Слайд 2
Языческое мировосприятие являет собой основу мифов славянских народов.
Те, в свою очередь, охватывают всю сферу духовной культуры,
в том числе и материальной. Славянские мифы берут свое начало в древней индоевропейской культуре, так как именно оттуда пошли первые представления о мироздании.
Самый расцвет славянской мифологии приходится на конец первого тысячелетия до нашей эры, как раз тогда, когда происходило этническое единение древних славян с 9 - 10 века. Когда племена славян расселялись между Вислой и Днепром по Центральной и Восточной Европе от Эльбруса до Дуная и южного побережья Балтийского моря до северной части Балканского полуострова, происходила дифференциация мифов
Слайд 3
У карпатских славян есть сказание, согласно которому мир
был создан двумя голубями, которые сидели на дубе среди
моря и думали, «как свет основать». Решили спуститься на дно морское, взять мелкого песку, посеять его, а с него пошла бы «черная землица, студена водица, зелена трава». А с золотого камня, который тоже добыт на дне морском, — пошло бы «синее небо, светлое солнце, ясен месяц и все звезды».
Слайд 4
Согласно одному из мифов, изначально мир был окутан
тьмой. Там находился лишь прародитель всего сущего — Род.
Он был заключен в яйце, но сумел породить Ладу (Любовь), и ее силой разрушил скорлупу. Сотворение мира началось с заполнения его Любовью. Род создал царство небесное, а под ним — поднебесное, отделил Океан от вод небесных твердью. Затем Род разделил Свет и Тьму и родил Землю, которая погрузилась в темную бездну Океана. Из лица Рода вышло Солнце, из груди — Луна, из очей — звезды. Из дыхания Рода появились ветра, из слез — дождь, снег и град. Голос его стал громом и молнией. Затем Род родил Сварога и вдохнул в него могучий дух. Именно Сварог устроил смену дня и ночи, а также создал землю — помял в руках горстку земли, которая затем упала в море. Солнце обогрело Землю, и запеклась на ней корочка, а Луна остудила поверхность.
Слайд 5
Самый главный - Творец Вселенной Род, который силой своей
любви к Ладе создал нашу землю
Род был творцом Вселенной и родителем
всего сущего на земле. Появился на свет из Золотого Яйца в начале времен. Стал родителем Лады, через которую создал множество звездных миров. Из его лица вышло Солнце, из груди - месяц, из глаз - звезды, из бровей - зори, из мыслей - ночи, из дыхания - ветры.
Слайд 6
Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится
как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали
дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.
Слайд 7
Среди даров Сварога людям были и его сыновья
— Сварожичи. Первый из них Даждьбог — бог Солнца,
податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!».
Слайд 8
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев
Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень
выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
Слайд 9
Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя
Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший»,
«дядя по отцу»
Слайд 10
Мара-Марена — грозная и могучая богиня, дочь Лады,
жена Кощея. Она покровительствует зиме, недугам, а в конечном
счете — смерти
Слайд 11
Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения
жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на
белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — славянский бог радостного света, весны и тепла Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.
Слайд 12
Макошь или Мокошь, в славянской мифологии богиня плодородия
и судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может
сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в дом
Слайд 13
ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и
Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов
- добрыми или злыми.
Слайд 14
Жива или Живана, в славянской мифологии олицетворение плодоносной
силы, юности, красоты всей природы и человека - то
есть весны.
Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.
Слайд 15
бог един, но у него множество проявлений. Чаще
всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит
(Свентовит).
Слайд 16
Рядом с Триглавом всегда находились Белбог и Чернобог,
которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной
свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Белбога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем
Слайд 17
Чернобог, он же Черный Змей, Кощей, он же
Повелитель Нави, Тьмы и владыка Пекельного царства. Бог холода,
уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог.