Лондон. Каждый год в день рождения покойного отца индийская принцесса приглашает на чашку чая старого англичанина, воспитателя махараджи. Вместе они смотрят любительские ленты, снятые много лет назад, и вспоминают прошлое.
Слайд 4
Этот тонкий, неоднозначный, тревожный, но обаятельный 50-мин. фильм
напоминает некоторые современные одноактные пьесы, в особенности — Пинтера.
В нем все остается в подвешенном, загадочном состоянии, тайна едва угадывается за поверхностной болтовней или нарочито приглушенными голосами персонажей.
Джеймс Айвори
Слайд 5
Поэтому надо сделать усилие, чтобы разгадать подлинную личность
индийского принца, героя этих небольших ежегодных поминок. Его несомненный
эгоизм, пренебрежение к людям старше или младше его приходится расшифровывать в детском восхищении, которое испытывает к нему дочь, и в недомолвках, в притворном уважении наставника.
Джеймс Айвори
Слайд 6
Молодая женщина и пожилой мужчина оба, хоть и
по разным причинам, тоскуют о прошлом, живут в прошлом,
глубоко вросли в мир, существующий теперь только в их воспоминаниях. Они близки друг другу по манерам и воспитанию, но почти не общаются между собой и отношения их сохраняют чистоту формы, ограничиваясь только внешними приличиями.
Джеймс Айвори
Слайд 7
В старике чувствуются также иконоборческие позывы, ни разу,
впрочем, не высказанные конкретно. Джеймс Айвори, издавна восхищаясь социальными
ритуалами Индии, их анахронизмом и вымиранием (или видоизменением), снял свой самый странный и самый совершенный фильм, по материалу и по содержащейся в нем тайне близкий к книгам Генри Джеймса.