Слайд 2
Почему для детей важно смотреть мультфильмы вместе со
взрослыми?
Воспитание посредством мультфильмов состоит в том, что ребенок
смотрит на картинку глазами взрослого и таким образом учится.
Слайд 3
«В синем море, в белой пене…», режиссер Роберт
Саакянц, 1984
среди обворожительного волшебства важно не терять присутствия духа
— даже если тебя соблазняет всеми материальными ценностями мира красотка с губами Анджелины Джоли, пусть и с рыбьим хвостом.
Слайд 4
«Халиф-аист», режиссер Валерий Угаров, 1981
Страшный мультфильм о том,
как дорого приходится платить за мгновение истинного счастья.
Слайд 5
«Приключения Мюнхгаузена», режиссер Анатолий Солин и Натан Лернер,
1973-1974
главное, конечно, это не следование букве Распэ, а верность
духу «самого правдивого человека на свете»: Мюнхгаузен шагает по верхушкам пальм, бегает по воде и летает не только на ядре, но и просто пару раз хорошенько затянувшись кальяном. Это очень душевный, очень наш Мюнхгаузен, который, обнявшись с павлином, ласково просит: «Спой, птичка! Спой, рыбка!» — и в этот момент больше всего напоминает героев комедий Гайдая или Данелии.
Слайд 6
«Смех и горе у Бела моря»,
режиссер Леонид
Носырев, 1987
Этот мультфильм говорит о русском национальном характере больше,
чем многотомные труды философов. Русский народ скрашивает суровую жизнь замысловатым юмором и фантастическими мечтаниями, воспринимает чудо как нечто само собой разумеющееся, а в самую трагическую минуту и сам способен сотворить чудо — как братья-поморы Иван и Ондреян в финальной новелле: в ожидании неминуемой смерти они создают резной памятник самим себе, чтобы о них просто помнили.
Слайд 7
«Снежная королева»,
режиссер Лев Атаманов, 1957
Это история о
всепобеждающей силе настоящей любви, которая доведет хоть до Лапландии,
хоть до Северного полюса, если ты будешь бороться за свое счастье, даже когда очень страшно и очень холодно. «Что может быть сильнее преданного сердца?» — спрашивает северного оленя старая финка. Да ничего. Абсолютно ничего.
Слайд 8
«Маугли»,
режиссер Роман Давыдов, 1973
В отличие от появившейся
в те же годы диснеевской «Книги джунглей» — мультипликационного
мюзикла с песнями и плясками диких зверей на фоне тщательно прорисованных джунглей, сериал Давыдова — это настоящий эпос, показывающий все этапы взросления «маленького лягушонка», попавшего в волчью стаю.
Слайд 9
«Остров сокровищ», режиссер Давид Черкасский, 1988
Мюзикл с текстами
идеологически верными, но доводящими эту верность до идиотизма. Пародия
на все и вся — от «Семнадцати мгновений весны» до американских вестернов. Все это превращает искрящийся апофеоз постмодернизма в 106 минут непрерывного счастья.
Слайд 10
«Серый волк энд Красная Шапочка», режиссер Гарри Бардин,
1990
Бардин, как никто умеющий выразить музыку в пластике, лепит
своих пластилиновых персонажей в такт советским и западным шлягерам, на которые неувядающий Юрий Энтин сочинил уморительно смешные тексты.
Слайд 11
«Приключения Васи Куролесова», режиссер Владимир Попов, 1981
Ироничный детектив
про мечту любого подростка стать сыщиком — довольно удачная
попытка передать на экране теплую лирическую интонацию Коваля, пусть в мультфильме и не услышишь, как «щепка, чирикнув, как воробей, отлетела в кусты», а «телевизор тюкнулся об пол, как сотня сырых яиц». Зато это прекрасный повод перечитать вместе с детьми не только «Васю Куролесова», но и «Пять похищенных монахов» и «Недопеска», которого Арсений Тарковский называл «одной из лучших книг на земле».
Слайд 12
«Каникулы Бонифация»,
режиссер Федор Хитрук, 1965
Взрослые видят ироничную,
с гэгами в духе Жака Тати, историю о том,
что как ни продумывай свой отпуск, он вечно выходит совсем не тем, о котором мечтал. А дети приходят в восторг от чистых линий, ярких цветов — да и просто потому, что цирк всегда приводит детей в восторг. Тем более с таким великолепным циркачом — в одном лице и акробатом, и жонглером, и фокусником, и клоуном, и грозным хищником.
Слайд 13
«Корова»,
режиссер Александр Петров, 1990
Для этой простой истории о
том, что быть добрым означает быть благодарным, Андрей Платонов
нашел самые верные слова, а Петров — самое верное изобразительное решение, создав мультфильм, от которого взрослеют.
Слайд 14
«Баранкин, будь человеком!», режиссер Александра Снежко-Блоцкая, 1963
«Не хочу
учиться, а хочу быть птицей!» — под этим лозунгом
Баранкина подписались бы все обаятельные оболтусы и двоечники от Буратино до Тома Сойера и Гекльберри Финна.
Слайд 15
«В порту», режиссер Инесса Ковалевская, 1975
«В порту» —
самый радикальный эксперимент в жанре мультипликационного мюзикла. Это не
мюзикл даже, а скорее мультфильм-концерт: за 15 минут — 10 переходящих одна в другую песен, и ни одного диалога. Поют (а часто и танцуют) все — дети, грузчики, буксиры и животные.
Слайд 16
«Варежка», режиссер Роман Качанов, 1967
Дело не столько в
сюжете, сколько в том, как он рассказан: милые, красиво
одетые куколки ходят и бегают по чистому зимнему миру, озвученному ласковой музыкой Вадима Гамалия и полному шестидесятнической гармонии.
Слайд 17
«Путешествие муравья», режиссер Эдуард Назаров, 1983
В этой экранизации
рассказа Бианки нет музыки — только пение птиц, шелест,
стрекот, жужжание и прочие звуки природы, а также реплики насекомых, все до одной исполненные на разные голоса самим Назаровым.
Слайд 18
«Добро пожаловать», режиссер Алексей Караев, 1986
Мораль проста —
уступишь один раз, и все будут на тебе ездить,
а ты же будешь при этом чувствовать себя виноватым. Хорошо, что даже дети после этого мультфильма понимают: так жить нельзя.