Слайд 2
Феерическая комедия
ФЕЕРИЯ (фр. faerie от fee -
фея).
Театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную
постановку с разнообразными сценическими эффектами
Слайд 3
Маяковский видел, конечно, отрицательные стороны революции, поэтому у
него так много сатиры, обличающей все недостатки, которые кажутся
ему наиболее явными.
Но эти «промахи» и «недостатки» поэт оправдывал великой целью, верил в высокие идеалы.
И часто желаемое принималось за действительное.
Слайд 4
Художественной высоты сатира Маяковского достигла в его драматургии.
Сам
Маяковский назвал « Клопа» феерической комедией, а проблему пьесы
определил как «разоблачение сегодняшнего мещанства».
Пьесу «Клоп» можно отнести к жанру фантастическому, ведь действие происходит в 1978-ом году, а написана вещь в 1928-29гг.
Маяковского интересует, что изменится через 10 советских пятилеток.
Слайд 5
В общество будущего попадает размороженный Присыпкин и заражает
многих бациллой мещанства.
Маяковский показывает как сильна и неистребима бывает
воинствующая пошлость.
С ней он боролся всегда и был уверен, что в будущем, в коммунистическом обществе человечество изживет свои пороки.
Слайд 6
Сюжет пьесы близок повести Булгакова «Собачье сердце».
В пьесе
«Клоп» профессор размораживает Присыпкина, пролежавшего 50 лет в погребе.
Ученый наблюдает его оживление и приспособление к жизни нового времени.
Маяковский отказывает Присыпкину, этому закоренелому мещанину, жить в человеческом обществе и в результате помещает его в зоосад.
Присыпкин оказывается в одной клетке с клопом, попавшим в будущее с его воротника.
Такой поворот сюжета перекликается с решением профессора Преображенского вернуть Шарикова в «собачье» состояние.
Финал «Клопа» звучит как сатира: Присыпкин «орет в зрительный зал: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего же я один в клетке ?...»
Слайд 7
Каким изобразил
общество будущего автор?
Люди будущего не понимают,
что такое поэзия, они не знаю толком кто такой
Страдивари, не разбираются в музыке.
Такое впечатление, что настоящие чувства, радости жизни людям будущего недоступны. Любовь они воспринимают как «человеческую половую энергию, разумно распределяемую на всю жизнь».
А состояние влюбленности оценивается как «древняя болезнь», «воспалительный процесс». В этом стерильном обществе люди не пьют и не курят, не здороваются за руку.
Слайд 8
Каково отношение к человеческой личности в этом обществе?
«Наша
жизнь принадлежит коллективу»;
«каждая жизнь рабочего должна быть использована
до последней секунды».
Человеческая жизнь неприкосновенна только потому, что коллектив должен ее использовать. Поэтому и разморозили Присыпкина, поэтому и нельзя «заморозить его обратно»- он не принадлежит себе.
Присыпкину, поскольку стены комнаты из матового стекла, «даже карточку любимой девушки нельзя к стенке прикнопить», и он кричит : «Товарищи, я протестую !!! Я ж не для того размерз, чтобы вы меня теперь засушили».
Слайд 9
Каковы отношения прошлого и будущего
в пьесе?
Хотя минуло
50 лет и многие люди прошлого еще живы, люди
будущего почти ничего не знают и не помнят об этом прошлом.
Разные эпохи разделены, разорваны.
Но в будущем многое осталось от прошлого: «бывший Тамбов», крики « Долой!» во время голосования, названия газет.
Штампы живучи!
Слайд 10
Как изображается главный герой Присыпкин?
Меняется ли сам главный
герой, Присыпкин,
в новом для него обществе?
Почему
Маяковский изобразил будущее общества беспомощным перед Присыпкиным?