Слайд 2
Понятие культура
Многосложное и противоречивое понятие.
Культура-это то, что
определяет и отличает чел-ую историю от истории животного мира
Культура
возникает вместе с появлением человека разумного (культурно-общественный прогресс)
Культура-это общечеловеческий феномен (есть у всех народов), но при этом нет и не было! никакой «культуры вообще»одинаковой для всех народов (общечеловеческой),она всегда существует в исторически конкретной форме
Слайд 3
Этимология понятия «культура»
Термин от лат.-означал возделывание земли, ее
культивирование человеком
В средние века слово «культура» отождествля-лось с городским,
т.е.= (цивилизованным укладом жизни)
Важный вклад внесла эпоха Возрождения, заложив начало новой гуманитарной, светской культуре обращенной к человеку и исходящей от него («Человек- творец культуры»-девиз ее)
В Новое время слово культура получает двойное значение: как все созданное людьми, как уровень просвещенности, образованности, воспитанности
Слайд 4
С ХХ века термин культура стал активно исполь-зоваться
в различных науках, в быту, в обществе
В ХХ в.
возник раздел философия культуры. В отличие от др. наук именно ФЛС может дать ответ на вопросы: Что такое К; В чем ее сущьность и какова ее роль в развитии общества?
Существует более 250 определений К. в лит-ре.
Сегодня в широком смысле: К.- это все, что соз-дано обществом физическим и умствен. трудом, и что выражено в предметно-ценностной форме.
В узком см. К.- понимают как деятельность чело-века в разных сферах жизни (виды культуры: политическая, правовая, нравственная, худ-эстет, физическая).
Слайд 5
Структура и сущность культуры:
Выделяют материальную(вторична) и духовную (первична)
культуру.
Культура как система состоит из элементов:
Язык(главный), традиции, обычаи, ритуалы,
вера, навыки и всевозможные ценности(духовные и материальные)
Сущность К.- не в производстве разнообразных материально-духовных ценностей (это внешняя форма существования К.), а в саморазвитие, в окультуривании человека (внутренняя форма) с первобытных времен до нашего времени.
Слайд 6
Функции культуры(ее роль в обществе):
-регулятивная(оккультуривает людей)
-коммуникативная(«диалог культур»)
-семиотическая(означивающая)
-воспитательная
-репродуктивная(восспроизводит себя)
-информативная(передача
культ-исторического опыта)
Слайд 7
Понятие цивилизации
От (лат. община, общественный, гражданский)
В сред. века
под Ц.- понимали городской уклад жизни, а с эпохи
Просвещения так стали называть развитое, буржуазное общество и прогрессивных, образованных людей.
В 19 в. в концепциях многих ученых Ц. стали обозначать определенный этап в развитии Общес-тва. При этом Ц. –исторически «младше» К., т.к. образуется позже К. на ее основе (с нач. рабовлад. эпохи)
По Энгельсу: «Ц.- это ступень развития чел-ва, наступившая после периодов дикости и варварства, связанных с первобытно- общинным строем»
Определение Ц.- это социо-культурное образование
Слайд 8
Данилевский Н. Я. (1822-1885)
Слайд 9
Культурно- исторические типы- это действительные и становящиеся цивилизации:
египетский – первичный,
китайский,
халдейский (ассиро-вавилоно-финикийский),
индийский,
иранский –
первичный,
еврейский – одна основа (религиозная),
греческий – одна основа (культурная),
римский,
аравийский,
германо-романская,
славянская.
Выделял три стадии: зарождение (длительная), расцвет(самая корткая), одряхление(умирание)
Слайд 10
Концепция Освальда Шпенглера (1880/1936)
В соч. «Закат Европы» выде-ляет
9 культурно-цивилизац. образований:
Индийская
Китайская
Вавилонская
Египетская
Античная
Арабская
Западноевропейская
Восточно-славянская (в стадии становления)
Слайд 11
Выводы Шпенглера:
Проанализировал соотношение К. и Ц., где Цивилизация-
есть последняя заключитель-ная стадия(зрелости) в развитии культуры, на которой
К. исчерпывает свой творческий потенциал и умирает.
Любая локальная К. способна породить жизнеспособную Цивилизацию.
Время жизни К.-1000 или 1500 лет
Слайд 12
Арнольд Тойнби «Постижение истории»
Ввел различие западно-христианской и восточно-хрис-тианской
(православной) Цивилизаций;
Он считал, что развитые Ц, применяя те или
иные новшества «бросают вызов» другим Ц. Тогда, чтобы выжить и не быть завоеванными менее развитым Ц. не-обходимо бороться, перенимать опыт, т.е. организо-вывать «адекватный ответ» на вызов.
Он считал, что Запад постоянно бросает вызовы, а Рос-сия (СССР) вынуждена отвечать на них (в науке, кос-мосе, обороне т.д.) Важно не отстать в НТРазвитии, ибо это угроза для утраты государственности и самосто-ятельности в политике, экономике.
Слайд 13
Варианты деления общества на Цивилизации:
1.На основе историко-временной периодизации
(античн, средневековая, современ-я Ц.)
2.Регионально-этнический принцип деления Ц.
3.Формационный или социально-классовый
принцип (модель Маркса-5 ОЭФ)
4. На основе специфики религиозно-духовной Жизни( Христианский мир, мусульманские Ц.)
5.На основе НТРазвития и господства определ-й технологии (модель Д. Белла)
Слайд 14
Модели общественного развития в ХХ в.
Слайд 17
Карл Ясперс (1883-1969)
Духовная ситуация эпохи (1931);
Философия (1932);
Философская вера
(1948);
О происхождении и цели истории (1949);
Философская вера и откровение
(1962);
Шифры трансценденции (1970)
Слайд 18
Эпохи истории человечества по Ясперсу
Доистория – нет человека
5000
лет назад- Начало истории реализуется через истории локальных цивилизаций
древности
Между 200-800 гг. до н.э.- Осевое время!!!(термин его)
Возникают философская вера и мировые религии
(Вера в то, что человечество имеет единые истоки и единый общий для всех путь развития.)
XVI-XX века- Эпоха Научно-технических революций
Первая половина XX века- Мировая история
Слайд 19
Соотношение культуры и Цивилизации
Парадокс в том, что Цивилизация
младше К., но при этом «шире» К. В структуре
Ц. есть:
Культура (базовая основа)
Орудия и средства труда или Техника;
Наука и Совокупность общественных учреждений, институтов, организаций;
Информационные системы и современные технологии (визитная карточка соврем Ц.)
Общее у Ц. и К. то, что это явления: глобальные, всемирно-исторические, «вторичные» по своей природе, т.е. искусственные образования (порождены людьми)