Слайд 2
ЛИТЕРАТУРА
Основным художественным направлением второй половины 19 века
стал критический реализм . Он отличался повышенным вниманием к
отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия . Для литературы того времени были характерны дух обличительства , пристальный интерес к жизни простого человека , стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества .
Слайд 3
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
«Губернские очерки» , «История одного
народа» , «Господа Головлевы» , «Помпадуры и помпадурши».Художественный прием
которым пользуется писатель ,- гротеск . В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие пороки и слабости . Писатель не знает пощады ни к чиновникам , ни к представителям высшего света , ни к купцам , ни к нарождающейся буржуазии .
Слайд 4
ФЕДОР МИХАЙИЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
«Бедные люди» , «Преступление и
наказание» , «Братья Карамазовы» , «Идиот» , «Униженные и
оскорбленные». Произведения раскрывают мир человеческих страданий , трагедию бесправной и униженной личности .
Слайд 5
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
«Война и мир» , «Анна
Каренина» , «Воскресение» . Его гениальные романы , рассказы
, драматические произведения с потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения человеческой души , выносят беспощадный приговор морали , нравам , устоям , царившим в высшем обществе , нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции.
Слайд 6
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ .
Чеховские герои – мелкие
чиновники , разорившиеся дворяне , провинциальная интеллигенция , студенты
, задавленные жизненными проблемами , глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих. «Страшная ночь» , «Гусев» , «Агафья»
Слайд 7
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
«Накануне» , «Отцы и дети»
.
Слайд 8
Н.А.НЕКРАСОВ
Ведущее место в его творчестве занимала тема народной
жизни , ее беспросветность горести . «Кому на Руси
жить хорошо», «Коробейники», «Крестьянские дети».
Слайд 9
ЖИВОПИСЬ
Русская живопись второй половины 19 века решала
те же общественные вопросы , что и литература .
В ней ведущим стало направление критического реализма .
Слайд 10
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ .
«Сельский крестный ход на Пасхе»
, «Чаепитие в Мытищах» , « Приезд гувернантки в
купеческий дом» , «Последний кабак у заставы», «Тройка».
Слайд 11
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
«Бурлаки на Волге» , «
Не ждали» , «Отказ от исповеди» , «Арест пропагандиста»
, «Царевна Софья» и др.
Слайд 14
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
Его полотна –это художественно воссозданная
история , главным героем которой является русский народ .
«Утро стрелецкой казни» , «Меншиков в Березове» , «Боярыня Морозова» , «Покорение Сибири Ермаком» - эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры .
Слайд 18
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
«Аленушка» , «Витязь на распутье»
, «Богатыри» , «После побоища Игоря Святославовича с половцами»
. Его картины проникнуты духом народных сказок , религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря .
Слайд 20
ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН
Его картины создают впечатление могущества
, силы , величия русской природы , которая и
должна быть присуща богатырскому народу . «Рожь» , «Рубка леса» , «Сосновый бор . Мачтовый лес в Вятской губернии».
Слайд 21
АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ
У Саврасова , пейзаж лирический
, пронизанный щемящей любовью к родной земле «Грачи прилетели»
.
Слайд 22
АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ
«Украинская ночь» , «Березовая роща»
«Ночь на Днепре» .
Слайд 23
ИСААК ИВАНОВИЧ ЛЕВИТАН
«Осенний день. Сокольники» ,«Березовая роща»
Слайд 24
ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ
«ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»
Слайд 26
МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ
Создал серию исторических портретов
: «Иван Грозный» , « Петр 1» , «Ярослав
Мудрый», «Ермак».
Скульптура
Слайд 27
МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МИКЕШИН
В своем памятнике «Тысячилетие России»
в Новгороде изобразил 129 скульптурных фигур .
Слайд 28
АРХИТЕКТУРА
Распространенным становится «неорусский» (или «псевдорусский») стиль. В
моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники,
по меткому замечанию современника, — «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания — Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев).
Слайд 29
МУЗЫКА
Вторая половина XIX в. — время расцвета
русского музыкального искусства. Его символом становится творчество «Могучей кучки»
— содружества пяти выдающихся композиторов: Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса.
Слайд 30
Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди
которых можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и
«Хованщина», оперу Римского-Корсакова «Псковитянка», музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др.
Вторая половина XIX в. подарила миру гений Петра Ильича Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку.
В 80-х и 90-х гг. постепенно расцветает творчество нового поколения композиторов — С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получают известность и совсем молодые композиторы — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин.
Беспримерный взлет композиторского творчества сопровождается подъемом исполнительского искусства. Мариинский оперный театр в Петербурге украшали такие певцы, как В. Р. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. В Московском Большом театре пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов.
Слайд 31
В самом начале 60-х гг. на этом поприще
выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря
его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн.
Слайд 33
ТЕАТР
Особая роль в пореформенной России отводилась театру.
Он был в то время единственным публичным местом, где
легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище.
Слайд 34
История русского театра второй половины XIX в. неразрывно
связана с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни
пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.). Он выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодежи, они пользовались огромным успехом.
Слайд 35
В 70-х гг. взошла звезда Марии Николаевны Ермоловой.
После первой же ее роли все поняли, что появилось
совершенно исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила в Малом театре роль Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Так началась в ее творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства героинь. Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). Эта пьеса благодаря игре М. Н. Ермоловой получила такое современное звучание, что ее постановка была запрещена после нескольких спектаклей.
Слайд 36
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Появление крупной промышленности и современного транспорта
и соответствующие перемены в жизни общества повлекли за собой
постепенное исчезновение массового ручного производства традиционных предметов русского быта. В то же время вторая половина XIX в. с ее выставками, ярмарками стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам. Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, ковроделие, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и т. д. В то время в России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.
Слайд 37
В слободе Дымково близ Вятки, где женщины с
давних пор были заняты изготовлением глиняных свистулек в виде
коней, всадников, птиц, сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками.
Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком на белом фоне и полные народного юмора фигурки-статуэтки, выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских.
В конце XIX в. в искусстве Хохломы наступает период упадка: мелкому кустарному производству трудно было конкурировать с фабричным.
Слайд 38
Конец XIX в. характеризовался всеобщим возрождением интереса к
народной жизни, народной художественной культуре, фольклору. Никогда ранее народное
искусство не оказывало такого влияния на искусство профессиональное. В России того времени повсеместно создаются общества, кружки, объединяющие увлеченных традициями русского искусства просвещенных людей — меценатов, художников, литераторов. Итогом их деятельности стало не только сохранение старинных народных промыслов, но и появление новых.
Так, в конце XIX в. в мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России, — деревянные куклы-матрешки. Источником вдохновения для создателей русской матрешки — художника С. В. Малютина и мастера товарного дела В. Звездочкина — стали традиции богородской деревянной игрушки. Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность. В 1900 г. русская матрешка была показана на Парижской всемирной выставке, и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран.