Слайд 2
ФЕДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ
Ф. О. Шехтель (1859-1926) - один
из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и
европейском зодчестве. Обычно проектировал в формах древнерусского, романского и готического искусства. Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
Слайд 3
ПОВОРОТНЫМ МОМЕНТОМ В ЕГО АРХИТЕКТУРНОЙ КАРЬЕРЕ СТАЛ 1893
ГОД, КОГДА ОН ПОЛУЧИЛ КРУПНЫЙ ЗАКАЗ НА ОСОБНЯК КУПЦА
С. Т. МОРОЗОВА (ОФОРМЛЯЛ СОВМЕСТНО С М. А. ВРУБЕЛЕМ).
Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге.
Слайд 4
Архитектурную деятельность начинал помощником московских архитекторов.
Первые его работы - усадьбы в Московской, Ярославской и
Рязанской губерниях, а также проекты интерьеров московских особняков. С 1908 года состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов.
Слайд 5
В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище
живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже
1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Ф.Ш.» или «Финь-Шампань».
Слайд 8
Другие известные работы архитектора в
столице: народные дома в русском и нерусском стилях (1897
и 1902); здание МХТ (1902) в Камергерском переулке, «готическая» дача И. В. Морозова (1895) в Петровском парке; особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице; собственный дом в Ермолаевском переулке (1896); торговый дом В. В. Аршинова на Большой Ордынке (1899); дом Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901); Ярославский вокзал (1902-1904); доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904-1906); собственная дача в Кунцеве (1905) и дача Левенсона.
Слайд 9
БОКОВОЙ ФАСАД КОНЮШЕН НЕСОХРАНИВШЕЙСЯ ДАЧИ МОРОЗОВА В ПЕТРОВСКОМ
ПАРКЕ В МОСКВЕ. (1895Г.)
Слайд 11
ПРИЗОВЫЕ КОНЮШНИ И МАНЕЖ И. В. МОРОЗОВА ВО
ДВОРЕ ВЛАДЕНИЯ.
Слайд 12
В 1882 году Федор Шехтель стал сотрудничать как
театральный художник со знаменитым антрепренером М.В.Лентовским. В этом году
он оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 годусделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие большой успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы Шехтель оформил спектакли «Чёрт на Земле», «Курочка— золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге. Параллельно он выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра.
Слайд 13
ОСОБНЯК М. С. КУЗНЕЦОВА НА МЯСНИЦКОЙ УЛИЦЕ
Важное место
в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году
был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т.С.Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень. В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.
Слайд 14
СОБСТВЕННЫЙ ДОМ В ЕРМОЛАЕВКОМ ПЕРЕУЛКЕ (1896) НЫНЕ ДОМ-
ПОСОЛЬСТВО УРУГВАЯ В РОССИИ.
Официальное право ведения строительства было получено
Федором Шехтелем 26 января 1894 года. Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры». В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью.
Слайд 15
ОСОБНЯК МОРОЗОВЫХ, 1898, УЛИЦА СПИРИДОНОВКА, Д 17
В
1901 году он подал прошение на звание академика в
Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.
Слайд 16
В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие
из католичества и принял имя - Федор.
Слайд 17
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА ОСОБНЯК ДЕРОЖИНСКОЙ НАЦИОНАЛИЗИРОВАЛИ. В
НЕМ РАСПОЛАГАЛИСЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ НАРКОМПРОС ПОД РУКОВОДСТВОМ НАДЕЖДЫ
КРУПСКОЙ, НОРВЕЖСКОЕ ПОЛПРЕДСТВО, КИТАЙСКАЯ ДИПМИССИЯ, А С 1959 ГОДА ДО СЕГОДНЯШНИХ ДНЕЙ — ПОСОЛЬСТВО АВСТРАЛИИ.
Слайд 19
ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРОГАНОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИЛИЩА
Революция 1917 года принесла
архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю
поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Федор Шетель был назначаем на громко звучащие должности: в 1920 году - глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), председатель Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов.
Слайд 20
Одной из достопримечательностей
Ново-Переделкино считается так называемый «домик» архитектора Шехтеля «Теремок». К
сожалению, его красоту могут созерцать только те, кто закажет экскурсию в Москомнаследии. В этой организации сообщили, что внутрь дома попасть нельзя: экскурсия ограничивается только видами с наружи. Хотя в «Теремке» и существует комнатка с документами, повествующими о его истории и судьбе. А судьба «Теремка» не проста.
Слайд 21
С этого домика-теремка, можно сказать,
как с малого деревца получила своё развитие национально-романтическая ветвь
модерна в русской архитектуре. В конце Х1Х века Фёдор Шехтель, отходя от увлечения «готикой», изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой «русский стиль». Поэтому он, известный архитектор, автор особняков, промышленных зданий, торговых и доходных домов, и принял в 1900 году скромное предложение С.Я.Левенсона спроектировать ему дачу.
Слайд 22
РУССКОЕ ВХОДИЛО В МОДУ. В 1901 ГОДУ НА
МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ В ГЛАЗГО ПО ПРОЕКТАМ ШЕХТЕЛЯ БЫЛО СООРУЖЕНО
НЕСКОЛЬКО «ТЕРЕМКОВ-ПАВИЛЬОНОВ». ОНИ ПОХОДИЛИ НА ТОТ, ЗАТЕРЯВШИЙСЯ В ЧОБОТАХ, - ПЕРВЫЙ. ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ АНГЛИЧАНЕ НЕ РАЗБИРАЛИ ЭТИ ВРЕМЕННЫЕ СТРОЕНИЯ ЧЕТЫРЕ ГОДА, ДОГОВАРИВАЛИСЬ ОБ ИХ ПОКУПКЕ. СДЕЛКА ПОЧЕМУ-ТО НЕ СОСТОЯЛАСЬ.
Слайд 23
Федор Шехтель продолжал создавать новые проекты – Болшевского
оптического завода в 1920 Мавзолея Ленина в 1924 году,
Днепрогэса в 1925 году – они все были не приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду.
Слайд 24
Последние годы великого архитектора были полны лишений -
ему по ходатайству А.В.Луначарского назначили пенсию в 75 рублей,
которой не хватало на жизнь. Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.