Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва — 25 июня 1686, Москва)Талантливый художник и график, последний великий иконописец допетровской Руси, прочно соединивший древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным направлением.
Серебряный приказ при Оружейной палате. В 1657 г. ему
поручается поновить росписи одной из комнат кремлевского дворца, и с той поры уже ни один крупный заказ в Москве не обходится без Ушакова. В 1664 г. его особым указом переводят в Оружейную палату, где он организует собственную школу иконописцев и становится «жалованным царским изографом»
Слайд 4
В своем творчестве мастер активно использует приемы «фряжского»
(западного) стиля, ищет новые формы, сообщая фигурам характерность и
движение. С помощью многослойных «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой, он добивается того, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза уже кажутся «живыми».
Слайд 5
Сочинение «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. 1666)
Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»
Слайд 6
Владимирская икона Божией Матери. 1662 г. Государственный Русский
музей
Слайд 7
Икона "Спас Великий Архиерей" 1657-1658 гг.
Слайд 8
Спас Нерукотворенный. Слева - образ "Мокрая брода" (XV
век), справа - "Спас Нерукотворенный" Симона Ушакова
Слайд 9
Похвала Владимирской иконе Божией Матери («Насаждение древа государства
Российского»). 1668 г. Государственная Третьяковская галерея
Слайд 10
Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором.
Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского». 1668 г. Государственная
Третьяковская галерея
Слайд 11
«Архангел Михаил, попирающий дьявола.» 1676 г., Государственная Третьяковская
галерея
Слайд 12
Троица. 1671 г. Государственный Русский музей
Слайд 13 Деталь картины Паоло Веронезе «Пир в доме Левия».
1573 г. Галерея Академии художеств в Венеции.
Слайд 14
Икона "Троица Ветхозаветная". Слева - икона Симона Ушакова
(1667 г.), справа - икона Андрея Рублева
Слайд 15
Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. Григория
Неокесарийского на Большой Полянке. 1668 г., Государственная Третьяковская галерея