Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Молитва

Содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов – человек сложной судьбы, удивительно одаренный и наделенный многими талантами. Он вошел в историю русской и мировой культуры как поэт, прозаик, драматург, художник. По воспоминаниям современников, характер великого поэта был довольно сложен и
МИХАИЛ   ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841) «МОЛИТВА  (Я, МАТЕРЬ БОЖИЯ, НЫНЕ С МОЛИТВОЮ…)» Михаил Юрьевич Лермонтов – человек сложной судьбы, удивительно одаренный и наделенный многими История создания стихотворенияКак-то Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне Щербатовой, что ему грустно. Щербатова История создания стихотворенияВ 1838 году поэт посылает это стихотворение ( с названием Мотив стихотворенияСтихотворение представляет собой монолог – обращение к пресвятой Богородице, просьбу лирического Композиционное строение Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Читая стихотворение, можем наблюдать движение Композиционное строение В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится Ритмическая организация стихотворенияЛермонтовым выбран трехсложный размер с ударением на первом слоге, предполагающий Интонационно – синтаксические средства художественной выразительностиПервые два четверостишья представляют одно предложение. Все Интонационно – синтаксические средства художественной выразительностиВ стихотворении используется лексический повтор, четыре раза Лексико – морфологическая выразительность словВсе художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного Лексико – морфологическая выразительность словПоэт мало использует эпитеты: «душу пустынную», «странника… безродного», Художественное пространствоПространство в стихотворении представлено весьма интересно: от реальности, которая окружает лирического Литература1. Безносов Э.Л., Чертов В.Ф. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих
Слайды презентации

Слайд 2 Михаил Юрьевич Лермонтов – человек сложной судьбы, удивительно

Михаил Юрьевич Лермонтов – человек сложной судьбы, удивительно одаренный и наделенный

одаренный и наделенный многими талантами. Он вошел в историю

русской и мировой культуры как поэт, прозаик, драматург, художник. По воспоминаниям современников, характер великого поэта был довольно сложен и непрост, отношения с окружающими натянутые. Поэтому одним из основными мотивами его творчества становится мотив одиночества, разочарования в жизни, поиски гармонии и счастья.




Слайд 3


История создания стихотворения
Как-то Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне Щербатовой,

История создания стихотворенияКак-то Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне Щербатовой, что ему грустно.

что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь?

Поэт сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, - воскликнула княгиня Щербатова, - не может быть!» И тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» и преподнес ей в знак благодарности.

Слайд 4 История создания стихотворения
В 1838 году поэт посылает это

История создания стихотворенияВ 1838 году поэт посылает это стихотворение ( с

стихотворение ( с названием «Молитва странника») женщине, которую очень

любил, Варваре Александровне Лопухиной. Посылая письмо из Петербурга в Москву, уже после возвращения из ссылки, Лермонтов пишет о том, что случайно нашел стихотворение это в дорожных бумагах и что оно ему «довольно-таки нравится».

Слайд 5 Мотив стихотворения
Стихотворение представляет собой монолог – обращение к

Мотив стихотворенияСтихотворение представляет собой монолог – обращение к пресвятой Богородице, просьбу

пресвятой Богородице, просьбу лирического героя о счастье дорогой ему

женщины. В стихотворении звучит мотив смирения перед высшими силами и надежды на то, что просьба будет услышана. Все стихотворение проникнуто чувством легкой грусти.

Слайд 6 Композиционное строение
Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Читая

Композиционное строение Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Читая стихотворение, можем наблюдать

стихотворение, можем наблюдать движение души героя. В первой строфе

еще чувствуется сомнение («не с благодарностью иль покаянием»), оно постепенно сменяется смирением и умиротворением («ты восприять пошли к ложу печальному»)
Основной конфликт чувствуется в душе лирического героя, который под сильным влиянием желания счастья дорогому человеку, приходит к Вере, к Богу. Высшим проявлением человечности становится то, что герой просит не за себя, он, скорее всего, понимает: в его жизни покоя не будет. Он просит за ту, которая ему дорога: «Окружи счастием душу достойную».

