Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………................3
Глава 1. Этическая категория «цзюнь-цзы» как одно из
центральных понятий философского учения Конфуция ……..……………………………...6
1.1. Категория «благородного мужа»
в системе конфуцианства……..........6
1.2. Образ «благородного мужа» в аспекте китайской культуры………….18
Глава 2. Образ «благородного мужа» в концептосфере китайского языка ………………………………………………………………………………………..26
2.1. Интерпретация концепта «благородный муж» в языковом сознании китайцев…...……………………………………………………………………..…26
2.2. Специфика фразеологического выражения концепта «благородный муж»………………………………………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………………….43
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….45
Слайд 3
Объект исследования - этнопсихологические представления китайцев в традиционной китайской культуре
Предметом исследования является
категория « благородного мужа» в системе конфуцианства
Цель исследования: на
основе анализа концепта «благородный муж» в структуре этнопсихологических представлений китайцев проанализировать слова и фразеологические единицы с растительным компонентом, которые характеризуют благородного мужа.
Слайд 4
ЗАДАЧИ
проанализировать этнопсихологические представления китайцев в традиционной китайской культуре
-
проанализировать образ «благородного мужа» в аспекте китайской культуры
-
проанализировать, как эта категория интерпретируется, проходя через языковое сознание китайского народа
- отразить специфику идиоматического выражения исследуемого концепта
Слайд 5
Центральное место в конфуцианстве занимает понятие «благородного мужа»
(цзюнь-цзы) – образец нравственного, идеального человека, утверждающего нормы морали,
общественного идеала, призванные управлять государством во главе с Сыном Неба.
Благородный человек обладает «пятью добродетелями»五德 wŭdé,«удэ»: 仁 rén, «жэнь» («гуманность», «человеколюбие»), 礼 lĭ, «ли» («ритуал», «благопристойность», «этикет»), 义 yì, «и» («справедливость», «долг», «ответственность», «принцип»), 智 zhì, «чжи» («мудрость»), 信 xìn, «синь» («верность»).
Также выделяется категория 孝 «сяо» («сыновья почтительность»), в которой акцентируется внимание на важности исполнения сыновнего долга.
Слайд 6
«Четыре благородных» - 四君子 (兰 lán «орхидея», 菊
jú «хризантема», 梅méi «слива-мэйхуа», 竹zhú «бамбук»), а также 松sōng
«сосна» и многие другие растения олицетворялись с образом благородного мужа.
Слайд 7
ПРИМЕРЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
成竹在胸 chéng zhú zài xiōng с готовым
бамбуком в душе (в уме). В значении: иметь ясное
представление о способе решения задачи, иметь готовый план в голове, быть в полной готовности;
成竹在胸 chéng zhú zài xiōng с готовым бамбуком в душе (в уме). В значении: иметь ясное представление о способе решения задачи, иметь готовый план в голове, быть в полной готовности;
玉洁松贞yù jié sōng zhēn чистый белоснежный подобно яшме, стойкий подобно сосне. В значении: твёрдые моральные устои;
Слайд 8
松枝挂剑sōng zhī guà jiàn вешать меч на ветви
сосны. В значении: качества чрезвычайной верности и справедливости;
秋菊傲霜qiū jú
aò shuāng осенняя хризантема борется со снегом. В значении: о несгибаемом, принципиальном человеке
兰质蕙心lánzhìhuìxīn внешностью красив, как цветок орхидеи, а душою прекрасен, как её аромат. В значении: о человеке, прекрасном телесно и духовно;
Слайд 10
БИБЛИОГРАФИЯ
Алимов, И.А. Срединное государство. Введение в традиционную культуру
Китая: научное издание / И.А. Алимов, М.Е. Ермаков, А.С.
Мартынов. – М.: Муравей, 1998. – 288 с.
Аошуан, Тань. Культурная категория junzi в зеркале отношений человека и природы/ Тань Аошуан // Китайская картина мира: язык, культура, ментальность: сборник статей. – М.: Языки славянской культуры, 2004. –С. 168-177
Аошуан, Тань. Модель этического идеала конфуцианцев / Тань Аошуан // Китайская картина мира: язык, культура, ментальность: сборник статей. – М.: Языки славянской культуры, 2004. –С. 87-105
Барбенко Я.А. «Благородный муж» и социальный контроль // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2011. № 3. – С. 169.
Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае: научное издание / Л.С. Васильев. – 2-е изд. – М.: Восточная литература, 2001. – 488 с.
Васильев, Л.С. История религий Востока: научное издание / Л.С. Васильев. – 8-е изд. – М.: Университет, 2006. – 704 с.
Варова Е.И. Конфуцианская концепция «благородный муж» (цзюнь-цзы) как идеальный образ правителя // Вестник АлтГПА: психолого-педагогические и гуманитарные науки. – 2012. № 11. – С. 100.
Воркачев, С. Г. Культурный концепт и значение / С.Г. Воркачев // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. - Краснодар, 2003. - Т. 17, Вып. 2. - С. 268–276.
Го Синь-и. Телесный код в китайской фразеологии и его русское соответствие : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.22 : Москва, 2004 187 c. РГБ ОД, 61:05-10/649
Девятов, А.П. Практическое китаеведение: базовый учебник / А.П. Девятов. – М.: Восточная книга, 2007. – 544 с.
Демененко И.И. Конфуций. – М.: Кристалл, 1995. – С. 94.
Ерошина Т.А. Проблема человека в философии Древнего Востока // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. № 1. – С. 6.
Журавлева, Я.А. Моделирование семиотического пространства идиоматического знака (на материале китайских фразеологизмов типа чэнъюй): дис…канд. филолог. наук: 10.02.19: защищена 22.01.07: утв. 15.07.02 / Журавлева Янина Александровна. – Благовещенск, 2007. – 284 с. – Библиогр.: с. 154-180.
История Китая: учебник / А.В. Меликсетов; под ред. А.В. Меликсетова. – 4-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 752 с.