Слайд 2
Окна РОСТА
«Окна Роста» (или «Окна сатиры Роста») —
особого типа плакаты на политические, военные и хозяйственные темы
дня, которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно — сначала Российским телеграфным агентством (Роста), а затем Главным управлением политико-просветительных учреждений Наркомпроса РСФСР (Главполитпросветом).
«Окна РОСТА» — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20г. Эти серии запоминающихся плакатов навсегда остались в истории советского искусства как исключительное самобытное явление.
Слайд 3
Из истории
Первоначально «Окна Роста» вывешивались только в витринах
(окнах) пустовавших магазинов. Отсюда их название, которое писалось крупными
буквами над рисунками, в виде заголовка — «ОКНО САТИРЫ РОСТА».
Но темы «Окон» были не только сатирические. Поэтому слово «сатиры» вскоре исчезает из заголовка, а затем и самый заголовок заменяется пометкой «Роста» с обозначением очередного номера. С февраля 1921 года вместо этой пометки ставится другая -«Главполитпросвет».
Все же название «Окно Роста» сохранилось как условное обозначение известного типа плакатов.
Слайд 4
Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись
и размножались с помощью трафарета до 150 и более
экземпляров, затем выставлялись в витринах (окнах) магазинов, на вокзалах, в агитпунктах и других людных местах в столице и других городах.
Слайд 5
В «Окнах РОСТА» » широко использовались традиции лубка
и раёшника и т.д.
Лубо́к - вид графики, изображение
с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Раёшник - рифмованная проза, которой говорил рассказчик и его персонажи.
Рисунки (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета).
Первое "Окно сатиры № 1" в 1919 г. выпустил художник М.М.Черемных в сотрудничестве с журналистом Н.К.Ивановым. Первые окна состояли из нескольких не связанных между собою карикатур, фельетонов.
«Окна», выпущенные в первые месяцы работы, довольно разнохарактерны: есть «Окна», состоящие из одного большого рисунка, есть многотемные, есть такие, в которых наряду с рисунком, снабженным краткой подписью, помещено совершенно не связанное с рисунком стихотворение.
Слайд 6
Окна РОСТА представляли собой плакаты, включавшие в себя
несколько зарисованных сюжетов и стихи. Действие развивалось последовательно от
рисунка к рисунку и с помощью хлестких, острых стихов составлялось в рассказ.
Слайд 7
Специфика плакатов заключалась в немедленной реакции на самые
злободневные вопросы и факты.
Целью всей работы над плакатами
было максимально быстрое и доходчивое отображение новостей народу. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися.
Плакаты поднимали дух войск Красной армии в Гражданскую войну.
«Окна РОСТА – фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников вручную стопятидеситимиллионного народища»
В. В. Маяковский
Слайд 8
Иллюстрации, для упрощения картинки, выполнялись в основном в
трех цветах, которые считались символичными . Герои изображались красными,
враги – черными, а все остальное пространство белым. Таким образом, информативные сообщения были понятны даже неграмотному народу.
Слайд 9
Острые, доходчивые сатирические плакаты разоблачали врагов молодой Советской
республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в
газеты.
Слайд 10
В начале октября 1919 г. к выпуску "Окон"
приступил В.В.Маяковский, который изменил структуру плаката, подчинив текст и
рисунки каждого плаката одной теме. С января 1920 г. окончательно установился тип однотемного окна. В создании "Окон РОСТА" помимо М.М.Черемных и В.В.Маяковского участвовали художники И.А.Малютин, А.М.Нюренберг, А.С.Левин, В.О.Роскин, А.М.Лавинский, В.В.Хвостенко и др.
Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах. «Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.
Слайд 13
Плакаты РОСТА, как правило, многосюжетны. В них сложился
и типизировался определенный дух персонажей, переходящих из плаката в
плакат: рабочий, красноармеец, крестьянин, капиталист, поп.
Слайд 16
Таким образом, плакат, включающий в себя емкие стихи,
становится не только отдельным видом изобразительного искусства, но и
мощным механизмом формирования общественного мнения, доказывая тем самым, что сфера влияния изобразительного искусства может распространяться на политические и военные события.
