Слайд 3
ТОЛСТАЯ, ТАТЬЯНА НИКИТИЧНА
Русская писательница. Родилась 3 мая 1951
в Ленинграде. Отец – академик-филолог Никита Толстой, деды –
писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».
Слайд 4
Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация
– рассказ «На золотом крыльце сидели…» появился в журнале
«Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей «Клеем и ножницами.»
Слайд 5
В середине 1980-х написала и опубликовала в периодической
печати около 20 рассказов (Факир, Круг, Потеря, Милая Шура,
Река Оккервиль и др.) и повесть «Сюжет». В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: « На золотом крыльце сидели…».
Слайд 7
Официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни
упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много
в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.
Слайд 9
В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние
Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова –
с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее ее „морализма"».
Слайд 11
В 1990 уезжает преподавать русскую литературу в США,
где проводит по несколько месяцев в году почти все
последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки.
В 1997 отдельной книгой (Любишь – не любишь) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 – книга Сестры, написанная совместно с сестрой Натальей.
Слайд 12
В 2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь –
о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману,
полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.
Слайд 14
Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному.
В
начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль, 2000, Ночь,
2001), сборник «Сестры», выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи Толстых (День. Разное, 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой «День». Личное (2001) и ее книга Изюм (2002).
Слайд 15
Публицистика Толстой также вызывает противоречивые отзывы.
В 2001
Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в
номинации «Проза», в том же году – престижную премию «Триумф».
Слайд 17
С 2002 является соведущей (вместе со сценаристкой Авдотьей
Смирновой) телепередачи «Школа злословия».
Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы.
М., «Советский писатель», 1987; Любишь – не любишь. Рассказы. М., «Олма-Пресс», 1997; Река Оккервиль. Рассказы. М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000; «Иностранка», 2001; Ночь. Рассказы. М., «Подкова», 2001; Личное. М., «Подкова», 2001.
Слайд 19
Библиография:
Сборники:
На золотом крыльце сидели (1987)
Любишь — не любишь
(1997)
Сёстры (в соавторстве с Наталией Толстой) (1998)
Река Оккервиль (1999)
Двое
(в соавторстве с Наталией Толстой) (2001)
День. Личное (2001)