Слайд 2
Советский союз в 1960-1969 годы
Также известно как культурное
явление «свингующие шестидесятые» (англ. Swinging Sixties) или просто «шестидесятые», границы которого трактуют
более широко: в него часто включают начало 70-х, а также иногда конец пятидесятых.
1960-е — время радикальных, новых, захватывающих открытий и трендов, которые продолжили развиваться в 70-х,80-х,90-х годах..
Завершение «хрущёвской оттепели» (1964), начало «эпохи застоя» (1965).
Расцвет феминизма.
Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров и услуг. Очередь стала привычным пейзажем советского социума.
Слайд 3
Общественные события в период с 1950-1960, наиболее повлиявшие
на развитие моды:
• Шестидесятые стали «золотым веком новых свобод».
•
Начало военного противостояния СССР и США.
• Рождение молодежной культуры.
• Готовая одежда стала более престижной, чем «от кутюр». Число клиентов домов высокой моды стремительно сокращалось.
• Шестидесятые годы были временем освоения космоса — в 1961 г. впервые совершил полет в космос советский космонавт Юрий Гагарин, в 1969 г. • Началась «космическая эра». Прорыв за пределы Земли был невозможен без развития новых технологий, использования новых материалов, которые в 1960-е гг. казались символом прогресса
Слайд 4
Искусство в 1960-69гг…
Этот период в советских учебниках истории
искусства носил название «Искусство в условиях развитого социализма».
То искусство, которое
было «частным делом» художника, противостояло, прежде всего, тотальному идеологическому контролю и государственной цензуре. Идеология была основой советского художественного рынка, где система искусства взаимодействовала с системой государственной экономики. Художественное производство было монополизировано государством, которое являлось заказчиком, оценщиком, закупщиком и контролером последующего хранения и экспонирования приобретенных им произведений
Слайд 5
В советской живописи помимо сурового стиля были и
другие направления. Многие художники молодого поколения предпочитали следовать другим
традициям, тяготея к живописному импрессионизму и непосредственному восприятию натуры.
Продолжали работать и старшие мастера, которые сложились в предшествующие годы играли немалую роль в 1960-70-х. Юрий Пименов,
,
бывший член ОСТа в этот период раскрылся как художник-жанрист. Популярность получила его «Свадьба на завтрашней улице» (1962).Дмитрий Мочальский ,Николай Ромадин ; Семён Чуйков , Пластов, Сарьян, Корин, Кузнецо
в
Слайд 7
Скульптура в послевоенное время развивалась в рамках темы
героизма воинов и жертвах ВОВ. Центральное место занял памятник-ансамбль,
мемориал. Именно комплексный архитектурно-скульптурный тип памятника лучше всего подходил к выражению темы победы над смертью, гуманизма. Кроме того, чем больше поколений проходит, тем более важным становится образный характер памятника
Слайд 8
Индустриализация прежде всего коснулась жилищного строительства: было необходимо
решить вопрос о типе массовой квартиры и жилого дома.
Началась застройка районов крупными массивами..
Слайд 9
Конечно, власти того времени, пропагандирующие счастливую жизнь в
социалистическом обществе, всячески приукрашали реальную действительность: устраивались открытые и
полузакрытые выставки и показы мод. Но все это было для представления Западу, тогда как общедоступная и массовая мода была совершенно иной, вначале 60-х гг. в СССР понемногу стали проникать тенденции европейской моды.
Слайд 10
Основные тенденции моды этого периода:
• «Омоложение моды».
• Мини-мода,
ставшая символом сексуальной революции.
• Простота конструкций.
• Выразительность цветовых комбинаций.
•
Стиль «Лолиты» - стиль Мэри квант.
• Стиль «Лондон».
Слайд 11
• В 1960-е гг. существовал настоящий культ синтетики
и всего искусственного: Синтетические ткани получили широкое распространение в
массовой моде — они казались самыми удобными и практичными (не мялись, легко стирались и чистились), а также были дешевыми. Названия новых материалов звучали как музыка: поливинилхлорид, пластик, ткани с люрексом, алюминиевая фольга, винил, кримплен, нейлон, дралон, дакрон, лайкра для эластичного белья, купальников и спортивной одежды, терилен для нижнего белья, акрилан, орлон, полиэстер.
