ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО ,
ТРИДЕСЯТОЕ ГОСУДАРСТВО
Слайд 3
ЧТО ДЕЛАЕТ СКАЗКУ ВОЛШЕБНОЙ?
Волшебная сказка – самая традиционная
и самая популярная разновидность народной сказки. Сказка основана на вымысле, мы заранее знаем, что перед нами нереальный мир. Волшебная сказка – это торжество вымысла, она соткана из чудес. Она переносит читателя в вымышленный мир, отрывает от обыденности и уже этим привлекает его внимание: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь» («Царевна-лягушка»). Иван-царевич отправляется за Жар-птицей «сам не зная, куды» или за Василисой Премудрой «за тридевять земель, в тридесятое царство».
Слайд 4
«Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли
…» – излюбленная присказка. Столь же своеобразно и сказочное
время: оно течет не так, как настоящее, и может замедляться и ускоряться в зависимости от развития действия. Перед нами мир, где даже время течет по иным законам. Например, излюбленный стилистический прием сказки – троекратное повторение – замедляет развитие действия, а в финале время, напротив, ускоряется.
Слайд 5
Большинство волшебных сказок – это истории поиска или
завоевания возлюбленной.Эти сюжеты сложны и увлекательны, они состоят из
нескольких эпизодов, связанных с задачей главного героя. Как правило, он получает очень трудные задания – победить могущественного врага, найти «то – не знаю что» и вернуться обратно живым. Герой непременно отправляется в неведомые края и преодолевает серьезные препятствия.
Слайд 6
Все персонажи волшебной сказки разделяются на две группы:
герои и их помощники, с одной стороны, и враги
и их помощники – с другой. При этом враг изначально гораздо сильнее главного героя. Возможности же главного героя, напротив, вначале преуменьшаются. Создается эффект неожиданности: младший нелюбимый сын, «Иванушка-дурачок» побеждает любое «чудо-юдо», выполняет самые
Слайд 7
сложные задания царя, а в финале и вовсе
превращается в красавца, женится на царевне и сам становится
царем. Вот здесь на помощь герою и приходят чудесные животные или волшебные предметы: говорящая щука, сивка-бурка, серый волк, шапка-невидимка, волшебный клубочек, скатерть-самобранка.
Слайд 8
При этом заслуги самого героя ничуть не умаляются:
ведь помощь он чаще всего получает за свою доброту,
энергичность, трудолюбие, отвагу. Для того, чтобы добро восторжествовало, герою приходится приложить немало усилий, а подчас и измениться самому. Сказка не просто констатирует победу добра над злом, не просто утверждает веру в торжество справедливости. Она показывает нелегкий путь к этому и тем самым формирует представления каким должен быть человек и его поступки.
Слайд 9
КАКОВА ГЕОГРАФИЯ ТРИДЕВЯТОГО ЦАРСТВА?
Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство»
очень часто встречается в русских народных сказках как синоним
выражения «очень далеко».
Царство, в которое попадает герой, отделено от отцовского дома непроходимым лесом, морем, огненной рекой с мостом, где притаился змей, или пропастью, куда герой
Слайд 10
проваливается или спускается. Это – «тридесятое» или иное
или «небывалое государство». В нем царит гордая и властная
царевна, в нем обитает змей. Сюда герой приходит за похищенной красавицей, за диковинками, за молодильными яблоками и живой водой, дающими вечную юность и здоровье.
Слайд 11
Иногда это царство помещается под землей: «Долго ли,
коротко ли, набрел Иван на подземный ход. Тем ходом
спустился в глубокую пропасть и попал в подземное царство». Но ничего специфически подземного там нет. Там обычно вовсе не темно, там такая же земля, как здесь.
Слайд 12
С другой стороны, оно может лежать на горе…
Слайд 13
Наконец, оно может находиться и под водой. Иногда
упоминаются города, провалившиеся в озеро, как в сказании о
граде Китеже.
Слайд 14
Независимо от того, где это царство находится, в
нем иногда имеются прекрасные луга, сады, деревья, и эти
деревья плодоносят. Большей частью сады помещаются на островах: «Взошли на тот остров; на том острове преотличные плоды, растения, цветы». Сады почти всегда имеются в сказке о молодильных яблоках.
Слайд 15
В тридесятом царстве есть постройки, и это всегда
дворцы. Дворец тут чаще всего золотой. Часто он также
мраморный или хрустальный. Этот дворец неприступен. Эта неприступность не составляет препятствия для героя. Через стену он перелезает. В других случаях герой пролезает через щель. Через стену он иногда перелетает, обратившись в орла. Очень часто дворец охраняют животные – львы и змеи.
Слайд 16
Иногда это место, куда прибыл герой, описывается как
город или как государство. «За этим столбом стоит золотой
город на сто верст». Никаких подробностей о государстве мы не узнаем, кроме того, что в нем кто-то царствует. «Приезжают в невиданное царство, в небывалое государство».
Все указанные здесь элементы встречаются в многочисленных комбинациях: город бывает и на острове, и на горах, и под водой, и под землей. То же можно сказать и о дворцах, лугах и садах, которые свободно комбинируются друг с другом и помещаются в разнообразные обстановке.