Слайд 2
Возрождение (фр. Ренессанс) – эпоха коренного историко-культурного перелома,
охватывающая 2-ую половину XIV – XVI в., когда Западная
Европа «покидает» Средневековье и входит в новый период развития – период её исторического лидерства, положивший начало развитию современного мира.
Культура Возрождения зародилась и расцвела в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. – начала развиваться в остальных странах Европы.
Слайд 3
У истоков Возрождения стоит великий поэт, создатель итальянского
языка Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» - итог лучших
устремлений зрелого Средневековья, несущий в то же время прозрение наступающей культурно-исторической эпохи. Некоторые идеи Данте вошли в гуманизм, ставший идейной основой культуры Возрождения.
Слайд 4
ГУМАНИЗМ
Родоначальник гуманизма – поэт Франческо Петрарка. Он выдвинул
понятие «humanitas» как основу построения новой культуры, и прежде
всего новой этики. Его идеалами были свобода человеческого духа, гармоничное развитие человека.
Принципы гуманизма, сформулированные Петраркой, были развиты его последователями и друзьями Джованни Боккаччо и Колюччо Салютати.
XIV – середина XV в. – время распространения основных принципов гуманистической культуры. В первые десятилетия XV в. гуманизм превратился в широкое культурное движение, ведущим центром его стала Флоренция.
Идеал Возрождения – гармонически развитая личность, обладающая огромным творческим потенциалом и способная его реализовать.
Слайд 6
Важнейшим центром развития интеллектуальной и художественной культуры Возрождения
была Флоренция. Выдающиеся гуманисты создали здесь Академию, в которой
сформировался гражданский гуманизм, развивавший идеи правового государства, республиканизма, службы обществу, справедливости как моральной нормы.
Гражданский гуманизм оказал влияние на социально-политическую мысль Возрождения. Наиболее ярким ее представителем был Николо Макиавелли. В сочинении «Государь» Макиавелли раскрыл механизмы достижения и удержания власти, считая, что для достижения цели все средства хороши. Его взгляды оказали значительное влияние на социально-политическую мысль.
В XVI в. появились сочинения, в которых были высказаны идеи организации общества без частной собственности и социального неравенства. Это «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томмазо Кампанеллы.
Слайд 7
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И РОЖДЕНИЕ НАУКИ
Гуманисты полагали, что возможно
существование нескольких концепций природы.
Мыслители Возрождения развивали натурфилософию – философское
учение о природе. Природа рассматривалась как универсальная реальность, имеющая свои законы существования.
Слайд 8
Идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений
была обоснована Леонардо да Винчи. Он высказал гениальную догадку,
что Земля не является центром Вселенной, которую подтвердили Николай Коперник и Джордано Бруно.
Галилео Галилей стал одним из основателей экспериментально-теоретического естествознания. Он заложил основы современной механики, его астрономические открытия способствовали формированию нового видения природы и Вселенной.
Слайд 9
Характерная черта Возрождения – отказ от средневекового отношения
к изобретениям как к порождению зла. Люди начали ценить
изобретения, было выдвинуто множество технических идей.
Важнейшим достижением было изобретение в XV в. книгопечатания. Иоганн Гутенберг запустил первый печатный станок и напечатал Библию.
Изменились представления о времени и пространстве. Люди стали ценить время. В искусстве произошло открытие линейной перспективы.
С началом Великих географических открытий пространство Европы «распахивается» в мир, но также растет понимание пространственной ограниченности Земли.
Существовал интерес к средневековым формам знания – алхимии, астрологии, магии, оккультизму и др., однако культурная перспектива была не за ними.
Слайд 10
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение произвело подлинную революцию в искусстве. Оно
приобрело подчеркнуто светский характер, хотя большинство образов и сюжетов
живописи и скульптуры библейские. В искусстве набирали силу реалистические тенденции, воплотился новый идеал красоты, были открыты законы перспективы.
Слайд 11
С конца XIII в. началось Предвозрождение, открывшее блистательную
эпоху развития художественной культуры в Италии.
Известные личности:
Джотто
– ввел в живопись изображение трехмерного пространства, стал моделировать объемы фигур светотенью;
Мазаччо – зачинатель флорентийской художественной школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения;
Брунеллески – один из создателей архитектуры Ренессанса;
Донателло – один из основоположников искусства Возрождения, работал почти во всех жанрах скульптуры;
Боттичелли – в его картинах соединились высокая одухотворенность и новая гуманистическая образность.
Слайд 12
Высокое Возрождение охватывает немногим более трех десятков лет.
Однако за это время было создано огромное количество шедевров.
Известные
личности:
Леонардо да Винчи – создатель одного из знаменитейших произведений мировой живописи – портрета Моны Лизы («Джоконды»), фрески «Тайная вечеря», утверждавшей идеалы Высокого Возрождения.
Слайд 13
Рафаэль Санти – творец «Сикстинской мадонны», «Преображения»,
фресок Ватикана. Слава Рафаэля была великой при жизни, а
после смерти потомки неизменно причисляли его к величайшим художественным гениям.
Слайд 14
Микеланджело Буонарроти – скульптор, живописец, архитектор, обладавший
сверхчеловеческой способностью творчества, был истинным «создателем людей», освобождавшим их
тела из глыб мрамора. Его резец воззвал к жизни юного Давида и пророка Моисея. В росписях Сикстинской капеллы мастер в художественной форме представил великое таинство Страшного суда.
Слайд 15
Микеланджело, Рафаэль, архитектор Браманте стали создателями шедевра архитектуры
Возрождения – собора Святого Петра в Риме.
Слайд 16
Джорджоне и Тициан – представители венецианской школы
живописи. Тициан прожил долгую жизнь. Расцвет его творчества пришелся
на поздний Ренессанс. Он был удивительным мастером портрета, а его многочисленные произведения отличаются исключительным цветовым богатством, полны могучего чувства жизни.
Тинторетто и Эль Греко – представители стиля «маньеризм».
Ян Ван Эйк – вместе со своим братом Хубертом Ван Эйком изобрели технику масляной живописи.
Загадочно творчество Босха. В эпоху Высокого Возрождения Босх в Нидерландах создает мрачные мистические аллегории, фантастические видения, заставляющие вспомнить об искусстве поздней готики.
Питер Брейгель Старший – любил изображать жизнь простого народа, с его именем связано оформление пейзажа как жанра нидерландской живописи.
Альбрехт Дюрер – великолепный немецкий живописец, гениальный мастер гравюры.