Мода на синтетику
Слайд 12
Идеал красоты :Женщина
1960-х гг. — молодая
и независимая, освобождающаяся от надоевшей роли производительницы детей и
домашней хозяйки. Возник парадоксальный имидж женщины-девочки, инфантильной и легкомысленной. Зрелая, имеющая пышные формы женщина более не считалась привлекательной, ее место заняла худощавая женщина-ребенок.
Ярчайшим примером этого является английская супермодель, актриса и певица Твигги(Лесли Хорнби)
Слайд 14
Мужчина:
В 1960-е годы мода для мужчин была не
столь революционной, как женская, но также претерпела довольно сильные
изменения. Галстуки, ремни, лацканы и нижняя часть брюк стали более широкими, воротники стали шире и длиннее. Все эти изменения вошли в неприкосновенный до этого классический костюм, сделав его ультра модным. Кроме этого были популярны спортивные рубашки «поло».
Слайд 15
«Нео эдвардианский» стиль» в мужской моде 1959 году
сделал популярным Пьер Карден, предложивший носить костюмы с узкими
жакетами без воротника, белые сорочки, элегантные галстуки, «жакеты Неру» со стойкой, узкие брюки.
Моды (субкультура 60-х годов, сокращенно от «модернисты» — современные) подхватывают щегольскую манеру одеваться. Их девиз — «умеренность и аккуратность!» Моды носят идеально сидящие костюмчики, химическое чудо начала 60-х — белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, обязательно белые носочки и аккуратные прически.
Слайд 16
Законодателями общепринятой мужской моды этих лет стали итальянские
Дома, чему способствовали традиции портновского мастерства, сохраняемые в старых
ателье Неаполя, Рима, Милана, а также обширная текстильная база. Модный мужской костюм состоял из короткого пиджака со скошенной линией плеч и узких прямых брюк без складок, без отворотов. С таким костюмом носили узкий галстук и остроносые ботинки или туфли. Из Италии этот стиль распространился по всей Европе и покорил Америку. В Лондоне он завоевал популярность среди поклонников джаза, молодых модников, называвших себя «the mods». Этот момент в истории моды называют иногда «революцией павлинов». Рубашки стали слегка приталенными, самый модный воротник - высокий с закругленными концами. Повседневные рубашки могли быть разноцветными, вечерние оставались белыми, но в конце 60-х на них появились рюши и плиссировки. Галстуки носили узкие вязаные, с квадратными концами.
Слайд 17
• В шестидесятые можно было говорить о возвращении
моды 1920-х гг. - также преклонялись перед техникой, укоротились
юбки, в моду вошли короткие стрижки и прямые платья-рубашки с геометрическим декором. В 1960-е, как и в 1920-е гг., наступил бум абстрактного геометрического декора. Особенно были популярны черно-белые графические рисунки в стиле «оп- арт» — в духе произведений В. Вазарели или Б. Рили.
Слайд 18
Мода на вязание
В конце 60х годов в нашей
стране зарождается мода на вязаные вещи. Для советских женщин
это становится не только хорошей возможностью модно одеваться, но и интересно проводить свободное время. Разделы в журналах «Вяжем сами» становятся самими популярными среди советских женщин.
Брюки-юбка
Слайд 19
Мини-юбки и брючные костюмы
Мини-юбки и брючные женские костюмы
появились в СССР примерно в одно время – в
конце 60-х гг. Оба этих стиля внесли свободу и раскрепощение в застоявшуюся концепцию консервативной моды того времени, окончательно разрушив идеологию моды советских блюстителей морали.
Брюки, юбки-брюки, джинсы клеш и узкие джинсы, названные водосточными трубами, цветные джинсы, орнамент пейсли, психоделические расцветки, флуоресцентные цвета в молодежной моде и пастельные в дамской одежде, трапециевидные пальто (свингеры), блестящие ткани, водолазки, купальники бикини, высокие женские сапоги и многое другое
Слайд 20
Плащ-болонья
Бум “космического стиля” пришелся на 1965-1966 годы. Однако
в чистом виде он существовал только на подиумах, в
модных журналах и в кинематографе
Болонья — это плащевая ткань, имеющая одностороннее водонепроницаемое покрытие, а также плащ из такой ткани (по названию итальянского города Болонья (Bologna), где впервые была изготовлена такая ткань).
