Слайд 2
Рафаэлло Санти родился
6 апреля 1483 г. в
Центральной Италии в городке Урбино.
Отец, Джованни Санти, -
художник, поэт при дворе герцога Урбинского.
После смерти обоих родителей его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.
Сильное влияние оказал Пьетро Перуджино.
Слайд 3
Первой (задокументированной) работой – запрестольный образ для церкви
Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло.
Образ посвящен святому Николаю Толентинскому (1500-1501). Пострадал
во время землетрясения в 1789 г., сохранились лишь фрагменты.
Слайд 4
1504 г. переезжает во Флоренцию учиться у Леонардо
да Винчи и Микеланджело.
«флорентийский период» более 4х лет.
заказы частных
клиентов и одна религиозного характера - запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции.
Слайд 5
парный портрет богатого ткача Аньоло Дони и его
жены Маддалены.
Слайд 6
«Ангел»
умение изображать небесные создания, передавая сочетание земного и
божественного
Слайд 7
Завязывает новые знакомства с местными художниками – Фра
Бартоломео – ведущий флорентийский художник после отъезда да Винчи
и Микеланджело.
под влиянием Бартоломео лёгкий и изящный стиль Рафаэля меняется и становится более величественным и мощным.
Бартоломео Фра - Мистическое обручение св. Екатерины
Слайд 8
1508 г. переезжает в Рим (по приглашению архитектора
Донато Браманте )
нанимает на работу папа Юлий II –
оформлением папских покоев в Ватиканском дворце– поворотный пункт в судьбе - занял выдающееся положение и стал первым художником Рима.
Станца делла Сентьятура. 1508—1511 гг.
Ста́нцы Рафаэля («комнаты Рафаэля») — помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля.
Слайд 10
Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно
9 на 6 м). Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким
образом в каждой из станц их по четыре. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.
Слайд 11
Тема росписи — духовная деятельность человека.
Фрески представляют
четыре её области:
«Афинская школа» — философию,
«Диспут» —
богословие,
«Парнас» — поэзию и музыку,
«Добродетели и закон»— главные гуманистические и христианские добродетели.
Слайд 12
Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская
школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля
в частности.
Слайд 13
В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще
и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к
небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом.
Слайд 14
На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от
Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в
окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело),Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).
Слайд 16
Фреска «Диспут» — это не столько беседа о таинстве
причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах,
изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие.
Слайд 17
«Парнас» (великие поэты и музыканты)
Слайд 18
Фреска «Парнас».
В центре — Аполлон (бог искусств и предсказаний)
, играющий на лире. Вокруг него девять муз и литераторы
— античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте,
Петрарка, Сапфо и другие,
справа Теренций, Ариосто, Овидий,
Гораций, Боккаччо и другие.
Слайд 20
«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА» 1512-1513
В Риме Рафаэль написал около десяти
Мадонн.
Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна».
Эту
картину заказали монахи церкви Св. Сикста. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. В этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.
Слайд 21
Последним шедевром мастера является величественное «Преображение»(1518—1520), картина, в
которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в
соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.