Слайд 2
Средства выразительности:
Живопись
Музыка
Линия
Композиция
Ритм
Колорит
Фактура
Мелодия
Форма
Ритм
Темп
Гармония
Тембр
Слайд 3
Система жанров в музыке
Культовая музыка
Светская музыка
Вокальная
Инструментальная
Вокально -инструментальная
Музыкальный
театр
Слайд 4
Первобытный мир
Первобытный мир
Синкретизм
Связь с магией
Камень,
тростинка, лук (ударные, духовые, струнные инструменты)
Слайд 5
Гомер – Аэды, «Илиада», «Одиссея»,
гекзаметр.
Сафо – Лирическая поэзия.
Пифагор –
Музыкальная теория: интервалы,, консонансы, диссонансы
Дионис - Дионисии, театр, комедия, трагедия, катарсис.
Античный мир
Слайд 6
Средние века
Религиозность
Каноничность
Символизм
Анонимность
Григорианский хорал
Месса
Папа
Григорий
Гвидо д Ареццо
Черты
Жанры
Люди
Слайд 7
Григорианский хорал
Канонический латинский текст
Мужской хор – унисон
Пение a
capella
Медленный темп
Одинаковые длительности
Узкий диапазон
Слайд 8
Полифония
Многоголосие (до 36 голосов)
Все
голоса равноправны
Величие мироздания и Божественного бытия
Слайд 9
Светская музыка
Трубадуры
Миннезингеры
Жонглеры
Ваганты
Замок, рыцарский турнир, Городская площадь
Вокально-инструментальная и инструментальная
музыка
Слайд 10
Ренессанс
Гуманизм
Рационализм
Индивидуализм
Ориентация на античность
Мадригал
Инструментальная
музыка
Опера
Палестрина
Милано
Лассо
Черты
Жанры
Люди
Слайд 11
Мадригал
Главный жанр эпохи Возрождения
Песня светского содержания
На
родном языке
На стихи известных поэтов
Мелодия выражает чувства человека и
отображает явления природы
Гомофонное изложение
Слайд 12
Лютня
Главный инструмент Ренессанса
Использовалась
в вокально – инструментальной и инструментальной музыке
Самым популярным
лютневым композитором был Франческо да Милано, издавший почти 70 сборников пьес для лютни.
Слайд 13
Джованни Палестрина
Глава итальянской школы
Мелодичность и светлое мироощущение
Автор первой авторской мессы («Месса
Папы Марчелло»
Соединение полифонии и гомофонии
Орландо Лассо
Глава нидерландской школы
Вокальная музыка
Мастер «строгой полифонии»
Слайд 14
Опера
Возрождение античной трагедии
Флорентийская камерата
Винченцо Галилей
Первые оперы -
«Дафна», «Орфей»
Гомофонное изложение
Слайд 15
Барокко
Динамичность
Контрасты
Пышность
Сложность формы
Циклические формы
Концерт, сюита
Оратория,
опера
Вивальди
Гендель
Бах
Пышность
Динамизм
Контрастность
Эмоциональность
Черты
Жанры
Люди
Слайд 16
Циклическая форма
(многообразие и сложность мира)
Концерт для инструмента
с оркестром - быстрая, медленная, быстрая части; контраст тембров
солиста и оркестра tutti
Сюита - контрастные части – танцы (аллеманда, сарабанда, куранта, жига) – меняется темп и размер
Concerto Grosso
Слайд 17
Антонио Вивальди
Создатель жанра концерта
Автор более 1000
произведений
Главный музыкант собора Св. Марка в Венеции
Руководитель женского
струнного оркестра
Главное произведение – цикл концертов для 2х скрипок и оркестра «Времена года»
Слайд 18
Георг Фридрих Гендель
Самый яркий представитель музыки
барокко
Создатель жанра оратории
Писал в жанре оперы, оратории, кантаты, концерта,
сюиты
Грандиозность, пышность, контрастность, яркость звучания. Простота языка.
