Слайд 2
Цель
Создание декоративного глиняного панно в технике «лепка
из пласта» на тему «Мифы Перми Великой»
Слайд 3
Задачи
Сбор материала:
История Пермского звериного стиля
Ознакомление с техникой «лепка
из пласта»
Эскизирование
Подготовка графического проекта
и проекта
в цвете
Выполнение изделия
Оформление работы
Подбор интерьерного
решения с готовой работой
Слайд 4
Актуальность темы
В современном мире с активными
темпами глобализации возникает проблема выживания культуры малых народов. В
современном пространстве обращение к этническим корням представляет собой ответ на
глобализацию, способ
сохранения традиционных
духовных ценностей,
качественно новый этап в
развитии национальной
культуры.
Слайд 5
Идея
Некогда зимы не было вообще. В
Парме было много всяких зверей и птиц, но еще
не было людей. На небе было два небесных светила Солнце – Шонди и Месяц – Месяö. У Шонди была дочь по имени
Зарань (Зарни-Ань), заря, она
вставала утром раньше
Шонди, а вечером ложилась
спать позднее её и
следила, чтобы огонь
Шонди никого не сжёг.
Слайд 6
Пермский звериный стиль
разновидность звериного стиля, бронзовой
художественной пластики VII в. до н. э. — XII
в. н. э. лесной и лесо-тундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби.
Слайд 7
Металлургами пермского звериного стиля были женщины,
в пользу такой версии говорят находки литейных формочек в
женских захоронениях.
Слайд 8
Наиболее древние предметы быта, относимые к «пермскому звериному
стилю», датируются VIII—III до н. э.
Костяные и роговые
гребни оформлены фигурками птиц и других животных. Часто это изображение лося, оленя, коня или хищной птицы.
Слайд 9
В эпоху раннего железного века расширяется не только
материал, на котором изображаются животные; бронзовые булавки, браслеты, подвески
гривны несут в себе изображения новых животных: змей, волков, собак, медведей.
Слайд 10
Мотивы «пермского звериного стиля» отдалённо перекликаются с подобными
темами встречающимися по миру, например, в Мексике, а также
распространены в стилизованных изделиях современных мастеров.
Изучение Пермского звериного стиля началось в конце XIX — начале XX в.
Слайд 14
Проектирование
Выполнение чертежа на планшете в карандаше с указанием
размеров
Слайд 15
Проектирование
Выполнение проекта на планшете в цвете гуашью
Слайд 16
Ресурсы проекта (оборудование, материалы, инструменты)
Глиняное тесто
Шликер
Рабочий стол
Скатерть
Скалка
Рейки
Стеки
Нож
ДВП
Бечёвка
Рамка
Дрель
Слайд 17
Выполнение изделия в материале
Подготовка глиняного теста: сначала глину
несколько раз проминают вручную для придания однородности и устранения
пузырьков воздуха, затем раскатывают скалкой до одинаковой толщины с помощью реек
Пласт для основы раскатывается толщиной 0,8мм, пласт для налепов – 0,5мм
Выполнение деталей панно из пласта: на готовый пласт накладываются вырезанные из бумаги детали и аккуратно вырезаются.
Вырезанные детали, согласно проекту, соединяют с помощью шликера
Слайд 18
Выполнение изделия в материале
Сушка готового изделия произволится на
фанере (дли лучшего проведения влаги) под ветошью (для развномерного
высыхания)
Утельный обжиг
Слайд 19
Обжиг керамики: основные правила
Изделия ставят в холодную камеру
Постепенно
медленное повышают температуру
Выдерживают в печи длительное время
Постепенно
понижают
температуру.
Слайд 20
Режим утельного обжига:
Сушка изделия: t⁰ медленно возрастает- 1-2
часа - до t 150 – 200 ⁰
Подъём
t⁰ с интервалом 1 час
до конечной t⁰ 900⁰-1000⁰ в
течение 4-6 часов.
Примерный режим: 400⁰- 600⁰-800⁰-950*
Выдержка на последней 1 час .
Изделия остывают в печи.
Слайд 21
Процессы при обжиге
До 100 ⁰ С - окончательная
сушка
200 ⁰ С - начало удаления химически связанной воды.
400
⁰ С - выгорание органических примесей, начало разложения минералов глины, продолжение удаления химически связанной воды.
600 ⁰ С - фазовое преобразование кварца
850 ⁰ С - спекание черепка с приобретением достаточной прочности.
950 ⁰ С - обретение прочности черепка с уплотнением (огневая усадка).
1050 ⁰ С - окончательное спекание черепка.
Слайд 22
Выполнение изделия в материале
Роспись изделия глазурями производится синтетическими
кистями по проекту
Толщина глазурного слоя 1,5-2мм, что достигается в
2-3 нанесения, глазурь должна лежать равномерно
Декоративный глазурный обжиг
Слайд 23
Режим глазурного обжига
Прогрев печи до 200⁰С: при этой
температуре выдержка 30 мин.
Ставим 400⁰, прогрев, выдержка 15 мин.
Ставим
600⁰, прогрев , выдержка 15 мин.
Ставим 800⁰, прогрев , выдержка 15 мин.
Ставим 900⁰, прогрев , выдержка 15 мин.
Ставим 1000⁰, прогрев , выдержка 45мин.
Выключаем печь .
Изделия остывают в печи.
Слайд 24
Выполнение изделия в материале
Сборка панно производится так же
по заранее подготовленному проекту.
В данной работе для сборки
были использованы: багет, двп (покрашенная в тёмно-синий цвет), бечёвка, дрель