Слайд 2
Поэма «Медный всадник»
1833 год
«Мы понимаем смущённую душой, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном всаднике… мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаёмся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальной, обеспечивая участь народа и государства, что за него историческая необходимость и что его взгляд на нас есть уже его оправдание»
В. Г. Белинский
Композиция поэмы
1. Вступление –
разговор о
памятнике как о живом существе, которое способно дума и мыслить:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…
Памятник - символ Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно
2. Первая часть поэмы
- осенний Петербург
- молодой человек Евгений спешит домой с мыслями о своей возлюбленной
- ночью начинается страшнейшее наводнение, по улицам плывет все, что можно
- Евгению удается спастись, он взбирается на мраморного льва и сидит недвижимый
- его мысли занимает судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
Слайд 6
3. Вторая часть поэмы
рассказ о том ,
что было после наводнения
- Евгений спешит к дому любимой и…
…Узнать не может. Вид ужасный!
Все перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено…
- ему открывается ужасная картина:
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь ворота,
Снесло их, видно. Где же дом?
- он теряет рассудок и начинает дико хохотать
- он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут
- в один из дождливых дней он движется
к Медному Всаднику
Слайд 7
3. Вторая часть поэмы
(продолжение)
- Евгению кажется , что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним
- Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт
- с тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной
- не придя в себя после наводнения и долго не прожив, Евгений умирает вскоре
Слайд 8
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Слайд 9
Кульминация -
бунт героя против Медного всадника,
который изменил всю Россию, смотря далеко вперед, но не
видя, что творится вблизи
Развязка – смерть Евгения
Противостояние жизни и смерти, человека и государства, природы и цивилизации – все это изобразил в своем произведении Пушкин
темы поэмы
тема Петра,
тема «простого»
«строителя («маленького»)
чудотворного» человека,
«ничтожного героя»,
волновавшая поэта
с конца 1820-х гг.
символический образ
Медного всадника
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн
И вдаль глядел.
Слайд 12
Петр I в начале поэмы представлен как
царь-реформатор, которым гордится Россия
Медный Всадник
предстает как устрашающий образ:
«Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?».
Слайд 13
Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает
гнев на «горделивого истукана», тот же начинает преследовать его:
«И
во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал».
Слайд 14
- живой Петр поглощен мыслью
о судьбах России
-
его окаменевший образ утратил этот патриотизм
- бесчувственный памятник, сорвавшись с места, преследует Евгения
- бездушная государственность обезличивает всех, простые люди выглядят несчастными и обездоленными
Слайд 15
И Медный всадник
предстает как главный виновник
стихии, обрушившейся на город, поэтому, сошедший с ума Евгений,
грозит кумиру на бронзовом коне:
«Ужо тебе…»
Слайд 16
Тема простого человека -
образ Евгения
- чиновник
- он хочет спокойно жить своей обычной жизнью
- но счастье не свершается
- он и его невеста они становятся жертвами петербургского наводнения 1824 года
- невеста погибает
- после гибели невесты Евгений сходит с ума
Слайд 17
Его безумие вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией
Он начинает гневаться
на императора,
допустившего
в городе своего
имени такие беды
и тем самым гневит Петра
Слайд 18
Медный всадник (конная статуя Петра Первого на
Сенатской площади) сходит со своего постамента и гоняется за
Евгением всю ночь по улицам Петербурга
Две правды в поэме
правда
правда
Евгения, Петра,
человека человека
частного государственного
вся поэма –
это их неравный конфликт
Слайд 21
Вывод
- В итоге Евгений сдается -
умирает
- по мнению самого Пушкина,
прав Петр
Величие империи важнее трагедии маленьких людей.
Частный человек обязан покоряться воле императора
Слайд 22
В поэме появляется и
Александр Первый
Он смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает:
с божьей стихией царям
не совладать
Вывод
Пушкин выстраивает иерархию: император выше простого человека, но бог выше императора
поэмы
- исторический
- условно – литературный,
вымышленный
- легендарно - мифологический
Слайд 24
Смысловой план поэмы
-
исторический
Наводнение —
историческая основа сюжета
и источник один из конфликтов поэмы — конфликта
между городом и стихией
Слайд 25
Это своеобразный
итоговый «документ»
эпохи
Слайд 26
Смысловой план поэмы
- условно – литературный
Подзаголовок поэмы:
«Петербургская повесть»
Евгений — центральный персонаж этой повести
Слайд 27
Лица остальных жителей Петербурга неразличимы
Это «народ», толпящийся на улицах, тонущий
во время наводнения (первая часть), и холодный, равнодушный петербургский люд во второй части
Слайд 28
Смысловой план поэмы
- условно – литературный
Реальный
фон рассказа о судьбе Евгения - Петербург: Сенатская площадь, улицы и окраина
Действие в поэме перенесено на улицу: во время наводнения Евгений оказался «на площади Петровой».
Слайд 29
Домой, в свой «пустынный уголок», он, обезумевший от
горя, уже не возвращается, становясь обитателем петербургских улиц
«Медный
всадник»
— первая в русской
литературе
урбанистическая поэма.
Слайд 30
Смысловой план поэмы -
легендарно – мифологический
Он задан
заголовком поэмы — «Медный всадник»
Напоминает о себе фигурой «кумира на бронзовом коне»
Слайд 31
В кульминации поэмы (погоня Медного всадника за
Евгением)
этот план доминирует
Слайд 32
Смысловой план поэмы -
легендарно – мифологический
Появляется мифологический герой, ожившая статуя —
Всадник Медный
Слайд 33
В этом эпизоде Петербург как будто теряет реальные
очертания, превращаясь в условное, мифологическое пространство
Слайд 34
Исторический и условно-литературный планы
господствуют в
реалистическом
сюжетном
повествовании
(первая
и вторая части)
(менее 500 стихов)
соединились история
и современность,
частная жизнь героя с жизнью исторической,
реальность с мифом
Слайд 36
«Медный всадник»
- уникальное произведение,
«памятник
нерукотворный» Петру, Петербургу,
«петербургскому» периоду русской истории
Слайд 37
А. С. Пушкин обращается не к
истокам Петровской эпохи, а к ее итогам, к современности
Историю
и современность поэт объясняет, создавая емкую символическую картину Петербурга
«Град Петров» — это не только историческая сцена, на которой развертываются и подлинные, и вымышленные события
Петербург — символ петровской эпохи, «петербургского» периода русской истории