Слайд 2
Основные мотивы творчества М.Ю.Лермонтова
Дом (кровля, стены, жилец)
Вечность (век,
всемогущий, святое, душа)
Путь (пространство, граница)
Поэт (песни, чувства, звуки, искра
жизни, правда)
Звезды(небесный свод)
Слайд 3
1 октября 1831 год.
Смерть отца поэта-Юрия Петровича
Лермонтова.
Слайд 4
Первое разочарование в любви.
Во время обучения в
Московском университете Лермонтов увлекся Н.Ф. Ивановой и В.А. Бахметьевой,
но его постигло разочарование.
Слайд 5
В это время Лермонтовым написаны лирические стихи, поэмы,
драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831 год),
осуждавшая власть и крепостное право. Также он участвовал в студенческом бунте. После столкновений с профессурой, которую раздражало дерзкое поведение Лермонтова, поэта « попросили уйти» .
Слайд 6
В Петербурге он пытался поступить в университет, однако
ему не зачли двухлетнего обучения в Московском Университете и
предложили поступить на первый курс. По совету своего друга Столыпина Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года» (10 ноября 1832 - 22 ноября 1834), заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера.
Слайд 7
Когда надежде недоступный,
Не смея плакать и любить,
Пороки юности преступной
Я мнил страданьем искупить;
Когда былое
ежечасно
Очам являлося моим
И всё, что свято и прекрасно,
Отозвалося мне чужим;
Тогда молитвой безрассудной
Я долго богу докучал
И вдруг услышал голос чудный.
«Чего ты просишь?» он вещал;
«Ты жить устал? — но я ль виновен;
Смири страстей своих порыв;
Будь как другие хладнокровен,
Будь как другие терпелив.
Твое блаженство было ложно;
Ужель мечты тебе так жаль?
Глупец! где посох твой дорожный?
Возьми его, пускайся в даль;
Пойдешь ли ты через пустыню
Иль город пышный и большой,
Не обожай ничью святыню,
Нигде приют себе не строй».
1834-1835г.
Слайд 8
В этом стихотворении создан образ скептика, разуверившегося в
идеалах юности, любви и в возможности искупления грехов страданием.
Стихотворение построено как диалог с богом, как его речь, прозвучавшая в ответ на обращение героя. При этом «вина» бога, ответственного за поруганные «мечты» героя, за состояние безнадежности и разочарования, снимается вследствие того, что его блаженство «было ложно». Поэтому и сама молитва, обращенная к богу, — «безрассудна» и «докучлива». Переоценка Лермонтовым романтических представлений о жизни повлекла обострение и углубление скептических настроений («И все, что свято и прекрасно, / Отозвалося мне чужим»).
Слайд 9
Блаженство для поэта - нести людям правду
«Есть
чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно…».
М.Ю.Лермонтов понимает,
что его правда не нужна людям, и поэтому его «блаженство было ложью».
Слайд 10
Призыв к смирению («Смири страстей своих порыв») касаются
только «пороков юности» и ведут не к примирению с
жизнью, а к обретению твердости и стойкости на жизненном пути. Юношеская «мечта» уступает место трезвому самоотчету. Бог, утешая, наставляет героя на трудный путь, на котором его ждут новые испытания («Будь как другие хладнокровен, / Будь как другие терпелив... / Не обожай ничью святыню, / Нигде приют себе не строй»). Обреченный на непонимание и одиночество, герой тем не менее не покидает позицию избранничества, он не должен останавливаться, он должен идти дальше и выполнять, предназначенную ему миссию. Все это дает право считать стихотворение переходным от юношеской лирики к зрелой.
Слайд 11
1835 год-любимая женщина М.Ю. Лермонтова- В.А.Лопухина выходит замуж.
Слайд 12
1836 год- запрещена представленная Лермонтовым в драматическую цензуру
драма «Маскарад».
Слайд 13
19 марта 1837 год- после стихотворения «Смерть поэта»
- 1 ссылка на Кавказ
Слайд 14
В феврале 1840 года на балу у графини
де Лаваль состоялось дуэль с Э. де Барантом, сыном
французского посла, за что Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк (приказом от 9 апреля).
Слайд 16
Итоги урока:
Проанализировав 3 стихотворения М.Ю. Лермонтова, можно проследить
такую тенденцию: отношение Лермонтова к назначению поэта и поэзии
меняется по мере взросления поэта, изменения его мироощущения, по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. От романтических настроений в стихотворении «Мой дом» до реалистических в «Пророке», от оптимистических до трагических ноток.