Слайд 2
На родине Есенина.
А. Солженицын
Четыре деревни одна за
другой однообразно вытянуты вдоль улицы. Пыль. Садов нет. Нет
близко и леса. Хилые палисаднички. Кой-где грубо-яркие цветные наличники. Свинья зачуханная посреди улицы чешется о водопроводную колонку. Мерная вереница гусей разом обёртывается вслед промчавшейся велосипедной тени и шлёт ей дружный воинственный клич. Деятельные куры раскапывают улицу и зады, ища себе корму.
На хилый курятник похожа и магазинная будка села Константинова. Селёдка. Всех сортов водка. Конфеты-подушечки слипшиеся, каких уже пятнадцать лет нигде не едят. Чёрных буханок булыги, увесистей вдвое, чем в городе, не ножу, а топору под стать.
Слайд 3
В избе Есениных – убогие перегородки не до
потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовёшь ни одну.
В огороде – слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда в темень забирался Сергей и складывал первые стихи. За пряслами – обыкновенное польце.
Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, – и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой далёкой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать:
На бору со звонами плачут глухари…?
Слайд 4
И об этих луговых петлях спокойной Оки:
Скирды солнца
в водах лонных…?
Какой же слиток таланта метнул Творец сюда,
в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?.
Слайд 5
Мы теперь уходим понемногу…
Мы теперь уходим понемногу
В ту
страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне
в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Слайд 6
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про
себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что
я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Слайд 7
Мераб Мамардашвили как-то сказал, что самое философское из
всех философских размышлений — это размышление о смерти, что
с этого начинается философия. И именно эта мысль чаще всего встречается в стихах Есенина.
“Не жалею, не зову, не плачу, // Всё пройдёт, как с белых яблонь дым...” (1921)
. “Цветы мне говорят — прощай, // Головками склоняясь ниже, // Что я навеки не увижу // Её лицо и отчий край” (1925).
“Я знаю, знаю. Скоро, скоро // Ни по моей, ни чьей вине // Под низким траурным забором // Лежать придётся так же мне” (1925).
“Все успокоимся, все там будем, // Как в этой жизни радей ни радей...” (1925).
“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — // Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом” (1924).
“В этом мире я только прохожий...” (1925).
“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник” (1924). “И потому, что я постиг // Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо...” (1925).
Слайд 8
Откуда же эта пронзительная грусть, эта безысходная тоска?
Нет, тут не революция и не количество выпитых бутылок
виноваты — тут дело в другом.
Слайд 9
“Жизнь — обман с чарующей тоскою”
Земля — корабль,
но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу
бурь и вьюг
Её направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался, —
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Слайд 10
Что, собственно, мы знаем о Сергее
Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его
жизни?
Его поэтические произведения — это его заветный дневник. Поймём ли мы этот дневник, не понимая, что за человек создал его?
Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Слайд 11
Написав несколько скупых
автобиографических строк, поэт заканчивает словами: “Остальное — в моих
стихах”.
Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина — совершенное художественное целое, то жизнь его — раздёрганную, странную, противоречивую — художественным целым никак не назовёшь.
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не жалея ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Слайд 12
1) Счастливое детство. Любимец в семье, он делал,
что хотел. Живой, спокойный, весёлый, умный, общительный. Хорош собой,
на него рано стали заглядываться девушки.
2)“Дома он погружался в свои книги и ничего не хотел знать. Мать и добром, и ссорами просила его вникать в хозяйство, но из этого ничего не выходило” .
Слайд 13
“Весной и летом Сергей пропадал целыми днями в
лугах или на Оке…»
Вывод: совершенно нормальный, лишь более талантливый,
чем прочие, крестьянский мальчик, можно сказать, образец душевного равновесия и здоровья.
Зато потом!
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Слайд 14
Зато потом!
Каждый стих мой душу зверя лечит…
3) Он
начинает пить и пьёт временами запойно, сжигая себя. Становится
нервным, беспокойным. “Беспокойный взгляд их (глаз Есенина) скользил по лицам людей изменчиво — то вызывающе и пренебрежительно, то вдруг неуверенно, смущённо и недоверчиво”, — вспоминает М.Горький свою встречу с Есениным в Берлине.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
Слайд 15
Может, поздно, может, слишком рано,
И о чём не
думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный
поэт.
4) Рано женился, была семья, дети, любил их, но удивительно легко с ними расстался, и с тех пор отношения с женщинами становятся всё более странными. Случайные связи. Женитьба на Айседоре, совершенно поразительная по нелепости. “Эта знаменитая женщина... являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно”, — пишет Горький .
Потом не менее странный брак с Софьей Толстой, которую заведомо не любил; никто не мог понять, зачем же он женился. И с годами всё меньшая разборчивость в отношениях с женщинами.
Слайд 16
Живу без приюта и без пристанища…
Живёт неустроенно, без
квартиры, как будто временно, перед переездом куда-то. “Живу я
как-то по-бивуачному, без приюта и без пристанища...” — пишет он в письме.
Качалов вспоминал о встрече с Есениным в 1925 году: “Прекрасное лицо: спокойное, без гримас, без напряжения; спокойное лицо, но в то же время живое, отражающее все чувства, какие льются из стихов...”
“Но, — замечает Е.И. Наумов, — в 1925 году Есенина видели и совсем другим — надломленным, мрачным, нетрезвым”.
Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
Слайд 17
”
«Я живу ничего, только, между прочим, уж тяжело,
думаю кончать. Жить не могу! Хочу застрелиться из револьвера»
В
последний год жизни наступает как будто просветление, в стихах порой — любовь к жизни, бодрость, душевное равновесие; с другой стороны, нарастают мотивы увядания, прощания, грусти, тоски.
И даже в последний день своей жизни он был разным.. “Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и больное впечатление, — пишет В.Маяковский. — Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся... От него и двух его тёмных спутников несло спиртным перегаром”
. “Передо мной был человек, товарищ, поэт, видящий свою гибель, схватившийся за мою руку только затем, чтобы ощутить человечье тепло».
Слайд 18
«Песнь о собаке»
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи
в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их
ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Слайд 19
Чужого горя не бывает…
Искренность и сила поэтической выразительности
Есенина так велики, что горе одного живого существа в
этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов.
При этом каждый из читателей ощущает не только горе собаки, но и переживания автора.
/
Слайд 20
Почему мир настолько жесток, что любая жизнь не
стоит в нем ни гроша…
О том, что горе животного
может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.
Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта, не представляет для общества какую-либо ценность.
Слайд 21
«Письмо матери»
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я.
Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный
свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Слайд 22
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет
ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не
буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
Слайд 23
В родительском доме лирический герой видит свое спасение
от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от
несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни.
Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость.
Слайд 24
О таком Есенине я плачу” — это слова
Н. Асеева
Подведём некоторые итоги.
Есенин был человеком философской направленности, в
том смысле, что его глубоко волновали философские вопросы: о сущности и предназначении человека, о смерти и тому подобные. Судя по его стихам, это было главное, что его волновало в жизни. У него почти нет чисто философских стихов, но строки-раздумья о жизни и смерти, о человеке вкраплены почти во все его лучшие произведения последних лет, они всё время звучат — то как будто невольно прорываясь сквозь тему ,становясь главной темой, ведущим мотивом.
Слайд 25
Любимые мысли Есенина:
1) “Всё пройдёт, как с белых яблонь
дым”. Мысль о бренности земной жизни, всевластии смерти, вера
в смерть как в высшую силу, в то, что “в той стране не будет” ничего, что смерть — это полное уничтожение.
2) “В этом мире я только прохожий”.
3) “Всё встречаю, всё приемлю”.
4) “Всё пролетело, далече, мимо”, или “Я не буду больше молодым”.
5) “Пей и пой, моя подружка, на земле живут лишь раз”.
6) Жалость, любовь ко всему живому.
7) “Жить нужно легче, жить нужно проще...”
8) Любовь к людям, потому что “в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле...” То есть это любовь-жалость, любовь-сострадание.
9)будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть…