Слайд 2
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе.
Анализ положений
о детском творчестве известных отечественных ученых – Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной формулирует художественное творчество детей как:
Слайд 3
создание субъективно нового (значимого, прежде всего, для ребенка)
продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра);
создание (придумывание) к
известному ранее неиспользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.д.;
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);
проявление инициативы во всем.
Слайд 4
Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют
его значение для формирования личности ребенка?
Педагог В.Н. Шацкая считает, что в
условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видам искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
Слайд 5
Исследователь детского творчества Е.А.Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком отражающей
действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе
воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
Слайд 6
А.А.Волкова утверждает, что воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие
на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум
(знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество.
Слайд 7
Возрастные особенности художественного восприятия зависят от физического и
психического развития ребёнка.
Одной из возрастных закономерностей восприятия дошкольниками и
младшими школьниками искусства является наивно-реалистический способ восприятия ими искусства.
Предпосылка (П.М. Якобсон, П.С. Писарский, Ю.Н. Петрова, И.С. Левшина и др.), - специфические возрастные личностные качества детей, как подражательность, эмоциональность, принятие нереального и сказочного за жизненную реальность.
Слайд 8
Данные черты восприятия связаны с определенной позицией дошкольников
и младших школьников в видении ими мира, других людей
и себя, называемой психологами (Ж. Пиаже) эгоцентризмом.
Его характеристики:
распространение собственного «Я» на воспринимаемые объекты,
неприятие точек зрения других людей,
принятие собственного восприятия с его иллюзиями за реальность.
Слайд 9
Ребёнок видит окружающее, руководствуясь, прежде всего смысловыми установками.
Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он
самостоятельно порождает новые.
Это находит свои проявления, например, в спонтанных вопросах и рассуждениях детей относительно таких универсальных категорий, как бытие и небытие, идеальное и реальное, жизнь и смерть, добро и зло, красота и безобразие и т.д.
Характерной чертой процесса развития восприятия у детей является его связь с художественным творчеством.
Слайд 10
Русский исследователь природы и закономерностей развития детского рисунка
Федор Иванович Шмит прослеживает возрастную эволюцию детского рисунка, весь
путь которого делится автором на несколько циклов.
http://mognovse.ru/bxf-detskie-risunki-kak-tekst-v-interpretacii-f-shmita.html
Слайд 11
Интерес к детскому творчеству возник у Ф. Шмита
не случайно. К середине 20-х годов XX века Федор
Шмит – искусствовед, академик ВУАН, директор Государственного института истории искусств в Ленинграде, уже создал оригинальную теорию циклического развития искусства, в которой разделил по проблемам всю историю искусства на циклы.
Стремясь добиться большей убедительности своей теории, Ф. Шмит параллельно попытался проверить свою гипотезу на материале детского художественного творчества. С этой целью в 1920 году Ф. Шмит создал в Харькове лабораторию по изучению этапов развития изобразительного мышления детей.
Слайд 12
дети также последовательно осваивали шесть художественно-пластических проблем, которые
осваивало человечество предшествующих эпох: проблему ритма, формы, движения, композиции, пространства
и света.
Основной вывод:
Слайд 13
Тексты-рисунки рассматривались Ф.Шмитом не с точки зрения художественности,
а как модель эволюции изобразительного мышления человечества.
Для 1-го цикла
развития характерен «рефлекторно-двигательный рисунок при полном отсутствии сюжетности (изобразительности) и почти без участия зрения».
Он включает в себя следующие фазы овладения рисунком: первая — это движение руки в плечевом суставе, вторая — в локтевом, третья — движение кисти, четвертая — сокращение пальцевых мышц, пятая — обретение способности к вращательным движениям руки, что каждый раз дает разные графические следы от радиальных и кривых линий до замкнутых графических форм. Этот цикл детского рисования Ф. Шмит соотносит с палеолитом.
Слайд 14
2 цикл он связывает с началом овладения ребенком
речью, когда рефлекторные движения руки при рисовании становятся сознательно
обусловленными и нарочито исполненными. При этом рисунки создаются схематичными, выстраиваются вдоль плоскости листа по горизонтали; краски используются как носители цвета (открытые), не смешиваются; цвет — в символическом применении; раскраска — плоскостная. Этот цикл соответствует неолиту (по терминологии автора, — европейскому неизобразительному, шумерийскому, африканскому — египетскому и проч.).
Слайд 15
3 цикл исследователь соотносит с периодом полового созревания
— «второе детство». Рисование характеризуется вниманием к деталям форм
и попытками передать движение; ракурсы фигур отсутствуют, но применяются схемы кулисного изображения пространства и неуверенной «центральной перспективы»; цвет натуральный, но без светотени. Исторический аналог этому периоду Ф. Шмит видит в искусстве династического Египта, ассиро-вавилонской Месопотамии, Крита, Китая, Индии и проч.
Слайд 16
4 цикл автор называет «реалистическим» и описывает его
характерные признаки: изображение существующих предметов, по возможности близкое к
подлинному их виду; пристрастие к динамическому содержанию; трактовка фигур с максимальной детализацией, в ракурсе и в движении; пространственные изображения с разных точек зрения; моделировка светотенью, но без единого источника освещения. Циклу, по мнению ученого, соответствует искусство Древней Греции и Рима.
Слайд 17
Для 5-го цикла, по наблюдениям Ф. Шмита, свойственны
постановка и разрешение в рисунке всех живописных проблем передачи
трехмерного пространства на плоскости. Осваивается система прямой перспективы с тремя пейзажными планами, система воздушной перспективы с тональной моделировкой. Эти же проблемы решали художники эпохи Возрождения в Европе.
6 цикл связан с окончанием детства и вхождением во взрослую изобразительную деятельность (сюжетные или беспредметные картины). Это — уровень проблем взрослого искусства современности.
Слайд 18
Итак, отдельные исторические эпохи Ф. И. Шмит сопоставлял
со «стадиями» возрастного развития детского рисунка и рекомендовал соотносить
учебный материал из истории искусства и учебные задачи в детских занятиях рисованием с точностью до периодов, фаз и секунд.
Данная периодизация Ф.И. Шмита не является единственной. Существуют также периодизации Г. Кершенштейнера, А.В. Бакушинского, Г.В. Лабунской и др. На основе этих периодизаций построены многие современные исследования.
Слайд 19
Исследователь детского рисунка Георг Кершенштейнер, вычленив основные вехи,
по которым идет развитие у человека навыков рисования, в
конце ХIХ- начале ХХ в. распределил весь этот процесс на четыре ступени, соотнося их с возможностями периодов младенчества, детства, отрочества и юности (Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М., 1914).
Слайд 20
Психолог Выготский Л.С. анализируя этапы изобразительного творчества детей,
вслед за Кершенштейнером выделяет стадию каракулей (до 3-4 лет),
стадию схематических изображений (до 7 лет), стадию появления чувства формы и линии (до 10 лет), стадию правдоподобного изображения (до 10 лет), с 11 лет – стадию пластического изображения (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:СОЮЗ, 1997, 97 с.).
Слайд 21
Художник-педагог Галина Лабунская
http://igrateshka.ru/index.php/games/methodcabinet/1737-khudozhnik-pedagog-galina-labunskaya
Искусство и образование. - 1996. -№
2, с. 43-51
Слайд 22
Содержание:
От автора. О чем может рассказать детский рисунок?
Детский
рисунок как феномен художественной культуры.
Теоретические предпосылки изучения детского рисунка.
Изобразительное
творчество детей и подростков в европейской культуре.
Целостный художественно-педагогический метод анализа произведений детского творчества.
Детский рисунок - источник историко-культурного просвещения.
Музей детского рисунка Г.В. Лабунской.
Музей художественного творчества детей в контексте художественно-педагогического образования.
Музей детского рисунка в системе эстетического воспитания подрастающего поколения.
Заключение.
Приложение.
Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование - Ижевск: ERGO, 2007. — 164 с.: ил.
Слайд 23
Ученый-практик А. В. Бакушинский, выделяя стадии развития детского
рисунка, ставил их в зависимость от двигательной, двигательно-зрительной и
зрительной установки психики (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М., 1925).
Слайд 24
http://art-teacher.ru/archives/1253
семь ступеней эволюции изобразительных образов:
1 стадия – с
2-3 лет – бесформенных изображений (процессуальность);
2 стадия – с
3-5 лет – примитивных изображений (ассоциация следа, головоноги);
3 стадия – с 4-7 лет – схематических изображений (упрощенные изображения);
4 стадия – с 5-10 лет – правдоподобных изображений (головастики);
5 стадия – с 10-14 лет – пластических изображений (пропорционально-объемное видение);
6 стадия – с 13 лет – символических изображений (абстрактно-логическое видение);
7 стадия – индивидуального стиля (формируется с детства, может оформиться в подростковом возрасте и развиваться в юношеском, иногда, как озарение, открытие собственного стиля приходит в преклонном возрасте и др.), эта стадия не имеет границ, поскольку индивидуальность художника все время находится в развитии, поэтому и изобразительный авторский стиль претерпевает изменения.
Копцева Т. А. старший научный сотрудник ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования, член правления МТОО «Союз педагогов-художников», кандидат педагогических наук, доцент
«Возрастные особенности изображения собак в детском рисунке: на основе анализа экспонатов международной передвижной выставки детского рисунка «Собака-верный друг»»
Слайд 25
Тема
«Возрастные особенности восприятия картины ребенком»
Слайд 26
Для ребенка 2-3 лет :
осваивать музей
как необычную среду;
становится зрителем картин, с ограниченным
кругом задач (узнавание отдельных изображений объектов на картине- знакомые предметы, находящиеся на переднем плане, крупные и яркие, полностью видные) Такое зрительное восприятие соответствует и особенностям собственного графического творчества. В среднем между 2,5-3 годами ребенок переходит от каракуль к изобразительной стадии рисования, когда на листе бумаги появляются первые человечки « головоногие».
Слайд 27
Главное психологическое достижение на этой возрастной ступени
состоит в самом открытии, что изображение обозначает, является заместителем
реального объекта, которое можно опоздать.
Задачи 3-4 летнего зрителя картины усложняется- появляется познавательный аспект: важно сделать акцент на выделение значимых признаков, по которым объект опознается. Цвет – предметен, является признаком объекта. Эмоциональное переживание цвета как выразителя состояния предмета и отношения к нему придет после 5 лет.
Слайд 28
4-летнего ребенка важно учить рассматривать изображение, узнавая по
признакам, выделяя детали, проявляются эстетические чувства и понятия «красоты».
В
4-5 лет ребенка зрителя начинают интересовать взаимодействие персонажей, события, сюжет.
В рисовании проявляется в пространственной организации листа как мира, с линией земли внизу, линией неба наверху и сюжетным разворотом событий в виде фризовой композиции. Герои рисунка индивидуализированы, имеют хорошо читаемые, опознавательные признаки, активны и взаимодействуют друг с другом.
Слайд 29
В психической жизни ребенка наряду с непосредственными реакциями
усиливаются дистанцированные. Впечатления, полученные в залах музея, позже всплывают
в играх, фантазиях, рисунках. Развивается умение подражать и перевоплощаться, осваивается ролевая игра как средство познания и проживание нового опыта, что делает привлекательным для детей праздники-маскарады по мотивам сюжетов картин в музее. Рассматривая картины дети учатся опознавать действия и сюжет, с удовольствием слушают рассказы о мифологических героях. Взрослые отмечают небольшое отставание возможностей ребенка-зрителя от его способности выражать сложные события в собственном творчестве.
Слайд 30
Для 5-6 летнего ребенка характерно развитие эмоционального переживания
событий и образов картин с достаточно широкой и богатой
гаммой чувств, с морально-психологической эстетической оценкой. Появляется интерес к портретам , анималистической живописи, бытовому жанру. В изо увеличивается сложность и разнообразие тем и сюжетов рисунков, а так же становится заметна личная позиция ребенка-автора по отношению к своим произведениям. Цвет - символическим средством эмоциоанльно-оценочной характеристики героев. В этом возрасте ребенок становится полноценным зрителем искусства в музее, т.к. появляется эмоциональная, эстетическая и духовно-нравственная оценка событий картины.
Слайд 31
6-7 летнего зрителя увлекает сюжетное содержание картины и
его оценка, ему хочется фантазировать, проживает события вместе с
героями картины.
Рисование становится более повествовательным , свободным в выразительных средствах, композиционно усложняется. В разговоре с картиной, включать историко-культурный план. Ребенку важно логическое объяснение событий. Его интересуют различные сюжеты – мифологические, исторические, батальные.
В 7-8 лет у детей –зрителей усиливается интерес к системам построения картины, к их композиционной, пространственно-временной и событийной организации.
Слайд 32
Это проявляется и в рисунках. Ребенок открывает существование
параллельных миров. Этот период благоприятный для обретения навыков диалога
в общении по поводу искусства.
В 8-9 лет усиливается интерес к познанию, новой информации, фактам. Есть тенденция к затуханию собственной изобразительной активности. Важно расширять художественную эрудицию детей, знакомить их с разными видами искусства, жанрами, школами, именами художников.
В 10-11 лет «естественный кризис» детского рисования. В это время ребенок начинает осознавать существование мастерства художника, появляется интерес к тому как выполнена работа.
Слайд 33
Это продолжается и в 13-14 лет когда растет
интерес к творческой личности и судьбе художника. В этот
период подростки читают биографические книги о художниках, им нравятся документальные произведения, в это время подростки могут выступать в роли экскурсоводов, лекторов. Продолжается интерес к технологии искусства.
Период 14-18 лет переходный к юношескому возрасту. У некоторых формируется осознанное обращение к художественному творчеству. Отношение к искусству в музее становится как к школе творческого духа и профессионального мастерства.
Слайд 34
Скольким авторам принадлежат рисунки?
1. «Военное судно»
3. «Кораблик»
2. «Футболисты»
4.
«Пейзаж»
Слайд 35
Основная литература (педагогика, психология)
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества.
– М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психология образования. - М., 2009. - С.65-87.
Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
Синкевич И.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.