Слайд 17
В годы Великой Отечественной войны советского народа против
немецко-фашистских захватчиков по образцу «Окон Роста» выпускались «Окна ТАСС».
Окна ТАСС - агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков.
В "Окнах ТАСС" – серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны отражались в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене. "Окна ТАСС" – цветные сатирические плакаты, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет.
Окна ТАСС
Слайд 18
Окна ТАСС
Страшнее пули
Было создано свыше 1500
«Окон ТАСС».
Тираж доходил до 1000 экземпляров
Без "Окон ТАСС" невозможно
себе представить военную столицу, боевой ритм ее жизни, организующую роль Москвы в достижении Великой Победы.
Слайд 19
Соколов
Николай Александрович
(1903 – 2000)
Крылов
Порфирий Никитич
(1902- 1990)
Куприянов
Михаил Васильевич
(1903 –
1991)
Кры
Никс
Художники - Кукрыниксы
В выпуске «О. Т.» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.).
В "Окнах ТАСС" работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы.
Слайд 20
26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое
"Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял
фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.
Слайд 21
Художественные особенности "Окон ТАСС" многогранны и разнообразны. Самые
первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы "Окон
РОСТА". Плакат состоял из четырех-пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали тему произведения.
Таково, например, "Окно ТАСС" № 5 "Чего Гитлер хочет, и что он получит", выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.
Слайд 22
Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не
печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через
трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.
Слайд 23
В начальный, самый тяжелый период войны главным героем
плакатов был сражающийся советский воин, как в плакате «В
горах, на равнине, на каждом шагу – смерть врагу!». Другой плакат, изображающий за решеткой окровавленных мужчин и женщин перед телом старика, призывал: «Боец Красной Армии! Не дай в обиду семью, родину, советский народ! Бей немецкого гада насмерть!».
Вобрал в себя всю боль народную, всю глубину народной ненависти к фашизму знаменитый плакат «Боец, отомсти!»,
плакат Моора «Помоги!», плакат Ирины Басиновой «Кровь за кровь, смерть за смерть!» (1942 г.).
Образы с плакатных листов доходили до глубины души и сердца каждого советского человека, помогали ему в борьбе, будили ненависть к врагу.
Слайд 24
Плакаты делались, как правило, с большим мастерством и
обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя
советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
Советский плакат «Моряки гвардейцы», Окно ТАСС №470 создан в 1942 году художником К.Вяловым. На плакате изображен моряк, подымающий красное знамя с образом Ленина и надписью "За нашу Советскую Родину СССР". На плакате, за моряком изображены сцены морских баталий. Плакат несет агитационную направленность против немецко-фашистских захватчиков, восхваляя подвиг советских моряков. Внизу плаката помещена надпись В. Лебедева-Кумача:
Фашистский пират, не надейся
Живым от гвардейцев уйти.
Коль враг повстречался гвардейцам -
Обломки плывут на пути!
Слайд 25
От выпуска к выпуску стиль изменялся. Каждый художник,
приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль
новые черты. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, построенный на сопоставлении двух-трех деталей, или два-три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.
Слайд 26
Этот прием широко использовался в плакатах, где текст
напоминал частушки. Например, в листе № 613, созданном художником
П. Саркисяном и поэтом В. Лебедевым-Кумачом:
Слайд 28
Другие выпуски более близки по форме к агитационному
панно. Плакат № 1019 М. Соловьева назван "Слава защитникам
Москвы". На нем дано крупным планом изображение столичного рабочего, вступившего в народное ополчение, а также изображены фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль "За оборону Москвы". Панно напоминает и плакат № 444 П. Соколова-Скаля "России двинулись сыны", где величавый памятник Пушкину как бы напутствует своим гордым обликом воинов, направляющихся на фронт. Здесь же приведены стихотворные строки Пушкина "Страшись, о рать иноплеменных!".
Плакат: Слава защитникам Москвы!
Автор: Соловьев М.М.
Год: 1941
Слайд 29
В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие
потомков к беспощадной борьбе с врагом. Были выпущены листы,
запечатлевшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.
Слайд 30
Советский плакат «Фашистские сводки, фальшивые сводки», Окно ТАСС
№536 создан в 1943 году художниками П.Соколовым-Скаля и Н.Радловым.
Плакат создан в карикатурном стиле и имеет политическую направленность против нацистской пропаганды Геббельса. Плакат поделен на две части, в верхней из которых изображен плывущий Геббельс, который на словах уничтожил советский флот. В нижней части изображены реальные события уничтожения гитлеровских кораблей советскими подводными лодками. Под плакатом помещены стихи С.Маршака:
Фашистские сводки, фальшивые сводки
Наш доблестный флот потопили давно,
А наши эсминцы и наши подлодки
Немецких акул посылают на дно.
Окна ТАСС- оружие сатиры
Слайд 31
Советский плакат «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось»,
Окно ТАСС №778 несет политическую направленность на поражение фашистской
Германии и её союзника Италии. Плакат создан в 1943 году художниками Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов). Плакат посвящен успехам Красной Армии в сражении на Курской дуге. В результате начала этой операции англо-американские войска смогли высадится в Сицилии (Италия) 10 июля 1943 года, а Гитлер не смог оказать помощь своему союзнику Муссолини. На плакате изображен Гитлер в виде тигра, попавшего лапой в капкан с надписью "Курская дуга". А тем временем Муссолини пошел ко дну. Плакат «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось» в сатирической форме разъясняет политическую значимость для мира Курского сражения на Восточном фронте.
Слайд 32
Год выпуска: 1944
Художник: Кукрыниксы
Категория: Великая Отечественная война, Окна
ТАСС
Плакат: Окно ТАСС №1218: История с географией
"Окно ТАСС".
1944 Бумага на фанере, тушь, гуашь. 207 х 86
Собственность художников "Окно ТАСС", напечатанное в газете, сопровождалось стихами С. Маршака:
1941-1945 Географическую сетку
Он превратить хотел в жилетку,
Чтобы на ней пестрел узор
Бесчисленных морей и гор.
Европа - чуть повыше талии,
Берлин и Мюнхен - на груди,
А Сан-Франциско - позади.
Мечтал он стать земным диктатором
И опоясаться экватором!
Но отлетели, как цветы,
Завоевателя мечты,
И сам попал он, точно в клетку,
В географическую сетку.
Ему из клетки не уйти.
Как зверь, сидит он взаперти.
Слайд 33
Крах фашистской армии в ходе трех лет Великой
Отечественной войны
Оригинальный рисунок, легший в основу плаката, находится в
Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике
Плакат «Три года войны» (1944)
Слайд 34
Год выпуска: 1944
Художник: Кукрыниксы
Категория: Великая Отечественная война, Окна
ТАСС
Плакат: Окно ТАСС №1027: Два котла. Пустой котел
в Берлине ...и русский котел под Минском
Трафарет, тушь, гуашь. 174,5 х 85,5
Собственность художников "Окно ТАСС", напечатанное в газете, сопровождалось стихами С. Маршака:
Вот два котла. Один - берлинский.
Он плохо, кажется, варит.
Другой котел - пониже - минский.
Он густо немцами набит.
Но почему так в нижнем густо?
А потому, что в верхнем пусто!
Слайд 35
Большое количество «Окон» было посвящено укреплению нерушимого единства
фронта и тыла советской страны. Обращенные к труженикам тыла,
к рабочим и колхозникам, они звали на доблестный труд во имя победы: «Сын на фронте, на поле отец, каждый из них достойный боец: один бьет винтовкой, другой - урожаем, с фронта и тыла врага побеждаем!». Еще оптимистично звучат призывы к работникам тыла: «Растут резервы с каждым днем, с лица земли врага сотрем!». Чуть позже к работникам тыла обращаются уже не с просьбами, а с заявлениями – «Брак и прогул - помощь врагу!» (1943) и спрашивают с него план: «Товарищ! А как ты выполняешь свои обязательства?» (1944).
Слайд 36
С наступлением перелома в войне в пользу Советского
Союза трагические сюжеты сменялись образами, вселяющими надежду, уверенность в
победе. Эта уверенность окрыляла советских солдат, удесятеряла их силы.
Слайд 37
Окна ТАСС рассказывали о победах нашей армии в
годы Великой Отечественной войны
Слайд 38
Уже в начале кровавейшей войны советские люди были
уверены в своей победе.