Оратория «Мессия», Сюиты «Музыка фейерверка» и «Музыка на воде»
Слайд 19
Иоганн Себастьян Бах
Работал во всех жанрах,
кроме оперы
Сложность языка, величие бытия
Тяготение к полифонии
Абсолютная гениальность, перешагнувшая
рамки стиля и времени
«Страсти по Иоанну и Матфею», Токката и фуга ре – минор, Бранденбургские концерты, Сюита си – минор, «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги»
Слайд 20
Классицизм
Динамичность
Контрасты
Пышность
Сложность формы
Соната
Симфония
Опера
Квартет
«Венские классики»:
Гайдн
Моцарт
Бетховен
Ясность формы
Гармоничность
Обобщенный
образ
Идеализация
Черты
Жанры
Люди
Слайд 21
Сонатно – симфоническая форма
Единый состав симфонического оркестра
Форма
сонатного allegro (Экспозиция, разработка, реприза, главная и побочная партии)
Соната
– 3 части
Симфония – 4 части
Универсальная интонация, построенная на устойчивых ступенях лада
Слайд 22
Йозеф Гайдн
Систематизация симфонического оркестра
Создание классических образцов сонаты, симфонии
и квартета
Оптимизм, ясность и жизнеутверждающее звучание
Лондонские симфонии, квартеты, оратория
«Создание мира», сонаты и концерты для различных инструментов
Слайд 23
Вольфганг Амадей Моцарт
Создание совершенных образцов в жанре
сонаты, симфонии, оперы и мессы
Создание музыкальной драмы
Воплощение идей немецкого
Просвещения
Совершенство формы, прозрачность оркестровки, блестящая мелодия
Сочетание классической простой формы и глобальной общечеловеческой идеи
«Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», симфонии 40 и 41, сонаты и концерты для разных инструментов, «Реквием»
Слайд 24
Людвиг ван Бетховен
Воплощение идей Великой Французской революции
Расширил
диапазон музыкальной тематики
Создал тип героико – драматической симфонии
Новатор
в области музыкального языка
Позднее творчество близко идеям романтизма
5 и 9 симфонии, концерты для фортепиано, опера «Фиделио», сонаты «Патетическая», «Лунная» и «Аппассионата»
Слайд 25
Романтизм
Динамичность
Контрасты
Пышность
Сложность формы
Романс , романтическая
опера, инструментальная миниатюра, симфоническая поэма
Шопен, Лист, Шуберт, Бизе, Паганини, Пуччини, Верди, Римский – Корсаков, Чайковский
Эмоциональность
Динамизм
Конфликт героя с миром
Черты
Жанры
Люди
Слайд 26
Глубокий психологизм, богатство внутреннего мира человека
Связь с литературой
(баллада, поэма, вокальные циклы) - программная музыка
Новая – романтическая
опера
Создание национальных музыкальных школ
Национальная мелодика
Нарушение классической формы, обогащение гармонии
Темповая и динамическая свобода, приоритет гармонии
Слайд 27
Франц Шуберт
Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»
Фортепианная миниатюра
(вальсы, экспромты)
Простота и доступность музыкального языка
Фридерик Шопен
Композитор одного инструмента
– фортепиано
Классическая форма и романтическое содержание
Создатель новых жанров – концертного вальса, ноктюрна, прелюдии, этюда
Яркость и изящество мелодии, тонкость и яркость эмоций
Слайд 28
Петр Чайковский
Представитель неоромантизма
Работал во всех жанрах
Новатор в области
балета, оперы, симфонии
Раскрыл богатый внутренний мир человека (от лирической
задушевности до глубочайшей трагедии)
Богатство мелодии и яркая образность
Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Первый концерт для фортепиано с оркестром, 4, 5, и 6 симфонии, , Увертюры – фантазии «1812 год». «Ромео и Джульетта»
Слайд 29
Николай Римский – Корсаков
Автор 15 опер различной тематики
Сказка,
русская история, известные литературные произведения, картины Востока,
Изобразительно –
живописный характер музыки
Новаторство в области гармонии
Педагог многих композиторов (Я. Витолс)
«Шехерезада», «Царская невеста», «Золотой петушок», «Садко»
Слайд 30
Импрессионизм
Динамичность
Контрасты
Пышность
Сложность формы
Музыкальный пейзаж
Картины
- фантазии
Дебюсси
Равель
Стремление передать мимолетное впечатление
Черты
Жанры
Люди
Слайд 31
Приоритет звуковой красочности
Поиск необычайных оркестровых звучаний и
гармоний (старинные лады, пентатоника, политональность и атональность)
Постоянная изменчивость ритмического
рисунка, темпа, тембра отображает изменчивость настроения
Импровизационный характер произведений
Главная задача – возбудить фантазию слушателя, активизировать его воображение