Слайд 8
Вглядитесь внимательно в этот портрет.
Слайд 10
- Чем отличается он от портретов,
созданных художниками ХVIII века?
Слайд 11
- Что вы можете рассказать о социальной принадлежности
изображённых на них людей, об их занятиях, симпатиях, устремлениях?
Слайд 12
Картина, на которой мы видим женщину
на баррикаде, во главе восставших с флагом в руке.
В картине ощущается накал ситуации, порыв, взволнованность, даже драматичность момента, наверное это какие - то революционные события …
Французский художник Эжен Делакруа
“Свобода на баррикадах”, Свобода, ведущая народ.
Слайд 13
Это новые герои в искусстве Европы, рождённые
послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические
предпосылки определили иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром. На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить сегодня на уроке.
Французский художник Эжен Делакруа
“Свобода на баррикадах”, Свобода, ведущая народ.
Слайд 14
ТЕМА:
«Романтизм
в художественной культуре Европы ХIХ в.»
Эпиграф
Романтизм - принадлежность не только одного искусства, не только одной поэзии: его истоки в том, в чём источник и искусства и поэзии – в жизни.
В.Г. Белинский.
Слайд 16
Рубеж XVIII - XIX – столетий
характеризуется новым направлением в духовной культуре РОМАНТИЗМОМ, возникшем на
почве разлада идеала и действительности. Решающую роль в его зарождении сыграли эпоха Просвещения и Французская революция. Идеи “свободы, равенства, братства “ оказались утопической мечтой, а эпоха революции и 10-летняя наполеоновская эпопея закончились мрачной реакцией. Всё это породило настроение разочарования жизнью, пессимизма, новую модную болезнь - “мировую скорбь” и нового героя, бунтующего, не находящего себе места.
Слайд 17
Рубеж XVIII - XIX – столетий
характеризуется новым направлением в искусстве РОМАНТИЗМОМ, возникшем на почве
разлада идеала и действительности.
Решающую роль в его зарождении сыграли эпоха Просвещения и Французская революция.
Слайд 18
Вывод:
Наступило глубокое разочарование
среди деятелей культуры. Новые государственные учреждения не оказались разумными,
главным рычагом власти стали деньги, стремление к наживе.
Слайд 19
Где искать героя …
… в истории, в средневековье.
Обращая свои взоры в прошлое, художники
находили там проявления народного героизма,
мятежного духа, способного противостоять злу и
насилию.
Слайд 20
Вот он новый герой…
… яркая , творческая личность, одержимая страстью, бунтующая
против законов несправедливого общества. Он сражается со злом, зовёт к борьбе, испытывает минуты отчаяния и тоски, но всегда оказывается победителем, даже смертью своей утверждая победу.
Пришёл новый творческий метод –
РОМАНТИЗМ.
Слайд 21
Романтизм начал складываться в искусстве Европы
в конце XVIII века, после французской буржуазной революции. Его
расцвет приходится на 30-е годы XIX века, а время существования приходится на первую половину века.
Слайд 22
ГЛАВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА:
1. Неприятие реальной жизни, стремление
познать непознанное.
2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество
в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
5. Экзотика дальних стран.
Слайд 23
Развитие романтизма во французской живописи протекало
в острой полемике с приверженцами классицизма.
Романтики укоряли своих
предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни».
В 20—30-х гг. работы многих французских художников отличались нервной возбужденностью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классических норм длилась долго, почти полстолетия.
Слайд 24
Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать»
романтизм, был Теодор Жерико (1791—1824).
Теодор Жерико (1791—1824)
художник заявил о себе большим портретом «Офицер конных егерей
императорской гвардии, идущий в атаку».
На вздыбленном коне, развернувшись к зрителю корпусом, с саблей наголо предстает бравый и смелый офицер, призывающий солдат за собой.
В стремительной и динамичной композиции запечатлен героический дух наполеоновской эпохи, ее романтика.
«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»
Слайд 26
Героику современности запечатлели
и другие картины художника.
В 1816 г. общественность Франции остро отреагировала на катастрофу корабля «Медуза». Крушение произошло по вине неопытного капитана. Почти все пассажиры погибли, и лишь немногие спаслись на плоту, который много дней носился в бушующем море у берегов Африки. Этот сюжет послужил основой гигантского полотна «Плот "Медузы"».
«Плот "Медузы"»
изобразил драматический момент: измученные люди увидели наконец на горизонте
судно. Сплотившись в единую группу, они, обретшие надежду, подают сигнал бедствия.
Контрастом возбужденным динамичным фигурам служат безжизненные тела погибших либо впавших в полную апатию людей. От трупа, голова которого опустилась в воду, взгляд зрителя движется к юноше, ничком лежащему на досках плота. Натурой для этого персонажа послужил художник Делакруа.
«Плот "Медузы"»
Слайд 28
Среди героев картины есть
и реальные лица — таково изображение инженера Корреара, указывающего
на спасительный корабль. Настроению сюжета вторит мрачная колористическая гамма полотна, нарушаемая лишь вспышкой красных и зеленых пятен. Применительно к этой работе через пять лет после смерти Жерико и возник термин «романтизм».
«Плот "Медузы"»
французского романтизма в живописи стал Эжен Делакруа (1798—1863).
Сын члена революционного Конвента и видного политического деятеля времен Директории, художник сформировался в атмосфере жгучих споров парижских политических салонов.
Его первые работы были написаны под сильным стилевым влиянием Жерико. Настоящими же своими учителями мастер считал Рубенса, Веласкеса и Микеланджело, а также Шекспира, Данте и Байрона, в сочинениях которых ему были близки мощь и бунтарство.
Эжен Делакруа (1798—1863).
Слайд 30
Бурный дебют Делакруа
состоялся в 1822 г., когда в парижском Салоне была
выставлена его работа «Данте и Вергилий». Написанная на сюжет «Божественной комедии», она отличается глубоким драматизмом, подчеркнутой пластикой фигур, динамичностью цвета.
«Данте и Вергилий».
Слайд 31
Смелая композиция картины будоражила
недовольных обывателей, знатоки же восторженно приветствовали молодого мастера, предрекая
ему блестящий путь в искусстве.
«Данте и Вергилий».
Слайд 32
Еще больший резонанс
во французском обществе вызвала работа «Резня в Хиосе» (1824)
— отклик художника на события периода героической борьбы греческого народа с турецкими поработителями.
Торжество насилия и разбоя — такова атмосфера этого полотна. С поразительным жаром изображает художник кровавую расправу над беззащитными жителями греческого острова, не скрывая своего сочувствия к жертвам.
«Резня в Хиосе» (1824)
Слайд 33
В творчестве Делакруа все лучшее несет отпечаток возбуждения,
которое обычно обуревало художника во время работы. Неистовой силой
вдохновенья и чувственностью пронизана его картина «Смерть Сарданапала», написанная по мотивам трагедии Байрона.
«Смерть Сарданапала»
Слайд 34
Изображая самоубийство некогда всесильного ассирийского владыки,
Делакруа идет дальше поэта: на уничтожение обречено не только
несметное богатство царя, но и все живое, ему принадлежащее: наложницы, рабыни, слуги, кони. Предельность страсти, хаос, смятение, воплощенные на полотне, рождают ощущение конца бытия, глобальной человеческой катастрофы.
«Смерть Сарданапала»
Слайд 35
Важный этап творчества
Делакруа связан с событиями Июльской революции 1830 г. Самая
известная работа — «Свобода, ведущая народ» (другие названия: «28 июля 1830 года», «Свобода на баррикадах»). На полотне среди трупов и порохового дыма высится женщина с трехцветным знаменем, призывно зовущая за собой восставший народ.
«Свобода, ведущая народ»
парижан угадываются образы (напоминает Гавроша из романа Гюго «Отверженные»),
студента с ружьем в руках (здесь автор изобразил себя), рабочего. Взятые из гущи жизни персонажи в сочетании с эмоционально-страстной аллегорической фигурой Свободы кажутся символами революционного взрыва.
«Свобода, ведущая народ»
Слайд 37
Поездки в Марокко
и Алжир в 1831—1832 гг. обогатили впечатлительного мастера новыми
экзотическими ощущениями. Колорит его полотен меняется; в них чувствуется стремление передать с помощью красок определенное настроение.
«Охота на львов в Марокко»
Слайд 38
Картина романтизма в европейском изобразительном искусстве
будет не полной без великого мастера Франсиско Гойи (1746—1828).
Художник жил и работал в Испании, отсталой стране, некогда владевшей половиной мира, но давно уступившей первенство на политической и экономической арене. Его отец был позолотчиком алтарей.
Франсиско Гойи (1746—1828)
Слайд 39
Как художник Гойя складывался очень медленно,
и его индивидуальность начала проявляться лишь к сорока годам.
Зрелое же творчество приходится на конец XVIII — начало XIX в.
Франсиско Гойи (1746—1828)
Слайд 40
В 1775 г. Гойя переезжает в Мадрид, где
он получил выгодный заказ — картины для шпалер королевской
мануфактуры.
Работа над ними продолжалась вплоть до 1791 г., и выполнил Гойя в общей сложности 43 эскиза, посвященных народной жизни (сбор урожая, игры, праздники, уличные драки, фигуры нищих, контрабандистов, разбойников, нападающих на господ и др.).
Картины для шпалер пронизаны жизнерадостным настроением, чувством полноты бытия.
