Слайд 2
«Наше время трудновато для пера...»
В.В. Маяковский
«Ни одна мировая
литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного
списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»
В.А. Чалмаев
«XX век всех нас переломал...»
М.И. Цветаева
Литература XX века
Слайд 3
На рубеже 19-20 веков
Россия переживала перемены во всех
областях жизни.
Предельная напряженность, трагичность времени.
«Время – интереснейшее
пестротою своих противоречий и обилием их».
М.Горький
Слайд 4
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего,
что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться
социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная".
Общая характеристика эпохи
Слайд 5
Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации.
Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей.
Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п
Общая характеристика эпохи
Слайд 6
1904-1905 годы.
Русско-японская война
Слайд 7
II.1905 – 1911 годы
1905 год - один из
ключевых в истории России
В этот год
свершилась революция, начавшаяся с «Кровавого воскресенья» 9 января, издан первый царский манифест, ограничивающий власть монархии в пользу подданных, провозглашающий Думу законодательным органом власти, утверждающий гражданские свободы, создание совета министров во главе с Витте, произошло вооруженное восстание в Москве, явившееся пиком революции, восстание в Севастополе и др.
Слайд 8
Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув
ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее
за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо.
На протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения.
Слайд 9
Революции
Исторические потрясения начала 20века
1905
1917
Февральская
буржуазно-демократическая революция
Октябрьская социалистическая революция
Первая русская революция
Слайд 10
В.В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Слайд 11
Социально-экономическое и политическое развитие России
Начало 20 века –
время правления императора Николая II
Россия – страна со
средним уровнем развития капитализма
Железные дороги связали Центр с окраинами
Возникли крупные банки
Рубль стал одной из самых устойчивых валют в мире
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран
Но при этом – низкая производительность труда
Отсталое сельское хозяйство
Слайд 12
Культура России начала 20 века
Изменения в системе образования
– ликвидация безграмотности, введение всеобщего начального образования
Развитие периодической
печати и книгоиздательского дела
Открытия русских ученых в области медицины: И.Павлов и И.Мечников стали лауреатами Нобелевской премии
В художественной культуре – разнообразие стилей, направлений, идей, методов
«Золотой» век русской культуры, пережитый в 19 веке, сменяется «Серебряным» веком, новым и прихотливым
Слайд 13
Изменения во всем
Быстрыми темпами происходили изменения в науке,
менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались
близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.
Слайд 14
Николай Бердяев
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной
философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного
беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».
Слайд 15
Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной
революции. Поводом для этого стало убийство Александра II 1
марта 1881 года и поражение революции 1905 года. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека. В национальных особенностях русского народа они искали способы преодоления кризиса позитивизма, чья философия получила распространение в начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь мир.
В это же время происходит невероятный, необычайно яркий взлет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник "Вехи", чья роль в интеллектуальной истории России XX века неоценима. "Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего", - именно так скажет о них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. «
Вехи" раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа.
Однако слепота общества оказалась куда страшнее.
Николай Александрович Бердяев
Слайд 16
Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки
отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий
философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую фразу: "Бог умер". Она говорит об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство миропорядка достигает своей кульминации.
Этот кризис во многом способствовал поискам русской философской мысли, переживавшей в тот период небывалый расцвет. В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов и многие другие философы оказали сильнейшее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Кое-кто из них проявил себя и в литературном творчестве. Важным в русской философии того времени было обращение к гносеологической и этической проблематике. Многие мыслители фокусировали свое внимание на духовном мире личности, трактуя жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Общими усилиями они приводили человека к пониманию многообразия реального, практического и внутреннего, духовного опыта
Слайд 17
На рубеже XIX и XX
веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и
изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им.
Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека.
Иллюстрация к роману М. Горького "Фома Гордеев"
Художники Кукрыниксы. 1948-1949 гг
Слайд 18
Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие
разнообразных видов искусства. Расцвет переживает в это время театральное
искусство.
Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф.О. Шехтель).
У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович-
Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии театра,
Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью
Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия
Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.
Слайд 19
Почему и как меняется литература?
На этот вопрос литературоведы
отвечают из настоящего, анализируя прошлое.
Писатели, творя в настоящем, даже
если описывают прошлое, пытаются осмыслить и показать зарождающееся в настоящем будущее.
Слайд 20
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ,
в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли.
Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.
Слайд 21
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место
в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным.
Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
Д.С.Лихачев
Слайд 22
Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний
плавный переход от одной стадии к другой, когда на
определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно.
Параллельно друг с другом развивались реализм и модернизм - самые крупные литературные направления. Но при этом реализм представлял собой сложный комплекс нескольких "реализмов". Модернизм же отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались, объединялись и дифференцировались. Литература как бы "разручеилась".
Вот почему по отношению к искусству начала XX века классификация явлений на основе "направлений и течений" носит заведомо условный, неабсолютный характер.
Слайд 23
В конце XIX - начале XX века русская
литература стала эстетически многослойной
Реализм на рубеже веков оставался масштабным
и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.
Самыми яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке "Среда", а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства "Знание", фактическим руководителем был М. Горький. В разные годы в него входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели.
Значительное влияние этой группы писателей объяснялось тем, что она в самой полной мере наследовала традиции русского литературного наследия XIX века.
Особенно важным для следующего поколения
реалистов оказался опыт А. Чехова.
А.П. Чехов. Ялта. 1903 г
Слайд 24
Русская литература XX века была представлена тремя основными
литературными направлениями:
реализмом,
модернизмом,
литературным авангардом.
Слайд 25
Темы и герои реалистической литературы
Тематический спектр произведений реалистов
рубежа веков, несомненно, шире, в отличие от их предшественников.
Для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их по иному подходить к тематике, вторгаться в ранее заповедные пласты тем.
Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный материал ("Братья", "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других.
Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты
Слайд 26
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы
Значительно обновились в
начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы.
Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести.
Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
Слайд 27
Реализм XX века
В произведениях отражается способность личности сопротивляться
окружающей среде, выявляются механизмы влияния общества, времени на человека.
Происходит углубление и совершенствование принципов психологического анализа.
Авторы: А.Чехов, М.Горький, В.Гаршин, А.Куприн, В.Вересаев, Л.Андреев, И.Бунин
Слайд 28
Критический реализм
(XIX век – начало XX века)
Правдивое,
объективное отображение действительности в ее историческом развитии.
Продолжение традиций
русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
А.П. Чехов
Л.Н. Толстой
А.И. Куприн
И.А. Бунин
Слайд 29
Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый
Н.Д. Телешовым – «Среда»
Издательство «Знамя» открывает М. Горький
Реализм (неореализм)
А. Куприн
М. Горький
Л. Андреев
И. Шмелёв
И. Бунин
Слайд 30
Жанр – повесть и рассказ.
Ослаблена сюжетная линия.
Интересует подсознание,
а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные
чувства, не понимаемые самим человеком.
Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни.
Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий)
Возрастает роль детали.
Поэтические приемы переходят в прозу.
Реализм (неореализм)
Слайд 31
Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим,
для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической
нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении.
Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.
Слайд 32
Девятнадцатый век
….
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду
превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав
составы звезд и жизнь бактерий.
Античный мир вел к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.
Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере .
(В.Брюсов)
Слайд 33
Русскую литературу рубежа 19 - 20 веков
называют Серебряным веком.
1895 – 1920 г.
Слайд 34
Началом «Серебряного века» русской поэзии считаются статьи
Д.Мережковского «Символы», «О причинах упадка…»
Отцом «термина» является русский
философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого», «культурным ренессансом»
В 1933г.в парижском журнале «Числа» Н.Оцуп назвал начало века Серебряным веком русской литературы (по аналогии с «золотым веком»)
Слайд 35
Начало эпохи 1890 год
Николай Минский "Со светом совести"
(1890г.)
Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы"
(1893г.)
Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.)
Окончание эпохи
1921 год
смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.
Слайд 36
От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia —
упадок.
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в
мире своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».
Декаданс
(конец 19 — начало 20 вв.)
Слайд 37
Декаданская лирика
Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие...
Висел всегда, висит поныне...
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл – и
длится,
Как вечное раскаянье...
Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение...
Ни лжи, ни истины не надо...
Забвение! Забвение!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи.
Конец.
З. Гиппиус
Слайд 38
Декаданская лирика
Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой,
не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется
— я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, —
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
Д.С. Мережковский
Слайд 39
Рамон Касас. Юная декадентка. 1899
Декаде́нтство, декаданс (фр. decadence
— упадок) – особое восприятие мира, умонастроение, сложившееся в
конце XIX века.
Слайд 40
Эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали
в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.
Слайд 42
Декадентское движение сегодня
В феврале 1999-го года писательница Маруся
Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные
ночи». Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён.
В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».
Андегра́унд (или андергра́унд) (от англ. underground — подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.
Слайд 43
К декадентам себя относят многие музыкальные группы, особенно
представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё
творчество называют группы «Агата Кристи» (один из их альбомов так и называется «Декаданс»), «Оберманекен», «Бостонское чаепитие», «Кремация Бонифация», «Кабаре Безумного Пьеро», «Пикник» и др.
Слайд 44
Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы,
преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать
над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.
В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.
Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Слайд 45
Символизм
Д. Мережковский,
З. Гиппиус, Ф. Сологуб ,
В. Брюсов, К.
Бальмонт,
А. Блок, А. Белый,
1870-1920-е гг.
От гр. symbolon
- знак, символ.
Слайд 46
Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX
века.
Слайд 47
Истоки русского символизма
Франция 1860-70-е годы.
Артюр Рембо
Поль Верлен
Шарль Бодлер
Стефан Малларме
Основатель символизма – Шарль Бодлер
Слайд 48
Литературные манифесты
1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах
упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Модернизм получает
теоретическое обоснование.
Три основных элемента «нового искусства»:
мистическое содержание,
символизация
«расширение художественной впечатлительности»
1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны».
Литература по воздействию должна быть приближена к музыке.
Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.
Слайд 49
Символический пейзаж
Звукопись. Важна музыка слова.
«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.
Возрождение
сонета, рондо, терцины…
Особенность поэтики
Антитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и
реальный
Цветовая символика
синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир…
белый – идеал, женственность, любовь, мечта…
жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение…
чёрный – тайна, двойственность…
красный – кровь, катастрофа…
Слайд 50
Символ
образ, имеющий безграничное количество значений
«Символ только тогда
истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов)
«Символ
– окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)
передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире;
образ, требующий от читателя сотворчества.
«Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов)
М. Врубель. Роза
Слайд 51
Особенность мировосприятия
Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие
формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей»,
«мировой души»)
В. Соловьев.
Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
К. Сомов «Синяя птица».1918
Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее
Слайд 52
Представители модернистских литературных направлений
Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д.
Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
Акмеисты: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Слайд 53
Старшие символисты
1903 Брюсов «Ключи тайн» :
Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого
духа
Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией
Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.
Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения
Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность
В. Брюсов
К. Бальмонт
Д. Мережковский
З. Гиппиус
Ф. Сологуб
Слайд 54
Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния
души потребовало нового отношения к слову-образу
Я – внезапный
излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей
К.Бальмонт
Младосимволисты
1900гг.-рубеж веков
Философия Владимира Соловьева
…Мы подошли – и
воды синие
Как две расплеснутых стены.
И вот в дали белеет скиния,
И дали мутные видны…
божественное единство Вселенной
Душа мира – Вечная Женственность
Общество построено на духовных началах
В. Иванов
А. Белый
А. Блок
Слайд 56
Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и
интуитивного познания
Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
Эклектичность
, противоречивость
В центре внимания – вопросы о судьбах России
Младосимволисты
Слайд 57
АКМЕИСТЫ Н.Гумилев и А.Ахматова, ФУТУРИСТЫ В.Маяковский и В.Хлебников
критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и
стремление ее отображать, не преобразуя.
Н. Гумилёв
А. Ахматова
В. Маяковский
В. Хлебников
Слайд 58
Представители авангарда
Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников,
В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
Эгофутуристы: И. Северянин,
И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Слайд 59
Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику
старья».
Стихи В.Маяковского, В.Хлебникова.
Слайд 60
В живописи почитают реалистов И.Репина, В.Сурикова, братьев Васнецовых
Слайд 61
Охотно посещают кажущиеся скандальными выставки А.Бенуа, К.Коровина, П.Кончаловского
А. Бенуа.
Последние прогулки Людовика XIV
К. Коровин
Париж после дождя. 1900
П.
Кончаловский
Бой быков в Севилье. 1910
Слайд 62
В музыке продолжают работать композиторы:
Н.Римский-Корсаков (оперы «Сказка
о царе Салтане», «Золотой петушок»)
И.Стравинский ( балет «Петрушка»)
А.Глазунов
С.Рахманинов
А.Скрябин
Слайд 63
Переживает расцвет русский реалистический театр.
Всемирную славу получает система
К.Станиславского, создавшего МХАТ.
Работают великие театральные реформаторы В.Мейерхольд и Е.Вахтангов.
К.Станиславский
В.Мейерхольд
Е.Вахтангов
Слайд 64
Федор Шаляпин
Анна Павлова
Вера Холодная