Слайд 2
ИСТОКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО
ТЕАТРА
Истоки театра в Древней Греции восходят
к празднику Великих Дионисий. Жрец, восседающий в ладье на
колесах, изображал Диониса. Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождала шествие дифирамбами (веселыми и шумными обрядовыми песнями). Актеры, занятые в театральных представлениях, надевали маски: веселые и грустные, трагические или комические. Официальной датой рождения греческого театра считается 534 до н.э.
Микеланджело. «Вакх».*
Мрамор. 1496-97.
Национальный музей. Флоренция.
*ВАКХ (греч.), Бахус (лат.), в античной мифологии одно из имен бога виноградарства Диониса.
Слайд 3
Театр Диониса в Афинах
Театр Диониса. Рельеф.
4 в.
до н.э.
Афины.
Слайд 4
ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
Представления в древнегреческом
театре продолжались 4 дня напролет. За это время зрители
могли увидеть 15 пьес подряд, причем не знали заранее даже названия пьес, т, к. каждый раз ставились новые пьесы и обычно они не повторялись.
Государство выплачивало зрителям зарплату (четырехдневный заработок), чтобы они могли 4 дня спокойно провести в театре.
Первоначально в центре театра стоял хор, который пел воззвания к богам. Место, на котором размещался хор, называлось орхестра. Здесь же располагались и жертвенники богам.
Женские роли всегда исполнялись мужчинами.
Рядом с хором ставили палатку – скену, которую раскрашивали в зависимости от сюжета пьесы. В ней актеры могли переодеваться по ходу пьесы.
Больше 3-х актеров одновременно в древнегреческом театре не было.
Актеры выступали в масках и на котурнах – обуви на высоких каблуках и с толстой подошвой, чтобы увеличить рост – и в ярких одеждах.
Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Поэтому греческие актеры должны были работать над искусством движения и жеста.
Слайд 5
ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
Маски делались из
дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на
каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так же борода. У трагической маски обычно делали выступ над лбом, увеличивавший рост актера.
В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер.
Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.
Слайд 6
Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового
театра
Слайд 7
«Литературная визитка» Эсхила
Слайд 8
«Литературная визитка» Эсхила
Родился Эсхил в 525 г.
до н.э. в городе Элевсине (близ Афин), происходил из
рода знатных землевладельцев
Слайд 9
«Литературная визитка» Эсхила
Эсхил был демократом, патриотом. Он принимал
участие почти во всех важных сражениях греко-персидских войн:
битва при Марафоне (490 г. до н. э.),
при Саламине (480 г. до н. э.),
при Патее (479 г. до н. э.)
Слайд 10
«Литературная визитка» Эсхила
Эпитафия на могиле Эсхила:
«Мужество помнят
его марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших
его»
Слайд 11
«Литературная визитка» Эсхила
Умер Эсхил в городе Геле,
по-видимому, покинув Афины из-за разногласий с афинянами
Слайд 12
«Литературная визитка» Эсхила
Литературное наследие Эсхила составляют 7
трагедий, дошедших до нас (из 70 (80), которые создал
Эсхил)
Слайд 14
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»
Эсхил создал трилогию о
Прометее:
«Прометей-огненосец»
«Прометей прикованный»
«Прометей освобожденный»
Слайд 15
Герои трагедия Эсхила «Прометей прикованный»
Прометей
Зевс
Власть
Сила
Гефест
Океан
хор Океанид
Слайд 16
Прочитайте отрывок из трагедии и попытайтесь ответить на
вопрос
«В чем заслуга Прометея перед родом человеческим?».
Свой
ответ подтвердите цитатами из трагедии Эсхила.
Слайд 17
Ни спеси, ни бахвальства нет,
поверьте
мне,
В моем молчанье. Сердце
мне терзает
боль,
Когда я вижу, как меня унизили.
Ведь кто же, как не я, всем этим
нынешним
Богам в удел назначил и почет и власть?
Об этом, впрочем, помолчу: все знаете
И так прекрасно. Лучше вы послушайте
О бедах человеков. Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить
посмел.
Об этом не затем, чтоб их кольнуть, скажу,
А чтоб понять вам, как я к людям милостив.
Они глаза имели, но не видели,
Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля. Солнечных не строили
Домов из камня, не умели плотничать,
А в подземельях, муравьями юркими,
Они без света жили, в глубине пещер.
Примет не знали верных, что зима идет,
Или весна с цветами, иль обильное
Плодами лето -- разуменья не было
У них ни в чем, покуда я восходы звезд
И скрытый путь закатов не поведал им.
Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил и сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой
памяти.
Я первый, кто животных приучил к ярму,
И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили
Они людей от самой изнурительной
Работы.