Слайд 2
Поль Сезанн
1839 – 1906
Художественное наследие Сезанна составляет
больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других
произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути.
В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того — триумфом художника.
Слайд 4
Поль Сезанн родился во ФранцииПоль Сезанн родился
во Франции 19 январяПоль Сезанн родился во Франции 19
января 1839 годаПоль Сезанн родился во Франции 19 января 1839 года в городе Экс-ан-Прованс в семье состоятельного буржуа. В колледже Бурбон, в котором он учился, Поль подружился с будущим известным писателем Эмилем Золя.
Поль изучал право в университете Экса, но не окончил курса, решив целиком посвятить себя живописи. Отец Сезанна не был доволен выбором своего сына, однако, смирился с ним и оставил Полю значительную ренту, позволившую вести вполне безбедную жизнь.
После непродолжительного обучения в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса Сезанн отправился в Париж
Слайд 5
Ранние работы
Ранние работы Сезанна отличаются темпераментом, мрачными сценами
и признаками отсутствия профессиональной школы. По сюжетам их можно
отнести к романтизму, но сам выбор сюжетов определённо связан с серьёзными психическими проблемами автора.
Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ, и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения и явными признаками сложных и в высшей степени драматичных душевных переживаний.
Слайд 6
Увертюра к «Тангейзеру»
(Портрет сестры и матери) 1868
Слайд 7
Натюрморт с морской раковиной и черными часами 1869-70
Слайд 8
В Париже Сезанн познакомился с Камилем ПиссарроВ
Париже Сезанн познакомился с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом РенуаромВ Париже
Сезанн познакомился с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом Ренуаром, Клодом МонеВ Париже Сезанн познакомился с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом Ренуаром, Клодом Моне и Альфредом СислеемВ Париже Сезанн познакомился с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом Ренуаром, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Вместе с ними он участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 году в фотографическом ателье Надара в Париже.
Однако холодная реакция публики по отношению к работам Сезанна на этой и на последующей выставке импрессионистов 1877 годаОднако холодная реакция публики по отношению к работам Сезанна на этой и на последующей выставке импрессионистов 1877 года заставили его порвать с этой группой художников. Не оправдались надежды Сезанна выставить свои работы и в знаменитом Парижском салонеОднако холодная реакция публики по отношению к работам Сезанна на этой и на последующей выставке импрессионистов 1877 года заставили его порвать с этой группой художников. Не оправдались надежды Сезанна выставить свои работы и в знаменитом Парижском салоне, все его попытки были отвергнуты. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс.
Большое влияние на творчество Сезанна оказал Камиль Писарро. Они работали вместе в 1872—1873 годах. Большой педагогический дар Писсарро помог Сезанну в поисках его собственной неповторимой манеры живописи.
Слайд 11
Пейзажи Сезанна
Знакомство и совместная работа с Камилем Писарро
привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более
светлой, а мазки - раздельными. Влияние Писарро сказалось в том , что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений, и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени, и остаётся всегда таким же.
Слайд 12
Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей
Сезанна от пейзажей Писарро. Сезанна совершенно не интересуют разные
планы пространства. Он стягивает все планы в единое живописное поле, пытаясь выразить не множественность пространства, а его цельность и единственность.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Сезанн часто использует обратную и сферическую перспективу, чтобы как бы заглянуть в пространство извне, откуда-то из другого измерения.
В пейзажах Сезанна почти не встречаются абсолютно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон. Это единое пространство-время удивительно напоминает описание континуума Вселенной, созданное через несколько десятилетий в работах Альберта Эйнштейна по теории относительности.
Слайд 14
Индивидуальность
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни
художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия
были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям.
Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность - с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций.
Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности "осуществить" собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.
Слайд 15
Сезанну очевидно были свойственны многие страхи и
фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и
спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами.
В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира.
Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.
Слайд 17
Масленица (Пьеро и Арлекин) 1888
Слайд 19
В 1886 году после смерти отца Сезанн переселился
в Экс-ан-Прованс, который больше почти не покидал.
Слайд 25
Признание пришло к Сезанну уже около 1900 годаПризнание
пришло к Сезанну уже около 1900 года. Его картины были
представлены на Всемирной выставке в Париже. Он пользовался особенно большой популярностью у молодого поколения художников.
Поль Сезанн умер 22 октябряПоль Сезанн умер 22 октября 1906 года в Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни, связанной с простудой при работе над очередной картиной.
Слайд 28
Гора Сент-Виктуар и Черный замок 1904-06
Слайд 30
Можно сказать, что Сезанн стремился и смог
соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм
и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.
Именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.
Главное при восприятии картин Сезанна — не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
Суть своего подхода он определял как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей.
«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду.»
«Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено.»
Слайд 32
Анри де Тулуз-Лотрек
1864 – 1901
Граф Анри́ Мари́
Раймо́н де Тулу́з-Лотре́к-Монфа́
( 24 ноября 1864, Альби, Альби —
9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда)
французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Слайд 34
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864
года в Альби, на юго-западе Франции. Он был единственным
ребенком в одной из самых знаменитых аристократических семей Франции.
