Слайд 2
Цирк – от латинского слова
circus — круг, вид зрелищного искусства. Также цирком называется и
само специальное здание для проведения этих представлений.
Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных. Цирковая труппа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, но как и ранее большую роль играет бродячий цирк.
Слайд 3
У древних римлян словом «цирк»
( «круг», «круглое здание») называлось открытое сооружение в виде
вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов, травли зверей. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.
Слайд 4
Цирк современного типа появился впервые лишь
в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились
два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.
Слайд 5
Первый стационарный цирк в России
был открыт Жаком Турниером в 1827 году в Санкт-Петербурге.
Затем строились стационарные цирки в Ярославле (1850), Москве (1853), Туле (1854). Представления в них давались иностранными труппами. Русский стационарный цирк был впервые построен братьями Никитиными в августе 1873 года в Саратове. Он до сих пор считается одним из лучших в России.
Слайд 6
Во время Великой
отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон.
Многие цирковые здания были уничтожены вражескими бомбежками, пожарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, распадались номера и аттракционы.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нём не голодали.
С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях.
В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска.
Слайд 7
Современные цирковые искусства включают клоунаду,
акробатику, эквилибристику (удержание равновесия при неустойчивом положении тела, на
проволоке, шаре), жонглирование, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, пантомиму, интермедию и др.
Цирковые специальности, помимо работы с животными, включают в себя разнообразные акробатические и гимнастические дисциплины, в том числе: хождение по канату, воздушную гимнастику, например, номера на трапеции, воздушных полотнах и различные наземные упражнения.
Слайд 8
Клоунада — наиболее сложный цирковой жанр.
Клоун мастерски владеет несколькими дисциплинами, и его участие в
«чужих» номерах — популярное явление в любом цирке.
Самые известные клоуны в СССР и России – Михаил Румянцев, Олег Попов, Юрий Никулин, Юрий Куклачев, Леонид Енгибаров.
Слайд 9
Михаил Румянцев
(сценический псевдоним - Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся
советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР.
Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Сергеевич Румянцев проработал в цирке 55 лет, в его помощниках начинали свою карьеру такие артисты как Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.
Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер.
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии.
В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством Карандаша в Московском Государственном Цирке. Затем образовал творческий дуэт с другим помощником клоуна Карандаша Михаилом Шуйдиным. Дуэт Никулин‑Шуйдин просуществовал довольно длительное время и пользовался большим зрительским успехом.
Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное "бревно".
Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снялся более чем в сороках фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.
СССР и России много цирковых династий, которые передавали свое
цирковое искусство из поколения в поколение.
Династия клоунов и дрессировщиков Дуровых.
дрессировщиков Филатовых.
Слайд 13
Династия дрессировщиков Запашных.