Слайд 2
Новейшая литература
подводит итог художественным и эстетическим исканиям
всего столетия;
помогает понять всю сложность и дискуссионность
нашей действительности;
своими экспериментами и художественными открытиями намечает перспективу развития литературы ХХI в.
Слайд 3
Поэзия с 1960 по настоящее время наследует от
предшествующих эпох две тенденции:
Одна из них направлена на познание
логики бытия, стремится к реалистическому отражению действительности, укреплению языковых норм, предполагает воспитательную функцию произведения.
Другая тенденция связана с установкой на эксперимент, критическим отношением к языковой норме и отказом от дидактической функции.
Слайд 4
Поэзия второй половины 20-го в. разнообразна и многолика.
Её бытование связано с именами А. Ахматовой, А. Твардовского
, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, А. Тарковского, И. Бродского, М. Исаковского, Л. Мартынова, Б. Ахмадулиной.
Слайд 5
Проблема исследования:
Что дают эксперименты современной поэзии?
Это
положительное или же отрицательное явление в русской литературе?
Слайд 6
Цель исследования:
Выяснить, по какому направлению
движется современная поэзия и каково отношение современных поэтов к
традициям.
Слайд 7
Задачи исследования:
Изучение современной поэзии;
Сопоставление произведений современных поэтов друг
с другом и с классической поэзией;
Сопоставление разных точек зрения
критиков на современный поэтический процесс.
Слайд 8
Методы исследования:
анализ поэтических текстов;
изучение критической
литературы;
сопоставление высказываний разных критиков.
Слайд 9
Литературные тексты современной экспериментальной поэзии в лице
Вс.
Некрасова, Е. Шварца, И. Жданова, А Драгомаценко, также поэтов-иронистов:
Нины Искренко, В. Друка, И. Иртеньева, Е. Бунимовича, поэтов концептуальной поэзии: Т. Кибирова, Д. А. Пригова, В. Бахчаняна, Л. Рубинштейна, неоклассической поэзии: В. Кривулина, О Седаковой.
Слайд 10
«Метареализм и концептуализм – не столько замкнутые группы,
сколько полюса, между которыми движется современная поэзия, - стилевые
пределы, между которыми существует столько же переходных ступеней, сколько новых поэтических индивидуальностей»
Слайд 11
О. Мандельштам:
«Ныне происходит как бы явление глоссолалии. В
священном исступлении поэты говорят на языке всех времён, всех
культур. Нет ничего невозможного. Как комната умирающего открыта для всех, так дверь старого мира настежь распахнута перед толпой. Идите и берите. Всё доступно: все лабиринты, все тайники, все заповедные ходы».
Слайд 12
Всеволод Некрасов:
Я помню чудное мгновенье
Невы державное теченье
Люблю
тебя Петра творенье
Кто написал стихотворенье
Я написал стихотворенье.
Слайд 13
Л. Рубинштейн:
«Поэзия точно есть, хотя бы потому, что
её просто не может не быть. Её можно не
читать, её можно игнорировать. Поэзия … в прямом и переносном смысле ставит язык на место».
Слайд 14
Литература андеграунда
Иронизм
Концептуальная
поэзия
Имидж
Неоклассическая
поэзия
Соц-арт
Концептуализм
Минимализм
Маньеристы
«Митьки»
Метареализм
Критический
Сентиментализм
Слайд 15
Иронизм.
Характерны чёткая гражданская поэзия и ирония, точно адресованная
советскому обывателю.
Слайд 16
Иронизм – «поэзия потерянного поколения»
В 50-х – рождены,
В
60-х – влюблены,
В 70-х – болтуны,
В 80-х – не
нужны.
Е. Бунимович.
Слайд 17
«Зевая мы проветриваем дом…»
Зевая, мы проветриваем дом
Чтобы
душа в пыли не задохнулась,
Чтоб у неё причёска не
помялась,
Не рухнул быт, налаженный с трудом,
Зевая, мы идём на компромисс,
Чтоб если что сказать, что, дескать, прозевали
что дескать прозябали в безответственной неволе
в плену у некоторых напряжённых мышц
мы открываем варежку пошире
и раздвигаем локти, словно на кресте,
и мысль колеблется, как девочка на шаре,
пока зеваем мы и говорим
Прости
И верим, что мы будем прощены,
когда организованно зевая,
предстанем пред судом Верхнего Трамвая,
Повиснув, слипнувшись и что-то прищемив,
Ты лишь начнёшь, я сразу подхвачу
и передам другим, как эстафету.
Мы обзеваем хором всю планету,
придремывая друг у друга на плече
Кто там? Ко мне?
Нет, только не сейчас
Я занята Простите Я Зеваю. Нина Искренко
Слайд 18
Выхожу один я на дорогу
В старомодном
ветхом шушуне,
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
Впрочем,
речь пойдёт не обо мне…
Кончался век, 20 век,
Мело, мело во все пределы,
Что характерно падал снег,
Причем, что интересно, белый…
(Игорь Иртеньев);
Слайд 19
Идеологические клише:
МИНЗДРАВ СССР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:
Всё миновалось, молодость
прошла…
(Евгений Бунимович).
Освобожденная страна
Вздохнув развалится на части
Но кто –то соберёт запчасти
И вспомнит наши имена
(Владимир Друк),
Слайд 20
Концептуальная поэзия.
Широкое направление в новейшей русской поэзии, которое
включает в себя по меньшей мере три течения: соц
- арт, концептуализм (московский романтический), минимализм.
Слайд 21
Соц-арт.
Это способ опровержения культуры социалистического реализма
путём разложения этой культуры на составляющие её элементы -
«кирпичики» - политические лозунги, культурные мифы и разговорные клише советской эпохи, или концепты.
Слайд 22
Концепты
Это культурные стереотипы (политические лозунги, идеологические штампы, речевые
клише)
Концепт – это устоявшееся понятие
культуры, её штамп, её «общее место» (Т.Кирибов).
Слайд 23
Соц-арт создает «дубликаты» - травестийное воспроизведение серьёзных официальных
символов.
Слайд 24
«Дмитрий Александрович Пригов»
Дмитрия Пригова.
Слайд 25
«Маленький человек» Дмитрий Александрович Пригов - это «советский
неприхотливый тип» (« Я бросил пить…») из цикла «Домашнее
хозяйство»
Вот я курицу зажарю
Жаловаться грех
Да ведь я ведь и не жалуюсь
Что я – лучше всех?
Даже совестно, нет силы
Вот поди ж ты – на
Целу курицу сгубила
На меня страна.
Слайд 26
Дмитрий Александрович Пригов, « Пушкин сегодня», предлагает уничтожить
пушкинские стихи:
Внимательно коль приглядеться сегодня
Увидишь, что Пушкин, который
певец,
Пожалуй скорее, что бог плодородия
И стад охранитель, и народа отец
Во всех деревнях, уголках бы ничтожных
Я бюсты везде бы поставил его
А вот бы стихи я уничтожил –
Ведь образ они принижают его.
Слайд 27
«Любовь к родине»
Вот могут скажем ли литовцы,
Латыши,
разные эстонцы
Россию как родную мать
Глубоко в сердце воспринять,
Чтобы любовь
была большая?
Конечно, могут – кто мешает.
Слайд 28
Миросозидание
В день посуду помою я трижды,
Пол помою -
протру повсеместно.
Мира смысл и структуру я зиждю
На пустом вот
казалось бы месте.
Слайд 29
Соц–арт, на сегодня прекративший своё
существование, стал способом разрушения искусства социалистического реализма путем доведения
до абсурда.
Слайд 30
Концептуализм
,, Концептуалисты создают свой язык путем вторичного использования любых
«затертых до дыр» от сверхэксплуатации и омертвевших высказываний –
клише – речевых штампов, «общих мест»печати, широкоупотребительных фразеологизмов, пословиц, поговорок, строк популярных песен, фрагментов русской и советской литературы, которые превратились в расхожие цитаты.
Слайд 31
«Крылатые слова». Центон.
«Чапаев: - А Васька слушает да
ест!!
Наполеон: – В Москву, в Москву, в Москву!
Всадник без
головы: - горе от ума.
Сизиф: - Кто не работает, тот не ест.
Крупская: - С милым рай в шалаше.
Павлик Морозов: - Чти отца своего…
Эдип: - И матерь свою.
Митрофан: - Я знаю только то, что ничего не знаю.
Иуда: - Язык родных осин».
Слайд 32
Одна из самых заметных фигур московского концептуализма -
поэт Лев Рубинштейн, создавший собственный жанр - жанр
картотеки.
Слайд 33
Официальное сознание Л. Рубинштейна - чужое, цитатное:
22. Жизнь даётся человеку, чтобы жить,
Чтобы
мыслить, и страдать, и побеждать…
24. Жизнь даётся человеку - вот он и
Жить торопится, и чувствовать спешит…
Слайд 34
Минимализм.
Это поэзия минимального авторского присутствия и воздействия.
Любимое
изречение минималистов: «Не мы владеем языком, а язык владеет
нами».
Слайд 35
Охохо
у нас-то хорошо
у них плохо
что
у них плохо
то у нас хорошо
почему уж так
потому что
у
нас
Родина
а у них что
Вс. Некрасов
Слайд 36
Вс. Некрасов.
«Не сотворять –
творцы вон чего натворили, открыть, понять, что на самом
деле. Открыть. Отвалить – остался там ещё кто живой, хоть из междометий…»
Слайд 37
М. Айзенберг
«О революции, которую совершил в русской поэзии
Всеволод Некрасов; революции настолько бескровной, что её умудрились, ощутив
и приняв к сведению не заметить. Не заметить, как речь стала поэзией».
Слайд 38
Вс. Некрасов (1960г.)
1.Зима
2. Весна весна весна весна
Зима зима зима весна весна весна весна
Зима зима зима зима весна весна весна весна
Зима зима зима зима и правда весна.
Зима зима зима зима
и весна.
Слайд 39
Поэзия имиджа.
Творческая деятельность Митьков и куртуазных маньеристов, поэтов,
которые стилистически весьма далеки друг от друга, не схожи
своей установкой на игру с авторским образом.
Главным творением и Митька и куртуазного маньериста является созданная ими же легенда, которой подчинено всё - внешний облик, имя, поведение, жизнь и – только после этого – творческая практика.
Слайд 40
М. Эпштейн
«Метареализм – это не отрицание реализма, а…
усложнение самого понятия реальности, которая обнаруживает свою многомерность, не
сводится с физического и психологического правдоподобия, но включает и высшую, метафизическую реальность, явленную пушкинскому пророку.»
Неоклассическая поэзия.
Слайд 41
«Ночное шитьё»
Ну, что же душа? Что
ты спишь, как сурок?
Пора исполнять, вдохновенья урок.
Бери
свои иглы, бери свои рядна,
натягивай страсти на старые кросна –
гляди, как летает челнок Ариадны…
Как древний герой, выполняя заданье,
из сада мы вынесем яблоко ночи
и вышьем, и выткем своё мирозданье…
(О. Седакова)
Слайд 42
Новейшая поэзия в оценке критиков
«Поэзия умеет вбивать в лёгкие израсходованную речь и
выдыхать её, оживив, обогатив кислородом…. Сейчас – после морока советского язычея – особенно дорого это живительное свойство поэзии. С данной точки зрения, поэты – адвокаты своего поколения».
Гандлевский С.
Слайд 43
Новейшая поэзия в оценке критиков
«Ситуация
культурного посмертья, деградация больших смыслов повлекла за собой и
разрушение синтаксиса, смысл рождается из бессвязного бормотания и причитания, из вскриков и шёпотов. Стих составлен из лохмотьев ассоциаций, из обрывков исторической ткани – и даже не сшит, а брошен так, едва организован ритмом, строфической разбивкой. Феерический смысловой хаос в этих стихах – отражение исторической катастрофы… которые только ещё и держат эфемерное строение стиха»
Ермолин Е.
Слайд 44
Выводы
«В определённой степени
именно современный этап может быть рассмотрен как подведение итогов
20 века, эксперименты модернизма и авангарда 1910 – 1920-гг., апофиз соцреализма в 1930-е гг. его саморазрушение в последующие десятилетия и отмеченного началом формирования на основе этого великого и трагического опыта новых художественных тенденций, характеризующихся напряженными поисками таких ценностных ориентиров и творческих методов, которые бы открывали выход из затяжного духовного кризиса, переживаемого Россией в течение всего столетия»
Н. Лейдерман и М. Липовецкий
Слайд 45
Выводы
Таким образом, я пришла к выводу, что эксперименты
в современной поэзии – положительное явление, так как поэты
не отрицают традиции русской классики, напротив, широко используют цитаты и переосмысливают в контексте нового времени известные произведения. Эксперименты необходимы, чтобы найти новые пути и средства для дальнейшего развития высокой поэзии.