Бабушка Анри сказала однажды: «Когда мои сыновья охотятся на дичь, это доставляет им сразу три удовольствия: подстрелить, съесть и нарисовать ее».
Родители Анри были двоюродными братом и сестрой. Детство Анри было омрачено болезнью. Браки близких родственников не могли не отразиться на здоровье потомства.
В 1878 году Анри, упав со стула, сломал левую ногу, а год спустя — правую. После этого ноги перестали расти; всю оставшуюся жизнь художник с трудом передвигался, опираясь на трость. Он никогда не стремился скрыть свои физические недостатки и сам первым подсмеивался над ними. Лотрек вообще не скрывал ничьих недостатков — это было законом его творчества.
Слайд 37
Графиня Адель за завтраком 1881
Слайд 38
В начале 1882 года Анри вместе с
матерью перебрался в Париж. Не стесненный в деньгах, он
сумел попасть в мастерскую необыкновенно популярного Леона Бонна. Бонна сказал ему: «Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки».
В том же году он перешел в мастерскую Фернана Кормона. Здесь он познакомился с Эмилем Бернаром, много писавшим впоследствии о Поле Гогене и Винсенте Ван Гоге. Сам Ван Гог, приехавший в Париж в 1886 году, тоже учился у Кормона, и Лотрек дружил с великим голландцем — вплоть до его отъезда на юг, в Арль.
В январе 1884 года Лотрек открыл собственную мастерскую. Мастерская находилась на Монмартре.
Слайд 40
Благодаря своей необычной внешности, Лотрек вскоре стал
известен всему Монмартру. Он отличался обаянием и живым умом,
делавшими его душой любой компании. Более того, уродливое тело не мешало художнику пользоваться расположением женщин, многие из которых находили Анри очень привлекательным.
В круг его друзей входили не только писатели и художники; там находилось место и очень странным персонажам. К людям, потерпевшим жизненное крушение, Лотрек относился с особой симпатией, чувствуя себя таким же изгоем, как и они. Близкую дружбу водил он и с многочисленными местными проститутками.
Один из друзей Тулуз-Лотрека вспоминал, что «он обладал даром притягивать к себе людей. Он никогда никого не обидел словом и никогда не выставлял напоказ свой ум». Правда, алкоголь, которым Лотрек злоупотреблял, сильно менял его — в состоянии опьянения он становился невыносимым.
Слайд 44
В зрелом возрасте рост Лотрека едва достигал
150 сантиметров, но, поскольку в те времена люди были
в среднем на десяток сантиметров ниже наших современников, художника не считали карликом (с таким ростом тогда даже призывали служить в армию).
Его голова была непропорционально большой, и создавалось впечатление, что тело взрослого мужчины поставлено на детские ноги.
Денег Лотреку хватало, но он мечтал о художнической славе и пытался продавать свои работы. Одним из первых покупателей его картин был брат Ван Гога, Тео.
Критики довольно благосклонно относились к его творчеству, но известность среди широкой публики принесла Лотреку не живопись, а его «сопутствующие» труды — декорации и костюмы к спектаклям, рекламные плакаты, обложки для нотных изданий и т. д. В 25-летнем возрасте он по-настоящему прославился в качестве автора афиши к выступлениям в «Мулен Руж» знаменитой Ла Гулю.
Слайд 49
Его моделями были танцовщицы «Мулен РужЕго моделями
были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и
Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
Образ жизни художник вел очень рассеянный; это и стало причиной его ранней смерти. К своим 30 годам он был законченным алкоголиком и страдал от сифилиса. Друзья старались помочь ему. Несколько раз они устраивали Лотреку поездки в Лондон, но по возвращении он всякий раз принимался за старое.
Слайд 56
В начале 1899 года мать Анри настояла
на том, чтобы сын лег в психиатрическую лечебницу, расположенную
неподалеку от Парижа. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.
Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье. Он продолжал писать, но работа шла вяло и медленно. Вскоре художник снова запил.
Слайд 57
Фотография 1898 г.
На побережье в Ле Крото, Пикардия
Слайд 59
Проведя зиму 1900—01 годов в Бордо, он
в апреле 1901 года возвратился в Париж, и начал
приводить в порядок свои дела, завершив ряд незаконченных картин и подписав те работы, которые считал достойными внимания. Один из его приятелей писал, что в Париж художник приехал «исхудавшим, слабым, с плохим аппетитом, но сохранившим разум и присутствие духа».
15 июля Лотрек в последний раз покинул Париж. В августе, на атлантическом побережье, его настиг инсульт, парализовавший половину тела. Его мать,Графиня Адель, жила в то время в замке неподалеку от Бордо, и художник попросил ее забрать его к себе. Там он и скончался 9 сентября 1901 года, в возрасте 36 лет.
Слайд 60
При жизни критика была в основном настроена
недоброжелательно по отношению к Тулуз-Лотреку и его творчеству. Мода
на Лотрека стала появляться через несколько лет после его смерти.