Слайд 2
Освальд Шпенглер (1880 – 1936)
1906 – 1911 –
учитель математики и истории в Гамбурге
1912 – переезд в
Мюнхен, свободный писатель
Влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона
1918 – 1922 – «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории», в двух томах
1920 – 30-е гг. – экстремистские политические позиции, близкие к нацизму
1933 – отказ сотрудничать с нацистами
Критика власти ⇒ запрет упоминать имя О. Шпенглера в печати
1936, 8 мая – умер
Слайд 3
Понятие культуры
«Закат Европы» (1918): судьба европейской культуры, историческая
картина развития, типология мировой культуры
Ключ к пониманию культуры –
символ, в котором обнаруживают себя глубокие взаимосвязи форм культуры
«Народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги, искусства и произведения искусства, науки, правовые отношения, хозяйственные формы и мировоззрения, великие люди и великие события являются символами и подлежат в качестве таковых толкованию»
Слайд 4
Понятие культуры
Мысль о всемирной истории расширяется до идеи
всеобъемлющей символики
Символическое воздействие космического на нас
Люди одной культуры и
одного душевного склада переживают эти символы, усваивают их при помощи выразительных средств языка, искусства, религии, слов, формул
Каждая культура имеет символическую, почти мистическую связь с пространством, в котором она существует
Слайд 5
Понятие культуры
Стиль культуры – совокупность жизненных выражений, которые
являются формами духовной коммуникации, специфическими для данной культуры
У всякой
культуры есть собственный стиль познания людей и жизненного опыта ⇒ каждая эпоха создает свой образ природы, картину мира, которые отображаются в собственной картине души
Наиболее значительные события и явления дают импульс в формировании индивидуальности каждой локальной культуры
Слайд 6
Метод познания культуры
Противопоставление мира природы и мира культуры
Власть
судьбы, неприемлемость строгих научных понятий и доказательств
Проницательность, интуиция, постижение,
созерцание, концентрация чувств
Физиогномический метод – метод освоения культуры путем проникновения в ее смыслы, значения, символы на основе внешних черт
Слайд 7
Метод познания культуры
Высокое значение физиогномического метода, НО его
возможности небезграничны
«Историческая окружающая среда других людей составляет часть
их существа, и нельзя понять кого-либо, не зная его чувства времени, его идеи судьбы, стиля и степени сознательности его внутренней жизни»
Слайд 8
Великие культуры по О. Шпенглеру
Египетская
Вавилонская
Индийская
Китайская
Греко-римская (аполлоновская)
Арабо-византийская (магическая)
Западноевропейская (фаустовская)
Инкская
Формируется
русско-сибирская культура
Слайд 9
Концепция исторического развития
Культура – отличающее эпоху и, более
того, создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм
мышления и творчества, некая единая стилистика, запечатленная в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни
Ограниченная продолжительность, существуют изолированно
Общая структура, НО индивидуальный стиль и облик
Длительность цикла – 1 – 1,5 тыс. лет
Слайд 10
Концепция исторического развития
Этапы существования культуры:
Мифо-символическая ранняя культура (детство,
юность)
Метафизико-религиозная высокая культура (зрелость)
Поздняя цивилизационная структура (старость)
Рождение культуры: пробуждение
великой души
Расцвет на основе определенного ландшафта, привязанность в течение всей жизни
Умирание: душа осуществляет всю совокупность своих возможностей (народы, языки, религии, искусства, государства, науки)
Возвращение в объятия первобытной души
Слайд 11
Концепция исторического развития
«Так на поверхности Земли величественными кругами
расходятся волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяются в
роскошных линиях, успокаиваются, исчезают»
Отношения культуры и цивилизации – непримиримая антиномия
Материальная катастрофа человеческого мира НЕ подразумевается
Приостанавливается духовное развитие, остается лишь мертвая цивилизация – истощение творческих сил культуры
Слайд 12
Цивилизация
Практичные люди, безразличные к обсуждению смысла жизни и
подобных метафизических проблем
Несколько крупных городов, где властвуют прагматики, озабоченные
лишь выгодой и пользой
Масса, презрительно относящаяся ко всяким традициям
Зрелища, технические игры, спортивные состязания – развлечения, заполняющие образующийся духовный вакуум
Слайд 13
Цивилизация
«Важно ведь, в конце концов, не то, что
люди – поодиночке и как народ в целом –
находятся в “форме”, хорошо питаются и плодовиты, но для чего это нужно… Лишь тогда, когда с наступлением цивилизации начинается отлив всего вообще мира форм, вперед выступают голые и навязчивые очертания ничем не прикрытого жизнеобеспечения: это время, когда прошлое речение о “голоде и любви” как движущих силах существования перестает быть постыдным, когда смысл жизни оказывается не в том, чтобы набраться сил для исполнения задания, но в счастье большинства, в спокойствии и уюте, “хлеба и зрелищ”, и на место большой политики приходит как самоцель экономическая политика»
Слайд 14
«Закат Европы»
«Таков смысл всех закатов в истории –
внутреннего и внешнего завершения, доделанности, ожидающей каждую живую культуру,
из числа которых в наиболее отчетливых контурах вырисовывается перед нами “закат античности”, между тем как сегодня мы уже явственно ощущаем в нас самих и вокруг себя брезжущие знамения нашего – вполне однородного по течению и длительности с названным – события, которое падает на первые века ближайшего тысячелетия, – “заката Европы”»
«Огромное засохшее дерево в первобытном лесу, которое еще многие века может топорщить свои гнилые сучья»
Слайд 15
«Закат Европы»
«Умирая, античный мир не знал, что он
умирает, и потому наслаждался каждым предсмертным днем, как подарком
богов. Но наш дар – дар предвидения своей неизбежной судьбы. Мы будем умирать сознательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача»
Слайд 16
Summary
В основе теории – специфическое понимание культуры с
ее символом и стилем
Идея цикличной смены замкнутых культур, каждая
из которых «расцветает» изолированно от других и «умирает», осуществив все свои возможности
Движение истории – развитие и закономерное превращение (юность, расцвет, зрелость, упадок) предельно обобщенных культурных форм
Противопоставление культуры и цивилизации
«Закат Европы»: превращение европейской культуры в современную индустриальную цивилизацию
Образность изложения, отсутствие строго понятийного аппарата