Слайд 2
Кисть, которой водит художник,
должна окунаться в разум.
В. Винкельман
Слайд 3
Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских
художников-реалистов.
Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный
авторитет.
В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Однако художественный критик В.В.Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи.
Слайд 4
Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26)октября 1842 года
в городе Череповце Новгородской губернии,
в семье помещика среднего достатка,
в
деревянном двухэтажном доме, построенном в 30-х годах XIX века, который принадлежал семье Верещагиных около
50 лет…
Слайд 5
В доме, где жила семья Верещагиных, сохранены мемориальные
вещи и воссоздана атмосфера семьи, три брата которой прославили
город: Николай Васильевич – основатель молочной промышленности России, Василий Васильевич – художник, воин и путешественник, и Александр Васильевич – писатель, писатель, рассказы которого ценил Л.Н.Толстой.
Слайд 6
Детские годы до восьми лет,
а затем каникулы он
провел
в отцовском имении около
деревни Пертовка
Череповецкого уезда.
Многодетная семья Верещагиных жила
за счет оброка и барщины крепостных крестьян.
Дом обслуживала
многочисленная дворня.
Хотя родители
будущего художника и слыли
в помещичьей среде сравнительно гуманными людьми, сам он с раннего детства наблюдал нередкие сцены барского произвола и угнетения крепостных, попрания их человеческого достоинства.
Слайд 7
С восьми лет родители
отдали мальчика в закрытое военное
учебное заведение - Александровский малолетний кадетский корпус, а затем
в
петербургский Морской корпус.
Корпусные порядки в эпоху Николая I отличались палочной дисциплиной, грубой солдафонской муштрой, бездушием и деспотизмом,
что отнюдь не способствовало
у многих кадетов стремлению
к военно-морской службе.
В возрасте 16 лет Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств.
Слайд 8
Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу
обучения он был фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля
1860 года производится в гардемарины.
Но страсть к рисованию и плохое перенесение им морских плаваний подтолкнули его сразу же подать прошение об отставке.
11 апреля 1860 года Верещагин производится в прапорщики по ластовым экипажам с
увольнением от службы.
В 1861 году Верещагин поступает
в Императорскую Академию художеств, где упорно занимается живописью.
Но академическая система обучения с ее нормами и традициями тяготили начинающего художника.
Слайд 9
В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана,
Верещагин едет в Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения
с туземцами.
"Поехал потому, что
хотел узнать, что такое истинная война, о
которой много читал
и слышал...",
- писал художник.
Слайд 10
Узнав в апреле 1868 года о том, что
бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную
войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю.
"Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню".
Слайд 12
За проявленную при обороне храбрость Верещагин
удостоен Военного
ордена
Св. Великомученика
и Победоносца Георгия
4-го класса.
Возвратившись из Туркестана, он в третий
раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.
Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
Слайд 13
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
1874-76гг.
Слайд 14
Туркестанскую серию картин и этюдов Верещагина мало кто
видел тогда в его мюнхенской мастерской.
И все же известный
коллекционер, основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков посетил Мюнхен и побывал в мастерской Верещагина.
Работы художника произвели на Третьякова сильное впечатление, ему захотелось их приобрести.
А художник задумал, прежде чем продать свои картины, доставшиеся ему невероятно дорогой ценой, устроить их показ широкой публике, на ней проверить свои общественные и художественные убеждения.
В 1873 году он открыл выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. То была его первая персональная выставка.
Слайд 15
Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся
в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него
в этом жанре не знало русское искусство.
В каталоге Верещагин предупредил, что его картины не продаются. Это вызвало удивление публики, ибо обычно художники устраивали выставки ради
продажи своих работ.
Еще больше удивили зрителей сами произведения - новизной и необычностью своего содержания, мощной, свежей, выразительной художественной реалистической формой, порвавшей с условностями господствовавшего тогда салонно-академического искусства.
Выставка имела у английской публики большой, а для художника из России вообще небывалый успех. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы.