Франсиско Гойи «Народный праздник в день Святого Исидора»
Слайд 41
Перелом в мироощущении художника произошел в 1791г.
Он заболел, и последствием болезни стала глухота.
Человек страстного темперамента, ярко романтическая натура, Гойя остро реагировал на перипетии своей судьбы и стал по иному смотреть на окружающую действительность, открывать в ней безобразные стороны и отталкивающие образы.
Франсиско Гойи (1746—1828)
Слайд 42
Серия офортов под названием «Капричос« (1797—1798) — это
обвинительный акт художника «миру сему» — злу, мракобесию, уродству
души, тупости, алчности. Свой жесткий приговор Гойя выносит, прибегнув к гротескным образам, почерпнутым из народных испанских поверий, басен, поговорок, сплетая реальность с фантастикой, а иносказание — с карикатурой.
Слайд 43
Офорты выполнены на основе сочетания света и тени,
черного и белого цвета, что позволило выразительно передать мимику
людей и стремительность их жестов. «Капричос » включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Некоторые из них посвящены современным нравам.
Слайд 44
Но, пожалуй, самое сильное впечатление оставляют картины,
где реальность сплетается с потусторонностью. Среди них знаменитый офорт
«Сон разума порождает чудовищ» — аллегория «спящего» в своем безрассудстве человечества.
«Сон разума порождает чудовищ»
Слайд 45
Черно-белое видение действительности, запечатленное в «Капричос», не заслонило
художнику красочного богатства мира. Великолепный колорист, он выполнил в
конце XVIII в. ряд блестящих по технике и глубоких по проникновению в характер модели портретов.
Величавой уверенностью веет от фигуры маркизы де Ла Солана.
Маркиза де Ла Солана
Слайд 46
Уродливую тупость уловил мастер в изумляющем своей откровенностью
групповом портрете королевской семьи Карла IV и Марии-Луисы (которые,
кстати, были вполне довольны этой работой).
Портрет королевской семьи Карла IV и Марии-Луисы
Слайд 47
Соперничают с созданиями итальянских мастеров Возрождения его знаменитые
«Махи» («Маха одетая» и «Маха обнаженная»).
Слайд 48
Вторжение французов в Испанию и героическая борьба
испанцев с лучшей, по тогдашним меркам, армией Европы изменили
жизнь художника. События тех дней послужили поводом для создания картин «Восстание 2 мая» и «Расстрел со 2 на 3 мая 1808 года», наполненных глубоким драматизмом.
«Восстание 2 мая»
«Расстрел со 2 на 3 мая 1808 года»
Слайд 49
С 1808 по 1820 г. художник работает
над своей второй графической серией «Ужасы войны». Серия состоит
из 85 листов офортов и листов со смешанной техникой (офорт с акватинтой), где с реалистической прямотой показаны картины, восприятие которых требует крепких нервов — изувеченные трупы, грабежи, насилие, казни... Среди них изображение испанской девушки Марии Агостины, стоящей на трупах и продолжающей стрелять (эпизод обороны Сарагосы, в которой участвовал и сам Гойя).
Какое мужество!
Из серии «Ужасы войны»
Все проходит.
Из серии «Ужасы войны»
Слайд 50
Последние работы мастера несут отпечаток тоски и
трагизма. Он расписал стены своего дома фресками, где проносятся
на шабаш ведьмы, а время пожирает своих детей.
Франсиско Гойи
"Сатурн, пожирающий своих детей"
Франсиско Гойи
«Шабаш ведьм»
Слайд 51
В этом же «доме глухого» он сотворил
последнюю графическую серию, дав ей название «Диспартес» («необычности» «излишества»,
«безумства»).
В серии представлены самые «зашифрованные» аллегории и сложные по смыслу художественные образы. Уродства, гримасы монстров вызывают отвращение и одновременно сострадание к великому мастеру, погруженному в путину безысходности и безмерного ужаса. Со временем эти темы возродятся в искусстве XX в.
Слайд 52
Трагический разлад личности с окружающим миром
лежит в основе романтизма.
Одни авторы отправляли своих
героев в экзотические страны, другие – в далёкое прошлое, третьи погружались в фантазии, грёзы, мистические видения.
Столь же трагический оттенок приобрели образы природы. Художники обращались к таинствам ночи, кладбищенской тишине или бушующей стихии.
Слайд 53
Общие черты романтизма:
неприятие окружающей действительности, несправедливости в
отношении к людям,
трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой,
враждебность этой среды художнику и герою.
Слайд 54
Перед романтиками жизнь предстала полной противоречий.
Они увидели сложность жизни, увидели, что в ней уживаются
прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, тьма и свет. Романтики стремились понять исторические судьбы народов, их самобытность, стали изучать народное творчество, фольклор.