Слайд 2
Возникновение Философиии
С возникновением философии связывают одну из
самых значительных
духовных революций, пережитых человеком
Особенности
Философия это один из
видов мировоззрения. Мировоззрение появилось раньше философии.
Первым типом мировоззрения стала мифология.
В 7-6 веке до н.э. в сознании человека произошел колоссальный переворот – сложилось
мировоззрение другого уровня
Возникают зачатки научного, теоретического, знания, которые получили название «протонауки»
Первые философы были и первыми учеными.
Слайд 3
Происхождение философии
Исследователи придерживаются различных взглядов на
происхождение
философии. Считается, что философия возникала
в 7-6 в. до
н.э.
По вопросу где возникла философия, тоже нет единой точки зрения.
Принято считать, что
философия сложилась в Древней Греции, в Древнем Китае и
в Древней Индии.
Слайд 4
Возникновкение ФИЛОСОФИИ
Особенности философии Древней Греции
Становление философии происходило с
тесной связью со становлений
научных знаний о природе.
2. Философия
получила название – натурфилософии.
3. Наука и философии в Древней Греции не были расчленены,
составляли единое целое.
Слайд 5
Возникновкение ФИЛОСОФИИ
Особенности философии Древней Индии
Философия складывалась под большим
влиянием текстов. (Веды –
древней литературный памятник).
2. В меньшей
степени связана с наукой
3. Тесно связана с мифологией и религией.
Слайд 6
Возникновкение ФИЛОСОФИИ
Особенности философии Древнем Китае
Философия имела явную практическую
направленность
2. Основное направление конфуцианство.
3. Мало занимались абстрактными вопросами, главное
внимание
уделялось устройству человеческого общества и воспитанию отдельного
человека.
4. Исключением являлась лишь философия – дао (направление даосизм)
Слайд 7
Начало древнегреческой философии
Древнегреческая философия первоначально сложилась на
материковой части
Греции, в Ионии, городах портах Малой Азии
Философские
школы
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)
Пифагорейская школа (Пифагор)
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)
Слайд 8
Представители
Милетской школы
Слайд 9
Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего —
«апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все
возникло,
все состоит и в которую все превратится.
Бог — первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то
циклически возникают и гибнут.
Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса.
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
Слайд 10
Фалес (625-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего
— вода — «фазис», жидкий,
текучий, а то, что
мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится
с божественным началом.
Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм).
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.
Вселенная полна богов.
Слайд 11
Анаксимен (585-525 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего
— воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов:
огонь — воздух — ветры-облака — земля — камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не
тождественен с первоначалом.
Воздух — источник жизни и психических явлений.
Земля — плоский диск, парящий в воздухе.
Боги отождествляются с Природой.
Слайд 12
Философия Гераклита Эфесского
Вторым
после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был
город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит — один
из основоположников диалектики, учение которого является наиболее
ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии
Слайд 13
Основные положения учения Гераклита
В основе всего существующего
лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и
изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой всего развития мира.
Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита).
Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита).
Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необходимость — это всеобщий закон «логос», созидающий сущее из «противоположного движения», т.е. здесь Гераклит говорит о внутренне противоречивом потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию развития.
Учение о потоке тесно связано с учением о переходе одной противоположности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, противоположности становятся друг другу тождественными. Противоречие (борьба) является движущей силой всякого изменения и развития.
Теория познания основывается на понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а задача познания — проникновение в сущность Природы в ее вечном изменении. Основа общности и истинности человеческого познания — «логос», т. е. единство, всеобщность и непреложность миро
вого порядка.
Слайд 14
Философия пифагорейцев
ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора
(2-я половина VI
— начало V ни. до п.».),
древнегреческого философа и математика,
основавшего
в греческом городе Кротоне религиозный союз
Слайд 15
Учения Пифагора
Учение о числе как сущности мира.
Переселение душ
Слайд 16
ЭЛЕАТЫ — представители Элейской философской школы, существовавшей в
VI—V вв. до н.э.
в древнегреческом полисе Элея на
территории современной Италии.
Представители:
Философия элеатов
Ксенофан
Парменид
Зенон
и Мелисс