Слайд 17
Однако, контраст этих картин
с привычной парадной официальностью в
батальной живописи был так резок, что толки об "оклеветании
русской армии", "не патриотичности" вызвали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман.
Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые.
Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из
этой замечательной коллекции: "Окружили - преследуют", "Забытый" и "Вошли".
Вся коллекция состоит из
121 номера.
Слайд 19
"Я никогда не видал, - писал художник, -
правдивых картин битв, и твердо решил представить все так,
как оно есть в действительности".
Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник.
Слайд 21
Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала
картина "Апофеоз войны".
"Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим
и будущим" - гласит надпись автора на раме.
В 1874 г. совет Академии возвел Верещагина в звание профессора, о чем он и был уведомлен официально;
но художник, считая все чины
и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет Академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
Слайд 22
В 1874-1876 годах Верещагин совершил первую поездку в
Индию для изучения жизни, природы и быта страны.
Результатом
наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие индийской архитектуры, синеву
южного неба, яркие национальные одежды индусов.
У Верещагина возник замысел создать большую "Индийскую поэму", рассказывающую об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной страны в колонию Британской империи.
Слайд 23
Начавшаяся Турецкая война 1877-1878 годов не позволила Верещагину
закончить замысел создать большую "Индийскую поэму".
Верещагин спешит к действующей
армии. Он совершает с войсками поход к Дунаю, а затем вместе с товарищем по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантом
Н.Л.Скрыдловым, участвует на лодке "Шутка" в атаке на турецкий монитор.
Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым - к Шипке и с отрядом генерала Струкова - в набег к Андрианополю. Для художественных наблюдений он лез в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, исполнял обязанности ординарца.
Слайд 25
Верещагин объездил почти всю Болгарию, привез в Париж
огромное количество этюдов и работал там над выполнением военных
картин целых два года.
За участие в боевых действиях Верещагин был представлен к награждению Золотым оружием, но отказался от награды.
"Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".
Слайд 26
В 1880 и 1883 годах Балканская серия была
выставлена в Петербурге.
За сорок дней выставку посетили более двухсот
тысяч человек - успех превзошел все ожидания.
Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив германским офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас".
В 1879 и 1880 гг. В. В. Верещагин выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских - 13.
Слайд 27
В долгий период мира 1880-90-х годов Верещагин не
сидит на месте. Он вторично посещает Индию (1882-1883), едет
в Сирию и Палестину (1883-1884), создает "Палестинскую серию", состоящую в основном из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Самому большому труду своей жизни – серии картин 1812 года посвятил Верещагин 17 лет своей жизни. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано
им на эту тему: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897), «Конец Бородинского боя»
(1899-1900) и др.
Слайд 28
Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати
картинах.
Среди них: "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897), "Сквозь
пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898) и др.
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
Слайд 30
В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних
путешествий.
В 1901 году он посетил Филиппинские острова, в
1902-м -
США и Кубу, а в
1903-м - Японию.
Последняя серия картин была посвящена испано-американской войне 1898-1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта").
Верещагин пишет свои воспоминания "На войне в Азии
и Европе". Патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов,
яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний труд художника достойным вкладом в историческую
живопись конца XIX века.
Слайд 32
Начало Японской войны
заставило Верещагина бросить начатые работы и
"полететь" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях
и поведать о них в своих произведениях.
По прибытии в Порт-Артур он был назначен состоять при штабе начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала С.О.Макарова, которого хорошо знал.
Находясь на флагманском корабле "Петропавловск", он вместе с адмиралом С.О.Макаровым,
художник погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
Очевидец катастрофы "Петропавловска" капитан Н.М.Яковлев, чудом спасшийся
во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его
взору морскую панораму.
Слайд 33
Шинтоистский храм в Никко. 1903 г.
Слайд 34
Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В
печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина.
В
Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина.
Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: "Верещагин - величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве". "Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек".