Слайд 2
Мышление в образах
Художественный образ –понятие ёмкое и многозначное.
В
художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его
отношение к самым разным явлениям окружающей жизни.
Обычно образ ассоциируется с конкретным персонажем, героем художественного произведения.
В.Серов «Похищение Европы»
Слайд 4
Романтический Образ героя-романтика
Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»
Лувр.
Слайд 5
Образ разбушевавшейся стихии
И.К. Айвазовский «Девятый вал»
Слайд 6
Тихого летнего вечера
И.Левитан «Вечер. Золотой плес.» 1889г. ГТГ
Слайд 7
Образ тяжелого труда простых людей
И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»»
Слайд 8
Образ трагической потери
В.Г.Перов «Проводы покойника» 1865. ГТГ
Слайд 9
Образ безудержного веселья народного праздника
В.И.Суриков. «Взятие снежного городка»
1891г. Русский музей Санкт-Петербург
Слайд 10
Как же создается художественный образ?
Процесс этот зависит от
индивидуальности художника, он может носить объективный или субъективный, сознательный
или интуитивный характер.
Результатом наблюдений и размышлений, озарений и фантазий творца Становится созданный им художественный образ, в котором преломляются его собственные чувства, переживания, фантазии и впечатления
Слайд 11
Дальнейшая жизнь художественного образа связана с его восприятием
зрителями, читателями, слушателями. Не случайно К.С.Станиславский утверждал, что есть
не только талантливые актёры, но и талантливые зрители.
Каковы характерные черты и свойства художественного образа?
Слайд 12
Типизация
Художественное обобщение наиболее важных и существенных черт, присущих
многим людям, явлениям или предметам действительности.
Древнеиндийская притча о слепцах.
Слайд 13
Истинный художник всегда стремится увидеть самое существенное, характерное
в любом человеке, явлении или предмете действительности.
Почему мы испытываем
чувство сопричастности, сопереживания, читая вдохновенные лирические посвящения Пушкина, Лермонтова, Блока, ведь в них говорится о чужих чувствах и адресованы они людям, которых мы не знаем?
Слайд 14
Это происходит потому, что в поэтических строках, в
звуках музыки мы находим свое «Я», чувства и мысли,
созвучные нашим собственным.
Каждый художественный образ оригинален, конкретен и неповторим.
Например, архитектурный облик китайских
пагод никогда не спутаешь с египетскими
пирамидами.
Слайд 15
Театр эпохи Античности совсем не похож на театр
Шекспира, тем более на современный театр.
Даже, когда несколько художников
обращаются к одному и тому же сюжету или теме, они создают абсолютно непохожие произведения. И каждое из них по-своему оригинально и неповторимо.
История театрального искусства дает нам немало примеров, когда одна и та же пьеса, сцена или роль исполняется совершенно по-разному.
Слайд 16
Известен факт, что Пьеса А.П.Чехова «Чайка» потерпела грандиозный
провал на сцене Александринского театра в 1898 году, но
та же «Чайка» с триумфом прошла на сцене Московского Художественного театра. А чайка стала его символом.
Слайд 17
Одну и ту же балетную партию можно так
же станцевать по-разному. В художественном образе, созданном великими русскими
балеринами Анной Павловой, Галиной Улановой, Маей Плисецкой в «Умирающем лебеде» на музыку французского композитора К.Сен-Санса, передана борьба за жизнь до последней минуты, пока не иссякли силы. Другие балерины, напротив, передают в этом танце обречённость и неизбежность смерти.
Слайд 18
Абсолютно по-разному может увидеть художник одного и того
же человека. Французский художник-импрессионист Огюст Ренуар трижды обращался к
портрету французской актрисы Жанны Самари. Но как не похожи эти портреты один на другой.
Слайд 19
Каждая культурно-историческая эпоха открывает новые грани уже существующего
художественного образа, дает собственную трактовку произведению искусства и его
новое прочтение.
Известно, что в 17-18 веках к готической архитектуре отношение было резко отрицательное. Но уже в эпоху романтизма (конец 18 – нач.19 века) готический стиль обрел новую жизнь в неоготике -0 в утонченности ее архитектурных форм, искусной отделке фасадов, ажурности многоцветных витражей. Пример: Здание Парламента в Лондоне.
Слайд 20
В разные времена по-разному трактовался и образ бессмертного
Гамлета, принца датского.
В 18 веке он был воплощением пустослова
и болтуна, в 19 в. Он представал перед публикой возвышенным интеллигентом, а в 20в. В трактовках Пола Скофилда, Иннокентия Смоктуновского и Владимира Высоцкого принц Гамлет стал непримиримым борцом со злом.
Слайд 21
Характерными особенностями художественного образа являются метафоричность, иносказательность,недоговорённость.
Не случайно
Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом, у которого
видна лишь вершина, а основная часть скрыта под водой. Возможности постижения художественного образа не всегда лежат в плоскости логических ассоциаций. Именно это обстоятельство и заставляет читателя, зрителя и слушателя быть активным соучастником происходящего.
Слайд 22
Нередко автор ставит нас в ситуацию, когда нужно
самим додумать продолжение сюжета. Особенно интересны картины великого голландского
художника Рембрандта на библейские сюжеты – «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение блудного сына», «Ослепление Самсона».
Отсутствие эпилога, метафоричность, незавершенность рассказа о судьбе героя заставляют нас додумать, дорисовать в своем воображении художественный образ.
Слайд 23
Рембрандт «Возвращение блудного сына» Эрмитаж Санкт-Петербург
Слайд 24
Рембрандт «Жертвоприношение Авраама»
Слайд 26
Правда и правдоподобие в искусстве
Легенда о Зевксисе и
Паррасие.
Заспорили они о том, кто из них более талантлив,
и каждый задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы слетались и начинали клевать ягоды. Другой изобразил занавес. Да так искусно, что соперник, пришедший взглянуть на его творение, попытался сдёрнуть, нарисованный покров.
Какому живописцу была присуждена победа и почему?
Слайд 27
С давних времен люди по-разному
определяли степень совершенства художественных произведений. Самый простой – выяснить,
насколько произведение искусства похоже на жизнь. Если похоже – хорошо. Если очень похоже – талантливо. А если так похоже, что невозможно отличить – гениально. Однако, подобная оценка не бесспорна.
Аристотель считал, что от художника
нельзя требовать абсолютной правды в подражании
природе, « искусство частью завершает то, что
природа не в состоянии сделать»
Слайд 28
И.В.Гёте
«О правде и правдоподобии в произведениях искусства»
«…Художник,
признательный природе… приносит ей… обратно некую вторую природу, но
природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную».
Должен ли художник стремиться к абсолютно точному воспроизведению действительности?
Слайд 29
Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна.
Художественный образ
– всегда тайна, разгадка которой доставляет истинное удовольствие.
И.К.Айвазовский:
«Живописец, только
копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда!»
И.К.Айвазовский «Радуга»