Слайд 2
Рамон Касас «Юная декадентка» 1899
Слайд 3
ИДЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Символисты создали свой мир
и отвергли существующую реальность.
Психиатры утверждали, что
новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир.
Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники”). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем.
Николай Рерих «Небесный бой» 1912
Слайд 4
ИДЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход
от общественности, и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой,
отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Виктор Борисов-Мусатов «Окно» 1902
Слайд 5
ИДЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Старшие символисты проповедовали культ красоты и
свободного самовыражения поэта. Они резко отрицали окружающую
действительность, говорили миру “нет”. Реальная жизнь изображалась как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественному новаторству — преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы.
Михаил Врубель «К ночи» 1900
Слайд 6
Валерий Яковлевич Брюсов
Основоположник русского символизма. Стоял во главе
младосимволизма и старшего символизма.
Воспринимал поэзию автономным искусством, не связанным
с религией, государством, моралью и общественным мнением.
Слайд 7
Валерий Яковлевич Брюсов
Выделяют два основных направления лирики: эпизоды
мировой истории и мифологические, сказочные образы.
Лирика Брюсова многогранна и
многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры.
Слайд 8
Валерий Яковлевич Брюсов
Многие современники Брюсова называли творчество поэта
«живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова
обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла.
Слайд 9
Зинаида Николаевна Гиппиус
Литературное наследие Гиппиус огромно
и разнообразно: 5 сборников стихов, 6 сборников рассказов, несколько
романов, драмы, литературная критика, публицистика, 2 книги мемуаров, дневники.
Как писала она в «Автобиографии», «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы».
Слайд 10
Зинаида Николаевна Гиппиус
Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики
начала XX века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира
фантазии», поиск «новой нездешней красоты».
Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится к «тройной бездонности» мира, трем темам — «о человеке, любви и смерти».
Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность»; в её стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей.
Слайд 11
Зинаида Николаевна Гиппиус
Живая, острая мысль, переплетенная со сложными
эмоциями, вырывается из стихов в поисках духовной целостности и
обретения гармонического идеала»
Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции (согласно энциклопедии «Кругосвет») «начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России»
Слайд 13
Константин Дмитриевич
Бальмонт
Опубликовал 20 книг прозы, 35 поэтических
сборников, переводил на русский Эдгара По, Уильяма Блейка, Оскара
Уайльда, Шарля Бодлера.
Обладал феноменальной работоспособностью и легко осваивал различные языки, всегда уходил в работу с головой, прочитывал огромное количество книг.
Слайд 14
Константин Дмитриевич
Бальмонт
Главными мотивами творчества Бальмонта являются кошмарные
или чудесные сны, вечность, неизведанные, то прекрасные, то ужасающие
миры и вселенные. Поэт редко пишет о реальности и называет ее скучной, а людей – серыми или жестокими. Он обращается к природе, стихийным силам, космосу и мистике.
Слайд 15
Константин Дмитриевич
Бальмонт
Самые известные сборники:
«Сборник стихотворений» (1890)
«Под северным
небом » ( 1894)
«В безбрежности мрака» (1895 и 1896)
«Тишина. Лирические
поэмы» (1898)
«Горящие здания. Лирика современной души» ( 1900)
«Будем как солнце. Книга символов» (1903)
Слайд 17
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Произведения Мережковского никого не оставляли равнодушным.
Его ненавидели, ему завидовали, им восхищались. Выход каждого из
его произведений вызывал если не скандал, то жаркие дебаты и массу разноречивых откликов.
Слайд 18
Дмитрий Сергеевич Мережковский
До революции Д. С. Мережковский был
одним из самых издаваемых писателей современной России. В СССР
писателя не издавали вообще. Его книги можно было купить только в букинистических магазинах, где они, несмотря на очень высокую стоимость, никогда не залеживались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 90-х годов.
Слайд 19
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Николай Бердяев, «Новое христианство (Д. С. Мережковский)»,
1916
«Будем справедливы к Мережковскому, будем благодарны ему. В его
лице новая русская литература, русский эстетизм, русская культура перешли к религиозным темам. Он много лет будил религиозную мысль, был посредником между культурой и религией, пробуждал в культуре религиозное чувство и сознание».
Слайд 20
Федор Кузьмич Сологуб
Формирование поэтического мастерства Сологуба пришлось на
80-е годы. То было «усталое» время, когда прежние идеалы
приглушились, отступили. Задержка в литературном пути Сологуба была обусловлена совершенной культурной изоляцией, — он чувствовал, что писать в глуши, в общественном и культурном одиночестве больше не мог. Ответ на это был: возвращаться в Санкт-Петербург, где было можно вполне реализовать свой талант.
Слайд 21
Федор Кузьмич Сологуб
ПЛАМЕННЫЙ КРУГ, вышедший в феврале 1908
года в издательстве журнала «Золотое руно», был не просто
сборником замечательной поэзии, напротив, менее всего эта книга была сборником, — это была эволюция, эстетически преображённая самим поэтом в круги своего творчества, где всё бесконечно и извечно переходит в новое состояние.