Слайд 7 Композиционное строение
В последнем четверостишии поэт использует интересную

Композиционное строение В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли

перифразу: «Срок ли приблизится …» Имеется в виду, конечно

же, смерть. Но лирический герой не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. По эмоциональности это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз подчеркивается, что просит герой за душу достойную счастья и покоя.

Слайд 8 Ритмическая организация стихотворения
Лермонтовым выбран трехсложный размер с ударением

Ритмическая организация стихотворенияЛермонтовым выбран трехсложный размер с ударением на первом слоге,

на первом слоге, предполагающий протяженность звучания - дактиль.

Перекрестная точная богатая рифма (в состав рифмы входит много звуков) обеспечивает более глубокое восприятие.

Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играет ассонанс: дУшу, пУстынную, дУшу, врУчить, застУпнице.

Слайд 9 Интонационно – синтаксические средства художественной выразительности
Первые два четверостишья

Интонационно – синтаксические средства художественной выразительностиПервые два четверостишья представляют одно предложение.

представляют одно предложение. Все стихотворение – это 3 предложения.

В начале стихотворения автор использует обращение - матерь божия, оно олицетворяет материнское начало. Лирический герой обращается к ней, как к теплой заступнице в холодном безродном мире.
Из синтаксических средств выразительности автор на протяжение всего текста использует инверсию: душу пустынную, деву невинную, мира холодного. Логическое ударение падает на прилагательные, характеризующие душевное состояние героя, и помогающие создать образы дорогой женщины .

Слайд 10 Интонационно – синтаксические средства художественной выразительности
В стихотворении используется

Интонационно – синтаксические средства художественной выразительностиВ стихотворении используется лексический повтор, четыре

лексический повтор, четыре раза употреблено слово «душа»: душу пустынную,

душу странника – это поэт о своей душе, которую спасать поздно; душе достойной должна помочь прекрасная душа ангела. Два раза повторяется слово «мир»: миру холодному, в котором жил лирический герой, противопоставляется мир, которого достойна героиня – мир упования. Эти повторы говорят о том, что в душе лирического героя грусть, разочарования сменяются надеждами на тихую, счастливую жизнь достойной обладательницы прекрасной души.

Слайд 11 Лексико – морфологическая выразительность слов
Все художественные средства подчинены

Лексико – морфологическая выразительность словВсе художественные средства подчинены задаче выразить глубину

задаче выразить глубину молитвенного чувства человека. Стихотворение начинается с

личного местоимения «я», то есть важен образ лирического героя. Его самохарактеристика (безродность, пустынность, странничество) соответствует тому, как он определяет мир: холодный. Он чувствует, что и в нем есть этот холод, что мир заразил и его, – и всеми силами души хочет уберечь от этого холода теплую, нежную душу любимой.

Слайд 12 Лексико – морфологическая выразительность слов
Поэт мало использует эпитеты:

Лексико – морфологическая выразительность словПоэт мало использует эпитеты: «душу пустынную», «странника…

«душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную»; перифразы: «теплой заступнице

мира холодного», «часу прощальному». Автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует устаревшие слова или их формы («покаяние», «в свете»). Благодаря этому стихотворение очень эмоционально.

Слайд 13 Художественное пространство
Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от

Художественное пространствоПространство в стихотворении представлено весьма интересно: от реальности, которая окружает

реальности, которая окружает лирического героя (холодный пустынный мир, в

котором нет приюта лирическому герою, нет тепла), и мир божественный, мир прекрасных ангелов, к которому обращается герой, от которого ждет помощи. Этот мир теплый, понимающий. Он дарит покой и надежду.

  • Имя файла: analiz-stihotvoreniya-myu-lermontova-molitva.pptx
  • Количество просмотров: 164
  • Количество скачиваний: 1