Слайд 2
Характеристика жанра работы
Исследовательский проект посвящен истории создания
и функционирования фабрики «Липецкие узоры». Производство товаров народно-декоративного искусства,
хотя и не является первостепенной отраслью промышленности г. Липецка, но от степени совершенствования изделий, зависит не столько бытовая сторона жизнедеятельности липчан, сколько развитие их художественного вкуса.
Слайд 3
Краткая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
школа №61 имени М.И.Неделина город Липецк – базовое учреждение
С
сентября 2001 года в школе велась опытно-экспериментальная и исследовательская работа, целью которой была разработка модели образовательного учреждения нового вида, реализующего программу «Создание системы краеведческого образования». Три года школа работала в статусе опорного учреждения по совершенствованию системы краеведческого образования школьников в тесном сотрудничестве с ЕГУ имени И.А.Бунина.
Приобщение школьников к родной культуре края позволяет решать образовательные и воспитательные, духовно-нравственные задачи.
С 2010 года школа работает в статусе базового учреждения. Тема проекта, над которым мы сейчас работаем, - «Краеведение как системообразующий компонент воспитательной системы школы в условиях введения ФГОС». Изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять духовно-нравственное развитие школьников, - цель данного проекта.
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ГАУ ДПО ЛО "ИРО"
Тема инновационной площадки:
«Формирование патриотических качеств личности младшего школьника средствами краеведческой работы»
sosch61@yandex.ru
Слайд 4
Цель и задачи работы:
На основе имеющихся публикаций, выявленных
в архивах документах, проанализировать и обобщить процесс становления и
развития фабрики «Липецкие узоры» в контексте общей социально-экономической истории региона 1960-2000-х гг., отразив при этом место и роль творчества мастеров хохломской росписи в создании изделий, имеющих высокую художественную ценность.
Выявить принадлежность идеи открытия и создания фабрики «Липецкие узоры» и проследить специфику организации производства в первые годы существования предприятия;
Охарактеризовать деятельность творческо-экспериментальной группы под руководством Марфы Синевой по изменению внешнего вида изделий фабрики «Липецкие узоры»;
На основе публикаций периодических изданий рассмотреть наиболее значимые выставки и заказы предприятия, а так же проанализировать его современное состояние.
Слайд 5
1.Идея открытия фабрики «Липецкие узоры» и первые годы
существования предприятия.
21 мая 1974 года было принято решение исполкома
областного Совета депутатов трудящихся о создании фабрики с целью «дополнительного увеличения производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сувениров из дерева с художественной росписью». С тех пор фабрика «Липецкие узоры» начала свое существование.
Открытию фабрики способствовало постановление XXIV съезда КПСС повсеместно возродить народные художественные промыслы. Работа была поручена Министерству топливной промышленности, потому что ведомство занималось, в том числе и заготовкой древесины, а для большинства промыслов это основной материал для воплощения творческих замыслов. Липецк оказался единственным местом, где постановление Советского правительства выполнили.
Слайд 6
Зарождение фабрики «Липецкие узоры»
Начальник управления топливной промышленности, Евгений
Прокофьевич Чалых стал инициатором возрождения народно-художественных промыслов в Липецке.
Он организовал цех художественной росписи на базе углебрикетной фабрики в мае 1971 года.
(из личных архивов Н.Е.Чалых)
Слайд 7
Коллектив Фабрики
Первая партия изделий была выпущена в канун
Первомая 1971 года. М. Ф. Синева была назначена главным
художником фабрики, ее сестра Мария Федоровна Засовкина - руководителем творческой группы, Зинаида Васильевна Прыткова трудилась методистом и мастером производственного обучения по подготовке художниц. Большой вклад внесли К. И. Левин, начальник заготовительного цеха, токари по дереву Е. Архипов, Л. Левина, супруги – В. Г. и В. Н.Протасовы, А. И. Засовкин, А. С. Прытков, лошкарь Д. И. Карпов, Галина Пальцева. По мере подготовки кадров, а к 1972 году на фабрике трудилось 220 человек, из которых 55 художниц-липчанок, росло производство изделий, расширялся их ассортимент. Уже к концу 1972 года на прилавках магазинов появились не только ложки, но и наборы всевозможной деревянной расписной посуды.
Слайд 8
Проблемы фабрики на начальном этапе
«Ленинец» от 16 октября
1971 года:
В редакцию газеты пришло письмо от художниц с
жалобами на:
проблемы и недостатки в их работе, среди них: теснота. «За рабочим столом места еще хватает, но посмотрите, что делается с продукцией! Почти вся она лежит на полу».
неисправную вентиляцию;
задержку зарплаты. «Зарплату девушкам, как и всем работникам хохломы, выдают с задержкой до пяти-шести дней.
нарушения в режиме работы и трудовой дисциплине: «…Рабочий день у художников занят не полностью. Некоторые художницы вынуждены уходить на два-три часа раньше. Не всем хватает работы».
Слайд 9
Анализ экономического развития предприятия 1973-1974
Слайд 10
2.Деятельность творческо-экспериментальной группы под руководством Марфы Синевой по
изменению внешнего вида изделий и ведущие мастера фабрики «Липецкие
узоры».
Как известно, «Липецкие узоры» отличаются от Хохломской росписи. Хохлома имеет только 4 основных цвета: черный, красный, зеленый и желтый (или золотой), а в наборах «Липецких узоров» наряду с основными стали используют и другие всевозможные цвета: голубой, белый, и др. Чтобы цвета оставались натуральными и яркими использовалась двойная лачка: сначала рисунок пишется по золоту, потом изделия покрывались бесцветным лаком.
Слайд 11
Галина Пальцева упоминает, что была предпринята поездка в
г.Елец с целью изучения построения композиции широко известных Елецких
кружев.
М. Синева в последствии разработала прекрасные узоры по мотивам кружев, которые получили всеобщее признание: изделия, пользовались большим спросом.
Марфа Федоровна Синёва
Слайд 13
3. Наиболее известные выставки и заказы фабрики «Липецкие
узоры». Современное состояние предприятия.
За 40-летнюю историю фабрика «Липецкие узоры»
многократно являлась участником республиканских, зональных, областных, городских выставок, международных ярмарок, выставок, организатором которых является ассоциация НХП России: «Традиция и современность», на Поклонной горе, ежегодные смотры-выставки «Молодые дарования».
Слайд 14
Современное состояние предприятия
В 2000 году предприятие находилось на
грани банкротства, задолженность составляла около 6 миллионов рублей. «Липецкие
узоры» могли прекратить свое существование. Имея большой налаженный бизнес в Москве новый директор фабрики «Липецкие узоры» Некрылов Алексей Алексеевич заинтересовался идей возрождения фабрики. Он переехал в Липецк и полностью посвятил себя фабрике. За три года «Липецким узорам» удалось полностью погасить долги. Финансовая ситуация на фабрике на сегодняшний день стабильна. Однако, как и любой другой промысел, относится к категории планово-убыточных. Благодаря поддержке из федерального и областного бюджета фабрика продолжает существовать. Продукция поставляется в магазины практически всех стран. Ассортимент продукции обширный – более 250 видов изделий.
Слайд 15
Итоги работы
Изучение различных документальных материалов убеждает в том,
что появление первых видоизмененных орнаментальных композиций классической хохломы принадлежит
главному художнику фабрики М. Синевой.
В поля зрения периодических изданий попали крупнейшие выставки и крупные заказы союзного значения, такие как ежегодные выставки и заказы.
Выход из кризисного финансового состояния стал возможен благодаря деятельности нового директора фабрики Некрылова А.А. Принципиально новая бизнес-политика способствует успешной реализации продукции на международном и общероссийском рынках.