Они в 60-х заменили китайские плащи "Дружба" и пыльники.
Слайд 21
Кримпленовый костюм, да еще фактурный с рисунком- был
заветной мечтой, но их цена с рук в 60-е
доходила до 300 рублей, естественно, что учительницы в школе позволить себе такое не могли, это несколько зарплат учителя в те годы, а дочки зав.ресторанами или базами- могли.
Слайд 23
Выходной ансамбль для весенне-летнего сезона: комбинированный из набивного
искусственного шелка с модным крупным рисунком (платье и подкладка
пальто) и гладкокрашенной легкой шерстяной ткани в цвет рисунка на платье. Платье с лифом мягких линий стянуто в талии широким поясом. Юбка заложена крупными байтовыми складками. Полупальто прямой формы с недлинными рукавами, слегка расширенными книзу.
Тюник разных форм моден для выходных платьев этого сезона. Оригинально решена композиция модели из легкой шерстяной ткани. Сдержанная по композиции верхняя часть не отрезного платья внизу слегка расширена и образует подобранный тюник, падающий на узкую нижнюю часть платья. Пальто прямой формы из ткани другой расцветки, гармонирующей по цвету с платьем, отделано узким кантом из ткани платья.
Слайд 24
Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке,
с узким или широким закругленным мыском из кожи или
синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием – «go-go». Пропагандистами моды на сапоги гоу-гоу считаются французские модельеры Андре Курреж, Пьер Карден и английский модельер Мэри Квант
Слайд 25
Шпилька
В 1961году в СССР впервые стали носить туфли
со шпилькой, элегантную обувь на тонком каблуке. Это были
первые жертвы красоте, которые были добровольно принесены советскими женщинами во благо развития модной индустрии СССР.
Слайд 26
Прически…
В начале 60–х годов характеризуется популярность, завоевывает прическа
боб.
Не менее популярной прической 60-х годов была так называемая «Beehive» или
«В52».
особенно популярна в Голливуде-«Bouffant
Слайд 27
Краска для волос и парики
Мода на крашеные волосы
пришла в Советский Союз в 1963году, когда естественный цвет
волос для местных модников стал казаться неинтересным и скучным. О наличии специальных красок не было и речи, чтобы добиться темного оттенка смешивали басму и хну, осветлялись же отваром из луковой чешуи и при помощи перекиси водорода. Первая краска для волос из ГДР появилась на прилавках лишь к концу 60х годов.
В это же время, среди советских женщин начинает расти потребность в париках, что связано с трудным доступом и плохим обслуживанием в парикмахерских, и появление моды на уже готовые прически в париках, пришло как нельзя кстати.
Слайд 30
Модельеры..
Одним из ведущих модельеров СССР того десятилетия стал
Вячеслав Зайцев. Его показы проходили в Нью-Йорке, Милане, Париже,
Токио. Он был модным волшебником для всех женщин СССР. Он шил одежду от кутюр, простые вещи его не привлекали. Долгое время его не выпускали из страны, так как боялись, что не вернется.
Законодателем мужской моды того периода бал Александр Игманд - мастер идеального костюмного кроя. У него одевались практически все известные мужчины конца 20-го столетия в СССР. Среди его постоянных и необычных клиентов были: Андрей Тарковский, Михаил Ульянов, Юрий Любимов, Василий Ливанов, Вениамин Смехов, Александр Збруев, Александр Абдулов, но его главным клиентом всегда был Леонид Ильич Брежнев.
Слайд 31
Регина Збарская: королева подиума
Она появилась внезапно. В самый
обычный день советский художник-модельер Вера Аралова привела девушку с
выразительными темными глазами.
Слайд 33
Главным событием начала 60-х следует считать то, что
столицей fashion-индустрии отныне принято Яркими представителями модной молодежи 60-х
стали юноши из группы «Битлз».
Европа в 1960-1969 годы…
В 1962 году, ставшая легендой Мэри Куант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Мэри Куант выдвинула свой знаменитый лозунг: “Хороший вкус - это смерть. Вульгарность — жизнь”
Женский образ 60-ых – это инфантильная женщина-девочка с конопатым личиком. Лицом этого десятилетия стала худенькая девочка Твигги.
Слайд 34
Благодаря мини, возникшему в 60-е годы, на свет
появился и абсолютно новый тип красоты, один из самих
экстравагантных в XX веке. Новые модели одежды требовали абсолютной стройности и идеальных длинных ног. Классический женский силуэт с плавными формами был объявлен вне закона, а в моду вошли привычные в наше время модели с “щуплым” телосложением и тоненькими ножками-ручками. На смену голливудскому секс-символу Мэрилин Монро пришла шестнадцатилетняя англичанка Лесли Хорнби, прозванная Твигги (англ. — веточка, стебелек), которая при росте 167 см весила всего 43 кг. Ее объемы «80-55-80″ в то время считались классическими. Твигги стала первой в истории настоящей топ-моделью, популярности которой могли позавидовать большинство кинозвезд. В 1966 году Твигги была названа «Лицом года», а ее образ: огромные глаза с наклеенными ресницами, обведенные черными тенями, стали образцом нового макияжа. Безумие под названием «Твигги» продолжалось три года. Для десятков тысяч молодых девушек она стала идолом.
Слайд 35
Мода конца 1960-х годов испытывает влияние со стороны
новой молодежной субкультуры - “хиппи”, породившей антимоду.
Диффузный стиль хиппи
привнес в моду яркие этнические мотивы восточных стран, намеренный эффект потрепанности и, кроме всего прочего, джинсы, которые являлись чем-то вроде символа протеста против буржуазной униформы.
Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. В наиболее яркой форме эти идеи проявлялись среди хиппи - представителей элитарного молодежного движения, созданного интеллигенцией и представителями среднего класса.
Слайд 36
Субкультура хиппи возникла в США в середине 60-х.
Первоначально это движение было направлено против войны во Вьетнаме
и пуританской морали некоторых американских церквей. Но движение хиппи быстро сформировало собственный стиль: в одежде, музыке, поведении, символике. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса).
Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами.
Очень быстро субкультура хиппи распространилась по всему миру. Из известных музыкантов хиппи были: Джимми Хендрикс, Джаннис Джоплин, Джон Леннон.
Слайд 37
В поисках собственной индивидуальности молодые бунтари смешивают одежду
разных стилей, времен и народов. Они воспевают ценность старой
одежды из магазинов секонд -хенд. Эффект поношенности зачастую специально имитируется с помощью заплат и потертостей. Очень ценятся самодельная одежда с ручной вышивкой или аппликациями..
Слайд 38
В летней коллекции 1966 Ив Сен Лоран года
появляются брючные костюмы и платья в стиле «поп-арт» —
из трикотажа с огромными аппликациями в виде губ, сердец, женских профилей и контура тела. В летней коллекции 1968 года. Сен-Лоран предлагает стиль «сафари» — модели из хлопка, заимствованные в колониальной одежде. В этой же коллекции присутствуют прозрачные блузы, смокинги, комбинезоны и шорты.
Слайд 39
«Космический стиль» разрабатывают и другие модельеры, например, Пако Рабанн, создает
одежду из металла и пластика, а в 1966 году,
демонстрирует коллекцию пластиковых аксессуаров и бижутерии.
Слайд 40
В повседневной жизни людям, конечно же, требовалась
другая одежда. Большинство клиенток домов высокой моды были, как
и прежде, женщинами «элегантного возраста», которые могли себе позволить далеко не все. Им предлагался «облагороженный» вариант молодежной моды - юбки до колена, костюмы, осовремененные яркими расцветками, рисунками и новыми лаконичными линиями, классические «лодочки» на маленькой шпильке.
