Слайд 2
Содержание
Появление матрешки на Руси
Сергиевская матрешка
Полховская матрешка
Вятская игрушка
Русский сувенир
Слайд 3
Появление матрешки на Руси
Многообразна современная
игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художественно-стилевых
поисков, авторских почерков.
И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды.
Слайд 4
В наше время еще ссылаются на
легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она
не имеет.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
Слайд 5
Местом же рождения новой
оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская
– магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.
Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и странствия.
Слайд 6
До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись
в московской мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия
производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской.
Слайд 7
Несмотря на огромную популярность Сергиево-посадской
матрёшки, в России стали возникать новые центры по её
изготовлению и росписи. Как правило это были старинные центры народных ремёсел, где токарное искусство было развито достаточно высоко.
Слайд 8
Увидеть новинку, игрушку-матрёшку, мастера
могли на ярмарках, среди которых одной из крупнейших была
Нижегородская. Сергиево посадские матрёшки покорили воображение потомственных нижегородских мастеров-игрушечников. Одни за другим стали возникать центры по изготовлению и росписи матрёшек в Нижегородском крае.
Слайд 9
Наибольшей популярностью и
по сей день пользуются произведения, соответствующие сергиевскому канону: обязательные
шаль, передник, сарафан.
В целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.
Слайд 10
Классической темой для росписи
матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя
их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы - лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т. п.
Слайд 11
В Поволжье появилась еще одна матрешка –
в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как
его назвали в простонаречии. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.
Полховская матрешка
Слайд 12
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип
матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в
ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Слайд 13
Роспись собственной матрешки
- дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы
будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.
Слайд 14
Матрешка считается традиционным русским
сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка
стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, и центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии.