Большой государственной печати царя Ивана IV

Васильевича, 1577—1578 гг. середина XVI века
3)Герб со Средней государственной печати (с крестом)царя Фёдора I Ивановича, 1589 г. 1580-е—1620-е годы
4)Герб с Большой государственной печати царя Алексея Михайловича, 1667 г. (рисунок из Царского титулярника)1620-е—1690-е годы
5)Герб Петра I, 1 четверть XVIII века
6 )Герб времён Екатерины I, 30—60-е годы XVIII века
7) Герб, утверждённый Павлом I в 1799 г.

Слайд 17 Символы Московского княжества
На печати Ивана III Великого, доставшейся

Символы Московского княжестваНа печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II

от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображен Лев,

терзающий змею (Лев — символ Владимирского княжества). Однако в конце XV века был избран новый символ государства — ездец , употреблявшийся ещё в Киевской Руси. Вторым символом был избран двуглавый орёл, тем самым де-факто оспаривая права сильнейшего государства Западной Европы — Габсбургской империи на данный образ. И у Ивана III был формальный повод — он был женат на Софье Палеолог — дочери морейского деспота, у которой этот знак был родовым.
После окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды впервые появляется великокняжеская печать Ивана III. Первое достоверное свидетельство использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей.

Печать Ивана III, 1497 год

Портрет из «Царского титулярника» (XVII век). Иван III Васильевич


Слайд 18 Герб Русского царства
Гербом двуглавый орёл становится при Иване

Герб Русского царстваГербом двуглавый орёл становится при Иване Грозном, первом русском

Грозном, первом русском царе. Герб Русского государства дополняется в

центре сначала единорогом, а затем — вместо него — московским символом — всадником-змееборцем. Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии.
Всадник традиционно воспринимался как изображение государя. Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть «святым Георгием». Это было связано с установлением имперской эмблематики.

Печать Ивана IV, 1539


Слайд 19 .
Герб Русского государства в середине XVII века
Герб времён

.Герб Русского государства в середине XVII векаГерб времён Елизаветы Петровны (1742-1761).Герб, утверждённый Павлом I в 1799

Елизаветы Петровны (1742-1761).
Герб, утверждённый Павлом I в 1799


Слайд 20 Петровское время
На главах появляются короны под одной общей

Петровское времяНа главах появляются короны под одной общей большей, а на

большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола

Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.         Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.        

Слайд 21 Положение птицы
С 1539 года в геральдике России ощущается

Положение птицыС 1539 года в геральдике России ощущается влияние центральноевропейской геральдической

влияние центральноевропейской геральдической традиции. В соответствии с ней клювы

у орла раскрыты, язык высунут. Такое положение птицы называется: "вооруженный"







В период Смутного времени государственный герб на короткий период времени привели в соответствие с европейской геральдической традицией. Копьеносец был развёрнут влево, над головами у орлов вновь были помещены короны. Крылья орла стали изображать расправленными



Слайд 22 .
Городские и областные гербы

.Городские и областные гербы

Слайд 23 Городские и областные гербы
Толчком к составлению городских гербов

Городские и областные гербыТолчком к составлению городских гербов по правилам теоретической

по правилам теоретической геральдики явились петровские городские и военные

реформы, практика размещения полков регулярной армии по городам и губерниям России , необходимость вынесения на знамя полка городского герба. Так как это не всегда было возможно из-за отсутствия эмблем большинства городов . До конца XVIII в. было разработано и утверждено более 500 городских гербов. Их эмблематика отражала историческое прошлое города, его хозяйственную и историческую специфику, основные занятия населения.

Слайд 24 Дворянские гербы.

Дворянские гербы.

Слайд 25 Что означают геральдические символы: тинктуры

Металлы. Их в геральдике

Что означают геральдические символы: тинктуры Металлы. Их в геральдике всего два.

всего два. Золото символизирует, конечно же, богатство, а серебро –

невинность.
Финифти. В геральдике используется пять основных цветов. Каждый из них имеет следующие значения: красный означает храбрость и неустрашимость, лазурный – верность и честность, изумрудный – надежду и свободу, пурпурный – умеренность во всем и благочестие, а черный – это символ печали и осторожности.
Меха. На гербах можно изображать два вида меха – беличий и горностаевый. Оба они символизируют знатность происхождения хозяина герба.


Слайд 26 Что означают геральдические символы: животные
Орел – это символ

Что означают геральдические символы: животные Орел – это символ власти, могущества

власти, могущества и силы.
Лев, наверное, самый распространенный в

геральдике символ. Он символизирует храбрость, силу и власть.
Волк помещается на гербе в знак победы, одержанной над алчным, коварным и злым противником.
Змея, кусающая себя за хвост (ее еще называют уроборос), символизирует вечную жизнь и бесконечность.
Пеликан - это общепризнанный символ самопожертвования и бескорыстного служения во благо других.
Петух – символ бдительного стража и неустрашимого бойца, готового ринуться в битву по первому сигналу своего командира.


Слайд 27 Помимо реально существующих животных, на гербах часто изображаются

Помимо реально существующих животных, на гербах часто изображаются разные вымышленные существа.

разные вымышленные существа.
Грифон –символизирует собой сочетание силы льва

и гордости и независимости, присущих орлу.
Дракон - символизировал собой отважного и бесстрашного защитника замка. Дракон же с опущенной головой, так называемый «побежденный дракон», изображался на гербах в знак победы добра над злом.
Мартлет – странная птица, чем-то похожая на ласточку, но начисто лишенная лап. Да и зачем они ей нужны! Мартлет - посланница богов, пребывающая в вечном полете, ей некогда отдыхать. Поэтому размещали ее на гербе четвертого в роду сына, которому по закону не полагалось наследства, и он был вынужден неустанными трудами сам добывать себе хлеб насущный.
Феникс –символизирует собой вечное обновление и бессмертие.
Единорог –согласно считается символом невинности и чистоты.


Слайд 28 Библиография
1)«Вспомогательные исторические дисциплины»
Г.А. Леонтьева
П.А. Шорин
В.Б. Кобрин
«Гуманитарный издательский

Библиография 1)«Вспомогательные исторические дисциплины»Г.А. ЛеонтьеваП.А. Шорин В.Б. Кобрин«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

центр ВЛАДОС» 4.01.96г
2)Геральдика России
Борисов И.В.
Издательство: АСТ  Переплёт: твердый  Год: 2006
3)Геральдика России
Мерников

А.Г.
Издательство: Аванта+  Переплёт: твердый  Год: 2008 
4) Государственная геральдика и вексиллология: Россия, СНГ, Европа, Америка
В. Г. Бурков
Издательство: ЭГО  Переплёт: мягкий  Год: 2004 
5) История российской геральдики.
Лакиер А.Б.
Серия: Российская императорская библиотека  Издательство: Эксмо Переплёт: твердый  Год: 2009 
6)История российской геральдики
А. Б. Лакиер
Издательство: Эксмо  Переплёт: твердый  Год: 2006

7)-«Википедия»

8)- http://www.derzava.ru/simvolika/gerb/gerb2.html


Слайд 29 Библиография
10) Военно-государственные символы России
Сингаевский, Вадим Николаевич
Издательство: АСТ Переплёт: твердый  Год: 2008 
11)Греко-Славянские

Библиография10) Военно-государственные символы РоссииСингаевский, Вадим НиколаевичИздательство: АСТ Переплёт: твердый  Год: 2008 11)Греко-Славянские школы в Москве

школы в Москве в XVII веке
Б.Л. Фонкич
Год: 2009 
12)Историография. Источниковедение.

История России X-XX вв
Л.А. Тимошина
Год: 2011 


  • Имя файла: russkaya-paleografiya-i-geraldika.pptx
  • Количество просмотров: 161
  • Количество скачиваний: 0