Слайд 41
Модельеры и дизайнеры…
Если Курреж, Карден, Рабанн получили признание
как авангардисты в моде, то Ив Сен-Лоран уже тогда был признан
гением моды XX в. Директор французского «Vogue» М. де Брюнофф, познакомивший Сен-Лорана с Диором, признался, что за всю жизнь не встречал человека более одаренного в области моды и предсказывал ему великое будущее. И это предсказание сбылось очень скоро.
.
Другой символ моды шестидесятых — абстрактные рисунки ярких «психоделических» цветов-Эмилио Пуччи.
Всегда изделия итальянского Кутюрье отличала удивительная женственность в сочетании с прекрасным кроем. Это относится и к повседневной, и к вечерней одежде. Кроме того, наряды от Emilio Pucci были невероятно удобными. Неслучайно астронавты, которые первыми шагнули на поверхность Луны, в тот момент были одеты в костюмы Пуччи. Сам дизайнер, собственноручно, разрабатывал ту одежду для них.
Слайд 42
• В Париже Жак Дессанж ввел в моду
начесы (как у Б. Бардо в фильме «Бабетта идет
на войну» 1959 г.), которые требовали тщательного ухода и регулярного посещения парикмахерской.
• В Лондоне Видал Сассун предложил «геометрические» стрижки, которые выглядели стильно в любой ситуации и при любой погоде, они были удобны и для танцев, и для гонок на мотоцикле. Для ухода за новой прической требовалось только раз в месяц посещать парикмахера и регулярно мыть голову (не случайно шампунь, который выпустил В. Сассун, называется «Мой и иди» — больше не требовались бигуди и лаки для волос). В 1963 г. такую стрижку впервые продемонстрировала модель Нэнси Кван, но по настоящему модной она стала благодаря М. Квант, подруге В.Сассуна.
Слайд 43
Бум «космического стиля» пришелся на 1965—1966 годы. Однако
в чистом виде он существовал только на подиумах, в
модных журналах и в кинематографе.В повседневной жизни людям, конечно же, требовалась другая одежда..
Футуризм (космотивизм). Культ молодости, возникший в Лондоне, перемещается на французские подиумы, благодаря Андре Курежу, знаменитому модельеру, предложившему космический стиль.
Слайд 44
Большой экран всегда шел впереди времени. Только в
60-х годах молодежь стала носить летные очки Ray-Ban, подражая
Питеру Фонде в его культовом фильме “Гонщик” (”EasyRider”).
Слайд 46
Украшения
Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным
ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Этот бум возводит на пьедестал
американского «короля бижутерии» Кеннета Джей Лейна, открывшего в 1963 году фирму, выпускающую оригинальную бижутерию и эксклюзивную обувь.
В 60-е в моду вошла крупная бижутерия, женщины носили яркие, массивные украшения из пластика.
Слайд 47
В макияже девушки стремились достигнуть эффекта невинности. Делали
больший акцент на глаза, густо подводили тушью и рисовали
стрелки-ласточки.
Веки покрывали светлыми тенями с блестящим эффектом, на складку века наносили более темные тени, тем самым углубляя и раскрывая глаза. Далее в ход вступала подводка, с помощью нее проводили насыщенную линию вдоль верхних ресниц, заканчивая тонким «хвостиком», Ресницы красили сильно, несколькими слоями, перед этим желательно завив, или же применив накладные.
Лицо имело совершенно ровный светлый тон. Скулы слегка подчеркивали светлыми искрящимися румянами. Губы только нейтральных оттенков, желательно светло-бежевых оттенков.
Слайд 50
Во-первых, впервые в 60-е годы молодежь заявила о
собственном мировоззрении и объявила о создании собственной культуры.
Вторым, безусловно,
революционным моментом, стало создание Мери Куант мини-юбки.
И, наконец, третье яркое явление в мире моды, появление нового модного образа – худенькой девочки-подростка, до этого времени моду демонстрировали вполне взрослые дамы.
Конец 1960-ых характеризуется многообразием и эклектизмом. Впервые в моде множество стилей — ретро, этнический, цыганский, элементы фольклорного и исторического костюма. Мода становится более демократичной, она больше не навязывает жестких правил, позволяя каждому проявлять свою индивидуальность.